Классические автомобили бывают разные. Есть коллекционеры, в гаражах которых стоят раритеты с шестизначным аукционным ценником в твёрдой валюте. Такие редко увидишь на дорогах и даже на выставках. Есть восстановленная или хорошо сохраненная техника- исторические автомобили выходного дня. А есть те, которых на дорогах общего пользования вообще нет, они запрещены. Зато их можно увидеть на гоночных треках от С-Петербурга до Казани. Это гоночная классика- гордость увлечённых автоэнтузиастов со смесью адреналина и бензина в крови.
Они здесь: исторические автомобили и классы в Российской многоэтапной гоночной серии Classic Touring Cup. Их сейчас и рассмотрим параллельно с теми, что гонялись 30 и более лет назад, помчали:
Жигули ВАЗ 2101/21011
С момента появления «копейки» на кольцевой гоночной сцене и до заката заднеприводных автомобилей в 80х годах ВАЗ 2101 прошел путь от почти стокового до настоящего гоночного автомобиля. Гонщики и механики тех лет владели прекрасными инженерными знаниями и постоянно дорабатывали автомобиль, зачастую за пределами технических требований. Двигатели конца 70х годов приблизились к удельной литровой мощности в 100 л.с. Не будем углубляться в особенности постройки гоночной техники в условиях тотального дефицита ВСЕГО в СССР, но наши «единички» вполне конкурировали на гоночной дорожке с подобными автомобилями стран соцлагеря –FIAT-125P (польский), Zastava-101, Škoda-110R и 120S и добивались побед в Кубке Дружбы социалистических стран.
Справа на фото заряженная копейка (группа А5), расширенные арки колёс, увеличенный до 2х литров нивовский мотор на спортивных Веберах надёжно выдаёт около 200 л.с.
Газ 24 Волга 406
С кольцевыми гонками на Волгах в СССР прежде всего связана Dzintara Volga(Янтарная Волга). Начинавшаяся как любительская гонка рижских таксистов к 70-м годам соревнование превратилось во вполне профессиональное мероприятие- эдакий NASCAR по-советски. Гонки проходили на специально построенной трассе Бикерниеки, имели невероятный успех, об них писали в газетах, журналах и вызвали интерес у спортивных команд со всего Союза! Бесспорным лидером была заводская команда из Горького (ныне Нижний Новгород) с их чёрно-белыми «баржами». Машины максимально облегчались, колёсные диски стояли магниевые от вертолёта(!) Моторы развивали порядка 140 л.с и хотя этого было не достаточно для таких тяжёлых машин, это никак не сказывалось на зрелищности гонок.
Справа двадцатьчетвёрка наших дней (группа А2/2500). Не смотря на минимальный вес 1200 кг, такая баржа едет как надо. 406-ой 16-клапанный мотор, кропотливо собранный вручную достигает 250 л.с. (и стоит от 500 тыс.р), а 17-дюймовые литые колёса обутые в гоночные слики, хорошо держат машину в поворотах и осаживают на торможении.
Москвич 408/412 АЗЛК
Легенда автоспорта СССР и не только…. Помимо успеха в марафоне Лондон-Сидней ( 4 место в зачете производителей) произошло вот что: регламент Британского кузовного чемпионата 1972/73 года для стандартных машин (группа 1) делил автомобили по классам не в зависимости от рабочего объема двигателя, как обычно, а от ……. прайса автомобиля в автосалоне. Таким образом, абсолютный зачёт Group 1 Production Saloon Car Championship считался по набранным очкам в каждом классе, и понятно, что Moskvich 412 выиграл почти все гонки у всяких Mini и Honda 600, а вместе с этим и весь чемпионат, в то время как в более мощных и конкурентных классах все отнимали друг у друга очки. Забавно, но факт.
Справа Москвич 2140 , построенный на базе 408го. Группа А5. Список доработок при постройке подобных гоночных вариантов велик, начиная с изменения точек крепления рычагов подвески и заканчивая форсировкой 2х литрового двигателя уфимского завода, что на выходе показывает около 150 л.с. Экзотикой выглядит на гоночных треках стремительный пикапчик на базе ИЖ-2715 каблук в группе А2/1600.
BMW E21
Первая трёшка BMW продолжила спортивную программу BMW Motorsport. В гонках спортпрототипов она сменила более чем успешный «бэтмобиль» 3.0 CSL. В 1977 году получает развитие программа "BMW Junior Team", цель которой продвижение молодых талантливых гонщиков и BMW 320si сходу занимает в немецком чемпионате 3-е место, уступив только двум "Porsche 935“. С тех пор автомобиль подготовленный для различных классов блистал на кольцевых трассах по всему миру, включая 600-сильный силуэт Mclaren Bmw E21 Turbo группы 5, одержавший несколько ярких побед в американской серии IMSA.
На наших трассах : точная копия легендарной Е21 320i в ливрее Jagermeister. Наиболее подготовленные для класса Touring 8v BMW Е 21 с мотором М10 достигают форсировки в 210 л.с.
BMW M3 E30
Знаменитый BMW M3 в кузове E30. Участвовал во многих видах автоспорта и был мегауспешным в кольцевых гонках на туристических автомобилях. Всех титулов не перечислить: пять раз выигрывал 24 часа Нюрбургринга, 24 часа Спа четыре, туринговые мировые и европейские серии и чемпионаты, также побеждал в Японии и Австралии. Легендарный мотор BMW S14 в гоночной спецификации развивал от 300 сил с объёмом 2,3 литра до невероятных 375 л.с. на 2,5 литровом варианте 1990 года. Понятно, что увидеть такую легенду в оригинале в Российском кольце нереально: ценник на такие начинаются от 250 тыс. Евро и вряд ли кто будет рисковать такой коллекционной ценностью в контактных гонках, зато можно увидеть их реплики.
Вообще таких в классе Touring 16v несколько и выглядят приблизительно как на фото справа: пластиковый обвес М3, крышка багажника и капот- пластик, колёса R16/17 ширина от 205 до 245 мм, вес 1020-1050 кг. Мотор М42 расточен до 2 литров, на дросселях, злых валах, равнодлинный выпуск, прямой выхлоп – всё как в гоночном S42. Разные настройки показывают от 200 до 270 л.с. Но есть специальный E30 с турбовым мотором свыше 350 л.с., построенным для класса OPEN CLASSIC или гонок на выносливость.
Toyota AE-86
Toyota AE86 - икона JDM, неразрывно связанная с зарождением дрифта, герой японских манг (ч/б комиксы) и аниме. Но не только. С 1984 года автомобиль принимал участие практически во всех кузовных чемпионатах по всему миру: доступная цена, задний привод, вес чуть более 900кг и 1,6 литровый мотор на 150, а позднее 180 л.с. Так с 1984 по 1988 год Toyota Corolla GT AE86 выигрывала в одну калитку Европейский туринговый чемпионат в своём классе (до 1600см3), одержав 11 побед на 11 этапах. 1986 год – чемпион Европы среди производителей. 1987 год-чемпион мира WTCC, далее везде…
Справа АЕ 86 в классе touring 16v, весит около 900 кг, а знаменитый 1.6-литровый мотор 4A-GE отжат до 205 л.с.
MERCEDES-BENZ 190 E 2.5-16 Evolution II
Основной соперник BMW E30 M3 в золотые годы DTM (Deutsche Tourenwagen Meisterschaft). В 1990 году выпущена очередная эволюция 190 E 2.5-16. Двигатель первой эволюции почти не претерпел изменений: инженеры лишь улучшили систему смазки, что повысило надёжность 370-сильного мотора. Зато конструкторы серьёзно поработали над ходовой частью, дабы машина получилась более конкурентоспособной . Установили более мощные тормоза, а на переднюю подвеску поставили систему изменения клиренса прямо из кабины. Ну и конечно радикальный аэродинамический обвес. Расширители арок удлинились, передний сплиттер имел регулировку по вылету, а огромное двойное заднее антикрыло по наклону и вылету. Причём всё это добро досталось и гражданской версии. Теперь про гонки. В чемпионате DTM 190-й Мерс EVO II появился лишь во второй половине сезона, но в следующем году MERCEDES AMG выиграл зачёт производителей, а в 1992 триумфально взял оба титула.
Справа: реплика MERCEDES-BENZ 190 E 2.5-16 Evolution II в правильном обвесе со всеми аэродинамическими элементами. OPEN CLASSIC. Двигатель M111 E20 kompressor , следующего поколения ( допускается правилами) мощность около 320 л.с. ( 355л.с. с турбиной) Вес 1250 кг. Ещё два таких, только с оригинальными 2,3-литровыми 16 клапанными моторами, так же иногда появляются на гоночных трассах в классе Touring 16v, а один из них продаётся (на момент написания этого текста).
Nissan Silvia S-13
Культовое японское купе конца 80х начала 90х годов, благодаря узнаваемому дизайну и конечно легендарному мотору SR 20 DET стал очень популярным и продолжает оставаться таковым среди автомобильных энтузиастов во всём мире. Тысячи тюнинг проектов и дрифт-каров нас не интересуют, посмотрим, что было в кольцевых гонках 30 лет назад. В 1991 году спортивное подразделение NISMO (Nissan motorsport) на основе купе S-13 построило два гоночных автомобиля, один из них выиграл в 1993 году японский кузовной чемпионат в классе GT-2. А американская версия Сильвии - купе Nissan 240SX в 1990 году стартовали в гонках популярной кузовной серии IMSA (International Motor Sports Association), где в 1991 году выиграли титул в классе GTU. (справедливости ради надо отметить, что всё же это был силуэт, имеющий мало общего с гражданским кузовом). В Европе Nissan (Silvia) 200 SX добивался успехов в немецкой серии ADAC-GT-Cup и занял в своей группе высокое второе место. На фото слева: Nissan Silvia S-13 1989 г.в. Класс OPEN CLASSIC. Кузов модифицирован: расширенные пластиковые передние крылья под колёса 245/40/17, расширители задних арок, аэродинамический обвес. Двигатель родной 2-х литровый SR 20 DET с модифицированной турбиной и фронтальным интеркулером настроен на 330 л.с. Масса по регламенту 1250 кг.
BMW M3 E36
Известно, что проектируя M3 E36, BMW не имело таких гоночных амбиций как с предыдущей моделью и это ясно, потому что с 3х литровым мотором бэха сразу попадала в более высокую гоночную категорию GT и тратить бюджет на омологацию такой техники в компании не планировали. Однако отделение BMW M в 93-м выпускает мелкосерийную E36 GTR на базе которой была создана гоночная версия. И сразу успех: в дебютном чемпионате ADAC GT E36 GTR выигрывает титул. Дальнейшие успехи были связаны с североамериканской серией IMSA (International Motor Sports Association), где в 1995 году были выиграны первые гонки, а с 1996 по 1998 годы все титулы в классе GTS-2 , как среди производителей, так и среди гонщиков, а так же победы марафоне 24 часа Дайтоны,12 Часов Себринга и множестве других состязаниях.
Справа- постоянный участник класса OPEN CLASSIC – глубоко модифицированная M3 , гоночные амортизаторы, аэродинамический обвес с задним крылом с изменяемым углом атаки, мотор S54B32 форсирован до 370+ л.с. Вес по регламенту 1235 кг .
Все исторические фото слева из интернета, а справа с сайта classictouring.ru
Всем добра! А кто интересуется всем этим см. календарь гонок: