2 способа разработать бизнес-стратегию
1. Академически-экономический
2. Житейский
1. Академически-экономический - то как учат в университетах.
Подход рациональный, для разработки использовать логику и анализ.
Классические виды бизнес-стратегий:
- Базовая (увеличить прибыль)
- Конкурентная (стать лидером рынка)
- Функциональная (наладить все бизнес-процессы).
Тут все логично.
2. Житейский подход: действовать от результата, учесть, что люди принимают решения о покупке иррационально, что мотивация сотрудников зависит не только от бонусов, что многое в бизнесе зависит от отношений, внешних обстоятельств.
Стратегия учитывает парадоксы жизни и сложность человеческого мышления.
После того как Ричард Талер (в 2017 г. получил за это Нобелевскую премию) доказал, что люди не всегда принимают решения о покупке логически, стало больше инструментов в бизнесе(в том числе и в университетах), которые учитывают психологию человека (нейромаркетинг, дизайн-мышление, коучинг).
Использовать оба подхода (системный подход) - лучший вариант.
Как составить бизнес-стратегию:
1. Определить глобальную цель - что выведет бизнес на новый уровень (какой?)
2. Раздробить большую цель на этапы - цели поменьше
3. Определить ресурсы и возможности, чтобы найти самые быстрые и простые решения задач
4. Сформировать последовательные шаги
5. Определить препятствия и слабые места ( как психологические так и в бизнесе), чтобы уменьшить риски и последствия
6. Определить кто и что будет делать, кто за что отвечает
7. Определить сроки, метрики, коэффициенты
8. Сформулировать гипотезы
9. Определить первые шаги.
Бизнес-стратегию нужно постоянно перепроверять, изменять, адаптировать к изменениям.
Юнит-экономика, дизайн-мышление и agile-подход - делают бизнес-систему гибче и адаптивнее.