Найти в Дзене
GROM I MOLNIYA

Мускул-кары в "смокинге" или европейские гранд туризмо с большим американским мотором.

Оглавление

На самом деле эти выдающиеся автомобили не были мускул карами в том виде, как мы сейчас воспринимаем классические американские масл-кары золотой эпохи середины 60-х начала 70-х годов - много мощности за доступные деньги. Это были дорогие элегантные купе с европейским дизайном и большим американским V8 под капотом. А начиналось всё так:

Facel Vega

Facel-Vega FV на Парижском автосалоне 1954 года.
Facel-Vega FV на Парижском автосалоне 1954 года.

В 1954 году небольшая французская фирма Facel выпустила роскошное купе Vega FV, совместив элегантный собственный дизайн и мощный крайслеровский V8 - будущий HEMI, объёмом в 4,5 или 4,8 литра. Салон был дорого отделан натуральными материалами и оснащен всеми возможными люксовыми опциями, которые можно было установить в то время. До 1958 года модель прошла 4 модификации, объём двигателя на FV4 достиг 5.8 литра, мощность 325 л.с. а ценник под 8000$ , что сопоставимо с роскошным Maserati 3500GT, к примеру американский персональный люкс в виде Ford Thunderbird 1958 года стоил в полном фарше 3700$! К этому времени было продано 357 единиц Facel Vega FV и FVS.

Facel Vega HK500 (1959-1961) с мотором V8 Chrysler объёмом 6,3 литра развивал 390 л.с.
Facel Vega HK500 (1959-1961) с мотором V8 Chrysler объёмом 6,3 литра развивал 390 л.с.

Под маркой Facel выпускались и другие автомобили, такие как быстрый Facel HK 500, Facel II, эксклюзивный седан Facel Vega Excellence, а так же бюджетные спорткары Facellia и Facel III с маленькими моторчиками. В 1964 году компания обанкротилась, успев задать тренд среди европейских производителей на установку американских двигателей V8.

Gordon-Keeble

Купе Gordon-Keeble (1964-1967) Двигатель GM 5,3 литра V8, дизайн Джорджетто Джуджаро.
Купе Gordon-Keeble (1964-1967) Двигатель GM 5,3 литра V8, дизайн Джорджетто Джуджаро.

Два британских джентльмена Гордон и Кибли подхватили тренд. В начале 60-х годов они разработали спортивное шасси и отправили его в Турин к специалистам по кузовам из Bertone. Там пошили костюмчик из стеклопластика, а мотор взяли джи-эмовский от Корвета, объёмом 5,3 литра (300 сил). Известно о 99-ти Gordon-Keeble произведенных с 1964 по 1967 год, после чего производство было окончательно прекращено, а компания обанкротилась.

Bristol

Bristol 407 GTZ (1962) Несколько экземпляров было произведено с кузовом от Zagato и мотором V8 Chrysler 5,1 литр и 250 л.с.
Bristol 407 GTZ (1962) Несколько экземпляров было произведено с кузовом от Zagato и мотором V8 Chrysler 5,1 литр и 250 л.с.

В 1961 году компания Bristol Cars становится независимым производителем спортивных автомобилей (от материнской Британской авиационной корпорации) и переходит с двигателей BMW на моторы V8 производства Chrysler Corporation. Как и раньше, Bristol 407 остался дорогим, надёжным и хорошо оснащённым четырёхместным купе, но теперь с двигателем V8 он стал мощнее и гораздо динамичнее. Кузова собственного дизайна строились вручную на фабрике по производству автобусов(!), а самые дорогие варианты были от Zagato. В последующее десятилетие Bristol постоянно модернизировался, при этом его облик и конструкция оставались достаточно консервативными, а вот объемы и мощность под капотом росла. Так на Bristol 411 Series 1 уже стоял Chrysler V8 383 объёмом 6277 см3 мощностью 335 л.с. После 1976 года Bristol сменил числовые индексы на названия военных истребителей и выпускался вплоть до 2011 года, но неизменно с двигателями Chrysler.

AC 428

AC 428 Coupe/Convertible (1965-1973) Дизайн П.Фруа, 7-литровый двигатель V8 Ford 428
AC 428 Coupe/Convertible (1965-1973) Дизайн П.Фруа, 7-литровый двигатель V8 Ford 428

Британский производитель спорткаров известен прежде всего легендарной AC Cobra, да той самой, когда К. Шелби поженил лёгкий английский спорткар с могучим V8 от Ford. Но спорткары и гоночные родстеры не наша тема, поэтому обратим внимание на гранд турер AC 428. Шасси строились на заводе в Англии, затем отправлялось в Италию, где устанавливали кузов от ателье Frua и вновь возвращались в Англию для окончательной сборки. Ну а двигатель объёмом 7 литров от Ford Galaxie в специальной модификации Interceptor выдавал 345 л.с. С 65го по 73 год было выпущено 49 купе и 29 кабриолетов.

Jensen Interceptor/ FF

Jensen Interceptor (1966-1976) Кузов итальянский Carrozzeria Vignale, Двигатели Chrysler от 6,3 до 7,2 литра.
Jensen Interceptor (1966-1976) Кузов итальянский Carrozzeria Vignale, Двигатели Chrysler от 6,3 до 7,2 литра.

Jensen Interceptor представлял собой прекрасное сочетание американской мощи, итальянского стиля и британской инженерии. Дорогое купе класса GT с шикарным салоном, весь в коже и дереве, кондиционер, электрорегулировки всего, что было возможно в те годы, часы и радиоприёмник аж с четырьмя(!) динамиками. По технике тоже всё в порядке: дисковые тормоза вентилируемые спереди, литые диски, самоблок. И как нам уже нравится- большой Chrysler V8 от 6,3 до 7,2 литра (с пакетом Six Pack 385 л.с.) С 1966 по 1976 гг. фирма Jensen выпустила 6727 ед. модели Interceptor, в том числе 267 кабриолетов, а ещё 320 Jensen FF - первых легковых автомобилей с полным приводом и системой АБС!

Iso Grifo GL/ 7 Litri

Iso Grifo GL Series I (1965-1970) алюминиевый кузов купе спроектировал молодой  Джорджетто Джуджаро (Bertone), а двигатель 5354 см3 от Корвета.
Iso Grifo GL Series I (1965-1970) алюминиевый кузов купе спроектировал молодой Джорджетто Джуджаро (Bertone), а двигатель 5354 см3 от Корвета.

В 60х годах некоторые независимые итальянские автопроизводители не разрабатывали собственные двигатели, гораздо дешевле и проще было закупать их в США. Одними из таких были марки Iso Rivolta и Bizzarrini. Дела обстояли так: талантливый инженер Джотто Биццаррини ушёл из Ferrari с целью уделать последнего, создав автомобиль собственной разработки. Такой прототип был создан для компании Ренцо Ривольты и назывался он Iso Grifo A3/L. Дальше пути этих сеньоров разошлись и в серию пошли два разных автомобиля: Iso Grifo и Bizzarrini 5300 GT. Iso Grifo выпускалась в двух модификациях: GL300 и GL350 (по мощности двигателя). В 1968 г. к ним добавилась Iso Grifo 7 Litri ( в переводе -7 литров), оснащённая большеблочным Chevrolet V8 427 с заявленной мощностью 435 л.с., с которым автомобиль мог разгоняться до 300 км/ч. За всё время было построено 413 единиц Iso Grifo I и II серии (с полузакрытыми фарами), в том числе 90 единиц модификации 7 Litri.

Bizzarrini 5300 GT

Bizzarrini 5300 GT Strada (1965-1968) кузова изготавливались из алюминия в ателье Carrozzeria BBM,  двигатель 5354 см3 от Корвета.
Bizzarrini 5300 GT Strada (1965-1968) кузова изготавливались из алюминия в ателье Carrozzeria BBM, двигатель 5354 см3 от Корвета.

Хотя за дизайн Bizzarrini 5300 GT отвечал тот же Джуджаро, кузова заказывались в ателье Carrozzeria BBM. В остальном технически это был тот же Iso Grifo, только мотор был настроен на 365 л.с. в дорожной версии 5300 GT Strada или 400 л.с. в гоночной версии 5300 GT Corsa. Экспортные экземпляры накрывались кузовом из стеклопластика. Всего с 1965 по 1968 гг. было построено 133 ед. Bizzarrini 5300 GT всех модификаций, не считая двух великолепных родстеров.

De Tomaso Mangusta

De Tomaso Mangusta (1967-1971) Кузовное ателье Ghia с 4.7-литровым двигателем Ford V8
De Tomaso Mangusta (1967-1971) Кузовное ателье Ghia с 4.7-литровым двигателем Ford V8

Первый серийный автомобиль гонщика, конструктора и бизнесмена Алехандро де Томазо имел среднемоторную компоновку с продольным расположением двигателя стальным кузовом с алюминиевыми панелями. Европейская версия оснащалась 4.7-литровым двигателем Ford V8 289 HiPo мощностью 306 л.с., а на американской стоял 4.9-литровый Ford V8 меньшей мощности. Подвеска была полностью независимой, тормоза - дисковыми на всех колёсах, рулевое управление - реечным. В стандартную комплектацию входили электрические стеклоподъёмники и кондиционер. Машина получилась непрактичной и плохо управлялась (на переднюю ось приходилось только 32% веса), поэтому продажи за пять лет составили всего 401 ед.

De Tomaso Pantera

De Tomaso Pantera (1971-1993) Дизайн Ghia 5.8-литровый двигатель Ford Cleveland V8 на 330 л.с.
De Tomaso Pantera (1971-1993) Дизайн Ghia 5.8-литровый двигатель Ford Cleveland V8 на 330 л.с.

Многие недостатки были исправлены на следующей модели- De Tomaso Pantera. Кузов стал жестче, развесовка изменилась, мотор больше и мощнее. Автомобиль производился и продавался при поддержке Ford, был ориентирован на рынок США и имел определенный коммерческий успех в модификациях GTS и L вплоть до 1975 года, когда компания Ford разорвала контракт с De Tomaso и прекратила импорт автомобилей в США. К тому времени было продано около 5500 пантер. После этого продажи сильно просели, хотя модификации и их производство продолжалось вплоть до 1993 года.

Monteverdi High Speed 375S/ L

   Monteverdi High Speed 375 S от Frua (1968-1969) -  один из всего двенадцати выпущенных экземпляров.
Monteverdi High Speed 375 S от Frua (1968-1969) - один из всего двенадцати выпущенных экземпляров.
 Monteverdi High Speed 375S SeriesII  (1970-1972) кузов- Carrozzeria Fissore,  отличается новым дизайном передней части с одинарными фарами и низкой цельной решёткой радиатора во всю ширину.
Monteverdi High Speed 375S SeriesII (1970-1972) кузов- Carrozzeria Fissore, отличается новым дизайном передней части с одинарными фарами и низкой цельной решёткой радиатора во всю ширину.

Производителем швейцарский гонщик и автотрейдер П. Монтеверди стал благодаря или точнее наперекор Э. Феррари, (как ранее Ф. Ламборгини и Дж. Биццарини) в попытке создать более надежный и совершенный автомобиль класса гран туризмо, чем в Маранелло. Рецепт проверен: итальянский дизайн + мощный американский V8. Кузова первое время заказывались в ателье Фруа, а затем на производстве у Фиссоре (Carrozzeria Fissore), причем уже как в двухместном варианте High Speed 375S , так и в удлинённом 2+2-High Speed 375L .

Купе Fissore Monteverdi High Speed 375 L 2+2 стала самой популярной из моделей Monteverdi High Speed.
Купе Fissore Monteverdi High Speed 375 L 2+2 стала самой популярной из моделей Monteverdi High Speed.

Мотор покупался у Крайслер- 7,2 литровый Magnum V8 440 на 375 л.с. Автомобиль был очень дорогим: в UK за него просили 10 450 фунтов стерлингов, в то время как Ferrari Daytona стоил 6700 £ , Lamborghini Espada - 7900 £ , Jensen FF - всего 5365 £ , а Iso Grifo - 5594 £ (или 6807 £ за 7-литровую версию). По некоторым данным было произведено всего 12 ед. с кузовом от Frua и 37 ед. с кузовом от Fissore. Так же Monteverdi выпускал ультрадорогие седаны Monteverdi High Speed 375/4 и 400 сильную модификацию Monteverdi Berlinetta с двигателем Hemi V8 426 в количестве 3 единицы.

Intermeccanica Italia

Intermeccanica Italia (1967-1972) Кузов свой, двигатель Ford 4.9-литра Windsor V8 302 или 5,8-литровый Cleveland V8 351
Intermeccanica Italia (1967-1972) Кузов свой, двигатель Ford 4.9-литра Windsor V8 302 или 5,8-литровый Cleveland V8 351

До второй половины 60х годов итальяно-канадское кузовное ателье Intermeccanica поставляла свою продукцию в Америку, пока все заказчики там не сдулись. В итоге они поступили наоборот и стали закупать фордовские моторы и отдельные комплектующие и собирать автомобили сами. Таким образом в 1967 году появилась Intermeccanica Italia как купе и кабриолет с превосходным итальянским стилем стального кузова и шасси, тщательно спроектированным при участии инженера формулы-1. Под капотом разместился фордовский 4,9-литровый Windsor 302 на 270 л.с., а потом его сменил 5,8-литровый Cleveland 351 мощностью 310 л.с. Машина неплохо продавалась по обе стороны океана- 270 купе и около 430 спайдеров нашли своих покупателей. На решетке радиатора эмблема в виде гарцующего быка- стёб на двух известных производителей!

Стоит отметить что мощность всех американских моторов до 1972 года измерялась брутто (без учёта потерь), а европейские- нетто (реальная), поэтому при сравнении характеристик надо учитывать что от указанной мощности американского двигателя надо скинуть около 15%..

Все фото свободно в интернете.

про классические Aston Martin здесь:

Ferrari classic здесь:

Maserati classic начало:

911 classic см: