В эпоху барокко, когда искусство было мужской прерогативой, Артемизия Джентилески (1593–1653) бросила вызов социальным нормам, став одной из первых женщин-художниц, чьё имя вписано в историю искусства. Её творчество — это не только мастерство, но и личная борьба за место под солнцем в мире, где женщинам отводилась роль молчаливых теней.
Биография: Дочь художника в мире мужчин
Артемизия родилась в Риме в семье художника Орацио Джентилески, чья мастерская стала её первой школой. Несмотря на запреты отца, мечтавшего о монастырской судьбе для дочери, она упорно изучала живопись. Её обучение у пейзажиста Агостино Тасси обернулось трагедией: в 1611 году учитель изнасиловал 17-летнюю Артемизию.
Громкий судебный процесс, где девушку подвергли унизительным допросам, завершился кратким тюремным сроком для Тасси. Этот опыт стал поворотным: впоследствии темы насилия, мести и женской силы стали лейтмотивом её творчества.
Творчество: От боли к триумфу
Артемизия освоила стиль Караваджо, но добавила в него эмоциональную глубину, недоступную многим современникам. Её ранние работы, такие как «Сюзанна и старцы» (1610), написанная в 17 лет, уже демонстрируют зрелость. Сюжет этой картины относится к Ветхому завету. Суса́нна (др.-евр. שושנה [шоша́на] «белая лилия») — вавилонянка, за которой два старца подглядывали в саду во время её купания, а затем, угрожая обвинить её в прелюбодеянии с незнакомцем, попытались добиться от неё благосклонности.
Сусанна отказалась удовлетворить их желание, была ими ложно обвинена и приговорена тем самым к смерти, но в последнюю минуту спасена благодаря находчивости и остроумию пророка Даниила, допросившего старцев раздельно; они были уличены во лжи и казнены, а добродетель восторжествовала.
Героини Артемизии — не пассивные жертвы, а сильные личности. В «Юдифи, обезглавливающей Олоферна» (1612–1613) жестокость сцены шокирует: кровь хлещет из шеи тирана, а лица женщин полны решимости. Искусствоведы видят здесь метафору мести за собственную травму.
После замужества с флорентийцем Пьерантонио Стиаттеси Артемизия переехала во Флоренцию, где стала первой женщиной-членом Академии изящных искусств. Её покровитель, Козимо II Медичи, заказывал ей работы для своей коллекции, а «Автопортрет как аллегория живописи» (1638–1639) стал манифестом: художница изображает себя как воплощение творчества, бросая вызов гендерным стереотипам.
Здесь она создаёт весьма реалистичный портрет художницы за работой, прорисовывая основные инструменты своего ремесла (палитра и кисти) быстрыми и плавными мазками. Коричневый задний фон часто интерпретируется искусствоведами как чистый холст, на котором она пишет свои картины, демонстрируя её текущую и незаконченную работу в качестве художницы.
Стиль и наследие
Джентилески мастерски использовала светотень, но, в отличие от Караваджо, её героини излучают внутреннюю силу. Даже в библейских сюжетах, как «Эсфирь перед Артаксерксом», женщины действуют смело, влияя на ход истории. Картина иллюстрирует один из самых популярных библейских сюжетов в мировом искусстве: Аман, первый придворный царя Артаксеркса, ненавидел своего соперника, иудея Мардохея, и решил с помощью царя уничтожить всех иудеев в Персии.
Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы та заступилась перед царём за свой народ. Вопреки строгому придворному этикету, нарушение которого грозило ей потерей своего положения и самой жизни, девушка явилась к Артаксерксу без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, на котором собиралась разоблачить замысел Амана. Во время разговора от сильного волнения она лишилась чувств.
Из 60 приписываемых ей работ сохранилось около 50, причём 17 подписаны — редкая практика для эпохи, когда авторство женщин часто скрывали.
Признание и современность
При жизни Артемизию ценили короли: её картины покупали Карл I Английский и Филипп IV Испанский. Однако после смерти её имя забыли на три столетия. Интерес к творчеству Джентилески возродился в 1970-х. Сегодня её работы выставляются в Лувре, Метрополитен-музее и Национальной галерее Лондона. В 2020 году рекордная цена за её картину «Лукреция» достигла 4,8 млн долларов.
Артемизия Джентилески — символ стойкости. Её история напоминает, что даже в сложные эпохи талант и воля способны переписать правила. Как писала сама художница в письме к покровителю: «Я покажу Вашей Светлости, чего стоит женщина». Сегодня её наследие — не только шедевры барокко, но и вдохновение для многих художников.
Интересные факты:
- Артемизия поддерживала дружеские отношения с Галилео Галилеем, с которым вела научную переписку.
- В её флорентийский период создан цикл портретов «Сивилл», где пророчицы изображены как учёные-философы.
- Современные исследования с помощью рентгена подтвердили, что некоторые работы, приписываемые Орацио Джентилески, частично написаны Артемизией.
- В 2023 году Google посвятил ей дудл в честь 430-летия со дня рождения.
Ключевые работы:
- «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612–1613)
- «Автопортрет как аллегория живописи» (1638–1639)
- «Эсфирь перед Артаксерксом» (1628–1635)
- «Клеопатра» (1620)
Екатерина Серёжина