Найти в Дзене
Pherecyde

Неприметный герой Нарвской битвы. Что он сделал и чем был награждён?

В этот день шел сильный снегопад, такой густой, что едва можно было видеть на несколько десятков шагов. Когда шведы внезапно вынырнули из белой стены снега, было уже поздно заряжать пушки. Еще до начала сражения царь Петр Алексеевич оставил войска, чтобы заняться неотложными делами в Новгороде. Он передал командование немцу де Круа, который внезапно оказался посреди хаоса: неопытная, плохо подготовленная армия под Нарвой, офицеры которой были ему неизвестны, а солдаты казались непредсказуемыми. Шведы, напротив, сосредоточили свои силы и ударили со всей силы. Многие русские солдаты запаниковали и бежали. Но не все из них потеряли самообладание - в их числе и молодой писарь Михаил Копосов.

Полки под Нарвой
Полки под Нарвой

Незадолго до похода на Нарву, которую в русских отчетах того времени называли Ругодивом, Копосов был переведен из Владимирского Судного приказа в Адмиралтейский при Федоре Апраксине. Хотя в качестве простого гражданского служащего ему не поручались военные задачи, 18-20-летний юноша уже научился эффективно служить государю. Годом ранее он был отправлен в Воронеж для выполнения административной работы при Апраксине. Там его начальник заметил способности Копосова и взял его под свое командование - решение, которое впоследствии оказалось верным.

Пока русские войска распускались под Нарвой, полки бежали, и даже конница Шереметева отошла на 50 верст от крепости, Копосов сохранял хладнокровие. Даже когда такие чиновники, как писарь Алексей Голубцов, отвечавший за походную казну, бросали свои посты, чтобы спастись, Копосов оставался непоколебим. Ответственность за казну неожиданно легла на него одного.

Копосов не оставил без внимания и полевую казну Адмиралтейства. Остается неясным, как ему удалось спасти из разоренного лагеря 2 000 рублей - около пяти фунтов серебра на тот момент. Удалось ли ему найти лошадей, как он перевозил бочки или спасался от шведских войск - все это остается в тени. Но факт остается фактом: Всего через несколько дней молодой чиновник добрался до Новгорода и передал все деньги целыми и невредимыми. В то время, когда большинство солдат бежало, он спас государственную казну от потерь. Для сравнения: его годовое жалованье в то время составляло всего 15 рублей. Поступок Копосова позволил сэкономить в 133 раза больше его собственного жалованья.

Фёдор Апраксин
Фёдор Апраксин

Его начальник Федор Апраксин, известный своей справедливостью, наградил Копосова за смелость. Сам Копосов в своей поздней автобиографии писал об этих событиях:

«... Когда началась битва со шведами и русские войска попали в беду, я взял из Нарвы 2 000 рублей от имени Приказа Адмиралтейства. Дьяк Алексей Голубцов, ведавший этой казной, при виде бедствия бежал. Я же, хотя и был всего лишь переписчиком, в одиночку спас деньги и в том же году привез их в Новгород. Там я был удостоен Его Императорским Величеством именного указа о представлении к ордену Адмиралтейства и получил вознаграждение в 50 рублей».

Награда была эквивалентна трехкратному годовому жалованью - немалая честь. Кроме того, вскоре Копосов был переведен из копиистов в подканцеляристы, а его жалованье удвоилось до 30 рублей в год. Он остался в подчинении Апраксина и впоследствии служил в коллегии.

Михаил Копосов, возможно, не был знаменитым полководцем или военачальником, но он был тихим героем петровской эпохи, человеком, выполнявшим свой долг в самых сложных обстоятельствах.

Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской, а также делитесь своим мнением в комментариях.