Словосочетание «сюжетный троп» у многих вызывает негативные ассоциации, потому что его легко спутать с клише. Но как по мне, сюжетный троп просто описывает сюжет/часть сюжета, который есть в книге, чтобы ты мог изначально понять, подойдёт ли она для тебя. Самих по себе оригинальных сюжетных тропов быть уже не может. Они все так или иначе давно протоптаны, классифицированы или упомянуты в Библии. Теперь, когда я сама привела довод о сходстве клише и тропа, и тут же его опровергла, да и тропами некоторые пункты не назовешь, хочу поделиться с вами теми деталями/элементами/темами произведений, которые привлекают меня в книге и за которые я всегда добавлю пару баллов.
1. Священники
Ох… Могу сказать так: персонаж-священник в любой книге/фильме всегда, в любом случае привлечёт моё внимание. Они могут сомневаться в своей вере, сопротивляться соблазну, поддаться соблазну и познавать последствия или оставаться чистыми до самого конца. Сюжет может строиться на запретной любви, как в поющих в терновнике, на неразделённой любви, как в фильме «Леон Морен, священник», на нерушимых принципах, как в фильме «Я исповедуюсь» или может рассказать историю монаха, который выпил эликсир Сатаны (Книга «Эликсиры сатаны»). Или просто представить нам Алёшу Карамазова, напоминающего Иисуса Христа.
Я могу так много рассказывать об этой своей не особо популярной или очевидной увлеченности. Наверное, надо будет создать отдельную подборку на эту тему, потому что мой список довольно большой. Но хочу просто объясниться: вы должны меня понять, если вам понравился сериал «Дрянь». И, если вам понравился сериал «Дрянь», вы должны посмотреть старый бразильский сериал «Неукротимая Хильда». Он и есть визуализация моей любви к этой теме.
2. Загадочный герой
Наверное, это пошло ещё от подросткового возраста, когда модно было быть не таким как все, иметь тайну. Я люблю, когда у нас с главным героем есть секрет. Окружающие могут его в чем-то подозревать, а он будет выпутываться и играть свою роль. Немалую роль в этом сыграли сериалы типа «Милых обманщиц» или фильмы про вампиров, где обычной траектории жизни дом-школа-работа противопоставлялись интриги, богатство и бессмертие. Из книг по этой теме сразу приходит в голову «11/22/63», где обычный учитель английского языка из 1960 года иногда произносит фразы, которые никто не понимает. И те, кто замечает его странности, уж точно не догадываются, что он пришёл из будущего, чтобы спасти президента. Под этот пункт подойдут «Щегол», где тайна о картине, которую главный герой украл в детстве, будет преследовать его долгие годы, и тайные взаимоотношения Лиззи и мистера Дарси из «Гордости и предубеждения», которые только добавляли страсти их истории.
3. От комедии к трагедии
Когда у героя и автора всё плохо с самого начала, в середине и в конце, до конца я вряд ли дочитаю. Когда мы наблюдаем историю взлёта или падения, как в «Мартине Идене», это, несомненно, интересно. Но книги, которые в начале кажутся вам смешными или даже абсурдными, а в конце за минуту гасят вашу улыбку, да так, что вы еще неделю отходите… Такое я ценю гораздо больше. Кажется, я полностью описала «Поправку-22», мою любимую книгу в принципе, где всё даже интереснее: с самого начала мы читаем хронологически перетасованные забавные и дурацкие эпизоды жизни главных героев, которые к концу начнут повторяться, чтобы показать, что ничего забавного в них на самом деле не было.
4. Скомканность мыслей
Этот пункт добавлен, потому что я сейчас читаю «Подростка» Достоевского и ещё раз убеждаюсь в том, как хорошо он описывал помешанных людей, сложных, идейных и тревожных. Я вообще больше люблю истории о личности, а не событиях, мне больше нравится наблюдать за внутренним монологом героя, а особенно за его срывом. Моменты, когда персонаж впадает в истерику, когда его мир рушится или ему приходит какое-то осознание – это часть этих скомканных мыслей. Наверное, можно назвать это катарсисом, а описать я могу это кульминацией песни Can’t pretend Тома Оделла. Помимо любого произведения Достоевского, мне запомнилась сцена в отеле из "Щегла" и письмо Фробишера в самом конце новеллы Письма из Зедельгема романа «Облачный атлас». Все эти сцены написаны с надрывом, чтобы и вы ощущали укол в сердце.
5. Самоубийство
Плавно предыдущая тема перетекает сюда, потому что не все персонажи могут пережить такой наплыв эмоций. Эта тема всегда привлекала меня в книгах. Какая именно цепочка мыслей или событий может привести человека к такому финалу? Я действительно много читала по этому поводу статей по психологии, социологии и художественных книг, потому что решила, что когда-нибудь хочу написать книгу. Мне хотелось понять, какие люди могут быть способны на это, как они мыслят, в какой среде растут. Я не могу рекомендовать вам художественные книги, потому что это будет прямым спойлером, но очень хочу упомянуть огромное эссе «Писатель и самоубийство» Григория Чхартишвили*, в котором рассказывается о культурных и социальных причинах самоубийства и их влиянии на литературу. Там подробно описываются культурологические различия этого явления в Германии, России и особенно в Японии, которая особенно этим известна.
6. Вторая мировая война
Депрессивный получается список, обещаю, дальше будет веселее. Здесь же… Книги про Вторую мировую бывают разные, и про разных героев. Героические, антивоенные, про быт мирных жителей или от лица немецких солдат, свято верующих в свою идеологию. Не знаю, что конкретно меня привлекает в этой теме. Иногда мне хочется поплакать, иногда почитать о быте обычных солдат, или о том, как герой пытается жить уже после войны, где ему нет места. Помимо «Поправки-22», могу посоветовать «Бойню номер пять», конечно, «Список Шиндлера» и «Книжного вора» (хотя последний не особо зацепил меня, есть отдельная статья на этот счет, но объективно, это хорошая книга). В планах «Семнадцать мгновений весны», думаю, вы и так знаете, о чём она, «Радуга Тяготения», которую многие сравнивают с «Поправкой-22», хотя по описанию я даже приблизительно не могу понять, что происходит там, и «Благоволительницы» - роман от лица офицера СС, который не особо раскаялся в своих поступках.
7. Настоящая дружба/броманс
Перейдём к более веселым темам. Слышали о правиле интернета 34? Если говорить более мягко, о всех персонажах, когда-либо упомянутых в произведениях, уже написан фанфик. Я люблю истории, где есть дружба настолько крепкая и искренняя, что многие видят романтический подтекст. Но ничем кроме дружбы это не заканчивается. Когда люди проносят эту дружбу через всю жизнь, готовы на жертвы ради друг друга или, наоборот, не общаются долгие годы, чтобы потом снова встретиться. Здесь опять я упомяну Щегла, взаимодействия Тео и Бориса были самыми интересными, особенно в конце (да, я помню о том эпизоде из их детства, но будем считать, что они просто познавали мир). Внезапно вспомнился фильм «Бегущий в лабиринте», где тоже группа парней, оказавшихся в закрытом пространстве, вынуждены были выживать, и, вроде как, их взаимодействий было даже больше, чем романтических сцен с Каей Скоделарио.
8. Проблемы у супругов
Обычно самая интересная часть любовной линии – встреча и медленное соединение. Отрицание чувств, осознание чувств, первый поцелуй. После этого обычно чистые любовные романы, без второй линии вроде детектива или какого-то конфликта, намеченного в начале, дочитывать не хочется (конечно, по моему мнению). Так же сильно, как медленное развитие отношений, я люблю истории про уже женатую пару, которая столкнулась с кризисом. Очень желательно, чтобы в конце они его преодолели, потому что ради этого я и читаю их. Мне хочется верить, что муж и жена – одно целое, и даже тогда, когда яркие чувства гаснут, появляется разочарование, скука, а может и проблемы посерьезнее, они не видят выхода в разводе, потому что продолжают любить друг друга. Конечно, если это не истории про измену или насилие. Я до сих пор не нашла ни одной такой книги, но под это описание (внезапно) подходят дорамы «Королева слёз», где муж и жена заново влюбляются друг в друга, и «Худшее из зол», где супруги вынуждены делать вид, что незнакомы. Если вдруг вы знаете такие книги, расскажите о них в комментариях! Вы очень поможете моим поискам.
9. Азиатская литература
Совсем не троп, а целый раздел литературы, но дайте мне объясниться. Читая книги японских или китайских авторов, я обычно ощущаю себя лишней, будто эта литература написана не для меня, понять мне её не дано, только восхищаться. По крайней мере те книги, что читала я, имеют такой сложный язык, такие красивые выражения… Хлопья снега сравниваются с кусочками листьев, которые Бог рвёт и бросает на землю, про красоту говорят «она способна затмить луну и посрамить цветы, рыбу заставить утонуть, а летящего гуся упасть», а если героиня потеряла покой и детскую наивность, то она прорвала нерушимые околоплодные воды матери. В некоторых книгах такие фразы могут говорить о словоблудии и нагромождении слов, но не здесь. На моём канале уже есть статьи про китайский «Кокон», тайваньский «Райский сад первой любви» и японскую «Жизнь на продажу». Конечно, сюда же можно отнести романы Мураками. А если хочется просто насладиться тем, как автор парой слов ловит момент и описывает течение жизни, почитайте хокку Мацуо Басё. У меня складывается впечатление, что все прочитанные мной романы азиатских авторов вдохновлены именно ими.
Роща на склоне горы.
Как будто гора перехвачена
Поясом для меча.
10. Помешательство
И здесь речь не о серийных убийцах или маньяках. Обожаю книги, которые дают возможность залезть в голову человека, одержимого какой-то идеей, охваченного страстью. Под конец топа я понимаю, что могла просто расписать достоинства Достоевского, но даже без него есть где разгуляться. Одержимость идеей у Раскольникова и Верховенского, любовью у Кэтрин и Хитклиффа, знаниями у Мартина Идена, эти истории вовлекают в этот водоворот и меня. И уже я сама думаю вместе с ними.
11. Разочаровывающая концовка
Как бы я ни старалась уместить всё в 10 пунктов, вышло 11. Но без него никак.
Конечно, здесь не имеются ввиду концовки типа Игры престолов, после которой фанаты подписывали петицию на повторный сезон. Я говорю о неожиданно грустных или тихо ужасающих концовках. Например, всю книгу ты читаешь об отношениях людей, которым просто суждено быть вместе, в конце они ссорятся из-за какой-то ерунды, и ты просто уверена, что на последних двадцати страницах они помирятся. Но они не мирятся и больше не вспоминают друг о друге. Такие ситуации происходят гораздо чаще в реальном мире, когда вы с другом начинаете реже видеться, потом переписываться, но вы уверены, что это временно, в конце концов ваша дружба переживет всё, а потом понимаете, что не общались уже несколько лет. Вы ждете подходящего момента для чего-то, чтобы понять, что он уже прошёл. В книгах такие ситуации могут иметь куда большие масштабы. Когда в конце все забыли главного героя, и так и не вспомнили, когда все лавры достались кому-то другому, когда с начала герой шёл к какой-то цели и оступился перед самым финалом. Здесь я снова не могу описать конкретные произведения, чтобы не спойлерить, но намекну, что антиутопии идеально походят сюда.
Итак, вышло намного больше, чем я планировала, но я рада, что мне удалось собрать свои мысли воедино. Так вышло, что придумывала я пункты вроде бы по ходу, а в итоге вышло описание моих любимых книг. Зато теперь я точно знаю, за что я их полюбила. И решила написать отдельные статьи по ним и цикл статей о Достоевском. Пока у меня есть только отзыв на "Братьев Карамазовых". Обязательно пишите, какие детали/идеи/темы в книгах ищете вы, а ещё можете посоветовать книги, подходящие этой подборке. Буду безумно благодарна!
*Внесён в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга, признан Минюстом иностранным агентом на территории РФ.