И Анна рассказала им все, о чем поведал им с сыном Павел Павлович:
– У него жена умерла, а дети далеко живут, вот уже два года он живет один. Одиночество его просто угнетает, особенно сейчас, зимой. Я думаю,что ему у нас будет хорошо. Да и мне, честно говоря, неплохо, все-таки Паша мой под присмотром будет, а то все же первый класс. Дома с уроками я почти не помогаю ему, и очень мало времени уделяю Паше, боюсь что у него сложности будут с обучением.
– Не думаю, он такой ответственный, настойчивый. Павел нас с сыном в два счета уговорил выйти и помочь старику. Молодец он у вас, хорошим парнем растет.
– Да, он весь в отца пошел, тот был очень хорошим человеком.
– Был? – удивился Михаил Алексеевич.
– Да, к сожалению, он погиб полгода назад.
– Мы вам соболезнуем, это такое горе, – произнес растерявшийся от ее слов Михаил Алексеевич.
– А как его звали? – через силу спросила Людмила Кирилловна, она понимала, что их любопытство выглядит просто некрасиво.
– Леонид, – ответила хозяйка.
И ее гости с облегчением вздохнули.
А Михаил Алексеевич достал фотографии и стал по одной выкладывать их на стол. Анна, увидев фотографии, воскликнула:
– Ох, откуда у вас фотографии Леонида? Да еще и детские. Вы знаете его родителей?
– Нет, мы их не знаем. А это наш приемный сын, его зовут Саша. Судя по всему выходит, что ваш муж Леонид его брат?
Тут пришла очередь удивляться Анне, она удивленно охнула, но не перебивала.
– Понимаете, когда мы усыновляли, Сашу, нам ничего не сказали о брате, мы бы и его взяли себе, – объяснила Людмила Кирилловна.
– Да, опека не особенно заботится о своих подопечных, – произнес Михаил Алексеевич, – ну почему, почему же так получилось, почему нам не сказали, что они братья, что их надо забрать обоих. Нам сейчас надо рассказать все это обоим сыновьям, младший ведь решил, что у старшего родился сын, и что он поступил некрасиво, не женившись на маме Паши, то есть на вас.
– Странная история получается! – воскликнула Анна.
– А фамилия у вас с Пашей какая?
– Гордеевы.
– Значит, действительно, братья, Сашка тоже был Гордеев.
– А он с вами живет?
– Нет. Он в Москве закончил университет, а потом сразу устроился работать, ведь там с работой легче. Нам он пояснил, что сначала немного поработает, наберется опыта, а потом вернется домой. Он у нас инженер-механик, а вот на каком заводе работает не написал. Говорит, что Москва так и не смогла его покорить. Он считает, что дома лучше.
– Да, каждому свое, печально произнесла Анна, – а вот Леня решил денег заработать и дом потом построить, но не судьба. Мы его отговаривали, но он нас не послушал. Для нас с Пашей его смерть не была неожиданной, ведь я сначала работала в госпитале, много чего насмотрелась, сначала было страшно, потом привыкла, но после смерти Леонида не выдержала и ушла в городскую больницу. Ведь, оставлять Пашу одного после того, как Лени не стало, было невозможно, он не хотел оставаться один. После его отъезда мне два месяца пришлось его водить в садик, а потом отдавать соседке, так как приходилось много работать, но соседка вскоре не выдержала и отказалась. И мне пришлось перейти в больницу. А потом… нет, не буду я вам пока ничего рассказывать, тяжело это. Вот приедет ваш сын, мы все вместе обязательно сходим на кладбище и покажем ему могилу его брата.
– А мы ведь скрывали от него, что он у нас приемный сын. Потом, когда родился Игорь, все вдруг начали говорить, что они абсолютно разные. Я постарался найти в фотоальбоме похожего на него родственника, чтобы доказать, что Игорь наш сын, – посвятил их в семейную тайну Михаил Алексеевич, – да, жизнь непредсказуема, кто бы мог подумать, что мы вот так неожиданно встретимся. Да еще и так близко познакомимся, мы ведь Пашей ощущаем себя героями, – засмеялся гость.
– Я теперь Пал Палыча не отпущу никуда, он наш с Павлом дедушка будет, мы уже его любим, как родного. Мы ведь с Леней из одного детского дома. И мне, и Паше осенью не хватало после смерти Лени мужского участия в нашей жизни, ведь я все то время, что мы жили вместе, чувствовала его надежное плечо. Я умоляла его не делась глупость, но он был помешан на постройке дома, и я уже ничего с этим не могла сделать. А теперь Паша говорит, что когда вырастет, то он обязательно построит дом. Он мне с азартом доказывал, что папа должен знать о том, что мы выполнили его желание. Ну не знаю получится ли у него это. Нам пока и квартиры достаточно, мы получили сразу вот эту, потому что нас уже было трое.
– Анна, говорите, если вам что-то надо сделать, или отремонтировать, мы с Игорьком все сделаем тем более сейчас, когда еще два выходных дня впереди.
– Кран бы нам сменить, а так пока у нас все в порядке. Меня сейчас беспокоит учеба Паши, ведь у меня так мало свободного времени, чтобы с ним заниматься. Но зато с Павлом Павловичем он с удовольствием часами беседует. Каких только тем они не затрагивают, Пал Палыч дед образованный, он оказывается на нашем заводе заведовал проектно-конструкторским бюро. А в молодости, говорит, стихи писал. Но мне читать их не дает, стесняется. А вот Паше свою заветную тетрадь доверяет. После того, как он упал, я сразу позвонила его детям и объяснила, что ему нужно их внимание. И они стали чаще ему звонить.
– Да и мне кажется что он прямо-таки расцвел, на глазах помолодел, я за него рад, – обрадованно говорил Михаил Алексеевич.
– Я бы хотела вас попросить, – обратилась Аня к Михаилу Алексеевичу, – надо бы посетить квартиру Пал Палыча. Возьмем Игоря с собой и сходим, проверить надо все ли там в порядке , а я одна не решаюсь сходить.
– Вы правы, Анна, и воду надо перекрыть, и холодильник отключить, ведь это не день, и не два он будет у вас. Может прямо сейчас и сходим? Это же близко?
– Да, мы за полчаса успеем, а вы пока посидите с Пал Палычем, я ведь не разрешаю ему вставать, и гостю нашему очень скучно, можете сообщить ему о том неожиданном открытии, о котором мы с вами сейчас узнали, – попросила гостью Анна, – ведь именно Пал Палыч стал невольным посредником нашего с вами знакомства, – предложила Анна Людмиле Кирилловне, – пойдемте, я вас познакомлю.
И она отвела гостью к Павлу Павловичу.
В квартире их подопечного была чистота и порядок, никаких неожиданных сюрпризов не было, было видно, что у хозяина были золотые руки. Михаил Алексеевич перекрыл воду и отключил холодильник, так как он был почти пустой, но все скоропортящиеся продукты они забрали. Аня сказала что к вечеру прибежит сюда еще раз, чтобы вымыть холодильник. Игорь тем временем самостоятельно вынес ведерко с мусором, так как мусор там явно залежался. Дома это была его обязанность. А Анна подумала, что их семья ей все больше и больше нравится.
Тем временем Людмила Кирилловна рассказала Пал Палычу прямо-таки очень необычную историю, которая и привела ее сюда, и она показала даже фотографии своего сына.
– Эх, и закручивает жизнь порой свои сюжеты, – с нескрываемым удивлением говорил Павел Павлович, – вот кто бы мог подумать, что мое падение может привести к такому кардинальному повороту в судьбе, ни только у меня, но, что самое главное, у ваших двух семей. Так я вот, Людмила Кирилловна, смею предположить, что возможно ваш сын женится на Анне. Она человек замечательный, я в этом уже убедился, жаль, что я ей столько хлопот приношу.
– Не берите в голову, это ей Бог испытание дает, чтобы увидеть ту меру нового счастья, которое она по праву заслуживает. Ведь горя она с самого детства хлебнула немало, все же детский дом не сахар, какой бы хороший он не был, потом смерть мужа. Да к тому же все эти житейские мелочи, которые порой вырастают до гигантских размеров.
Вот в таком ключе и беседовали они, с удовольствием беседовали, даже здесь же чай пили, от души наслаждаясь приятной беседой. А потом Павел Павлович рассказал и о себе, его рассказ затянулся до самого возвращения всех посланцев, потому что и Паша тоже пошел с ними, а дедушка, завидуя ему, думал, что он просто пошел гулять.
Он не любил оставаться один в чужой квартире даже на несколько минут. И со страхом ждал, что вот-вот начнутся занятия в школе и он вынужден будет лежать в одиночестве.
Вскоре все вернулись и сразу отчитались о визите хозяину квартиры. Он удовлетворенно сказал им, что он доволен, так как боялся затопить соседей. Кроме того они принесли все продукты, которые желательно было использовать как можно быстрее.
А Людмиле Кирилловне не терпелось скорее вернуться домой и позвонить сыну. Вскоре они распрощались и пошли домой. Михаил Алексеевич по дороге домой сказал сыну:
– Игорь, ты беги домой, а мы погуляем.
– Ну тогда я к другу забегу и приглашу его к себе, можно?
– Конечно, можно.
И сын побежал за своим одноклассником.
– Ну зачем гулять, надо ведь Саше звонить, – забеспокоилась жена.
– Что ты, разве можно такое по телефону сообщать? Нет, ни в коем случае, надо просто сказать, чтобы он приехал к нам на два дня. Ты представляешь, что он испытает, когда узнает, что он нам не родной. А за этой не слишком хорошей для него новостью нам придется сказать и о другой, то есть сообщить, что у него был брат, и что он умер от ранений. И все это он будет переживать один. Представляешь, совсем один. Но мы все должны поддержать его, ведь, как ни крути, а мы для него семья. Которая была, есть и будет.
– И мы с тобой, и Игорек, мы любим друг друга и роднее никого, кроме твоей матери у нас уже нет. Саша для нас такой же родной, как Игорь и он должен это услышать не по телефону, а почувствовать нашу к нему любовь, глядя нам в глаза. Ведь для него это не просто информация, это страшное и ошеломляющее откровение.
– К тому же мы должны сразу объяснить, почему именно мы признались в этом. Хотя могли вообще не сообщать ему об этом. А тут вообще трагедия выясняется: сначала мы сообщаем ему о брате, а потом говорим, что его уже нет в живых, – Михаил Алексеевич тяжело вздохнул, – это же ужасно, помнишь, как Аня сказала, что его смерть была ожидаемой, наверное она права.
– Мне моя прабабушка когда-то говорила, что все женщины во время войны со страхом думали о том, что когда-нибудь и им почтальон принесет похоронку, и сейчас похожая ситуация. Ты сама подумай: сначала он узнает о брате, а следом за этим мы по телефону говорим Саше о том, что он умер. Он слышит это и ему хочется, чтобы мы, мы с тобой его обняли, – с каким -то надрывом сказал Михаил Алексеевич и добавил, – как хорошо, что теперь у него есть Павлик.
Благодарю моих дорогих читателей за лайки и комментарии и желаю всем много радости, счастья и любви!
Читайте также и другие рассказы на моем канале: