В 1965 году состоялась самая длинная кольцевая гонка в мире- Marathon de la Route. Это была 82-часовая эпическая гонка на выносливость, проходившая на самой опасной трассе –объединённом 28,2-километровом кольце Нюрбургринга. Раньше такие гоночные марафоны устраивали вообще на дорогах общего пользования по маршруту типа Льеж-София-Льеж, проходящему по шести странам, включая серпантины, кучу горных перевалов, всё это занимало более 90 часов гонки! Практически без остановок! В дорожном трафике! Жесть! Разумеется многие страны отказались от такого опасного мероприятия и в 1965 году гонку перенесли на закрытую трассу-Нюрбургринг, объединив северную и южную петлю.
Гонка проходила по довольно необычным правилам. Время круга не должно было превышать 24 минуты, иначе дисквалификация. Заправка производилась на обычной бензоколонке на трассе, но замена шин и смена пилотов производились в боксах команды. Каждая остановка в боксах, превышающая одну минуту, приводила к штрафу в один круг, вычитаемому из общего количества на финише. Таким образом, пит-стопы были очень короткими, и поэтому ремонт можно было проводить так: во-первых, гонщик мог производить любой ремонт прямо на обочине с помощью запасных частей и инструментов, которые были у него в машине. Это полная жесть! Другим вариантом было провести ремонт в специальном закрытом парке ( Parc Ferme), куда механиков не допускали, или в боксах со штрафом. Но автомобилю разрешалось стоять в боксах не более двадцати минут, иначе команда снималась с гонки.
Гонка 1965 года продолжалась 82 часа, в ней приняли участие 35 экипажей из которых 24 увидели клечатый флаг. Победителями стали французы Анри Гредер и Джонни Ривз на "Мустанге".
7 тысяч км! Вдвоём! День-ночь-день-ночь-день-ночь-день- финиш! Что за люди тогда были? Я с уважением отношусь к современным пилотам, да это тяжёлая работа. Мы видели как в гонке F-1 в Катаре молодые тренированные ребята блюют в шлем и падают в обморок на дистанции в 300 км, а там суровые дядьки дубасят на двоих 7000 км подряд!
Гонка 1966 года была продлена до 84 часов, ее выиграли Жюльен Вернёв и Эндрю Хеджес на MG серии B с 1,8-литровым моторчиком мощностью 140 л.с. Ferrari 275 GTB ехали быстро но через двое суток сошли.
В 1967-68 году стартовали по 43 машины, а доминировали Porsche 911R. Забавно что в гонке 68 года 1 и 2 место экипажи Porsche №28 и Porsche №30 разделило 0.8 секунд! Из- за того, что у первых списали 4 круга штрафа. Из других финишировавших 14 машин прошли гонку без штрафов - таким образом, у них не было ни одного пит-стопа продолжительностью более 59 секунд.
1969 год – 64 экипажа. Представлены: IKA Torino, три 911-х, Lancia Squadra Corse прислала три Fulvia, а Mazda привезла 3 роторных купе. Немецкий Ford представил три Capri 2300 GT, а Мерс три дизельных Mercedes 220d. У BMW было несколько моделей 2002 TI, 1600 TI и 2500, три Volvo, Fiat 125 с парнем по фамилии де Монтедземоло за рулём (ага, тот самый) и, наконец, Triumph TR6, Simca 1100 и 1000 S, Alfa Romeo 1300 Junior и GS, Lotus Elan, три Renault 8 Gordini, Matra, два Mini Cooper, Peugeot 204 coupé, Honda S800, NSU TTS и Rallye Kadett. Выиграли итальянцы на Lancia Fulvia 1.6 HF и то благодаря тому, что у лидировавших аргентинцев на IKA Torino отлетел глушитель. Тут прибежали местные полицаи и пригрозили отменить гонку, если у всех машин не будет исправная выхлопная система, которую некоторые потеряли на кочках. Пока подопечные Фанхио ( он там руководил Escuderia Argentina) искали по кустам и приваривали свой глушак, набрали несколько кругов штрафа.
В 1970 году гонка длилась 86 часов. VW-Porsche 914/6 Жерара Ларруса, Хельмута Марко (да, он) и Клода Халди лидировал и победил.
Гонка 1971 года стала последней. На трассу было заявлено только 39 участников, среди которых не было ни одной заводской команды. Из-за этого, а также из-за того, что гонка была продлена до потрясающих 96 часов, пришло мало зрителей. Жак Анри, Жан-Люк Терье и Морис Нусбаумер выиграли гонку на 1600 кубовом Alpine A110, проехав 487 кругов – 11тысяч120км!
Marathon de la Route 1965-1971 г.г. теперь часть истории автоспорта, которую невозможно повторить.
Победители Marathon de la Route по годам: