Найти в Дзене
Autospot

Все режимы автоматической коробки: какие они и для чего нужны

Оглавление

Управление автомобилем, оборудованным автоматической трансмиссией, отличается простотой в сравнении с механической коробкой передач. Отсутствие необходимости переключения передач, преодоления сложностей при трогании на подъеме и риска повреждения сцепления делает вождение более комфортным. Многие водители, встретив на панели управления дополнительные обозначения помимо стандартных P, R, N, D, испытывают затруднения с их расшифровкой. Рассмотрим назначение этих режимов.

База

Режим "задняя передача" обозначается буквой R.
Режим "задняя передача" обозначается буквой R.

Режим парковки (Р) надежно фиксирует трансмиссию, исключая самопроизвольное перемещение машины на уклоне. Однако на крутых подъемах рекомендуется применять стояночный тормоз в качестве дополнительной меры предосторожности перед переключением в положение "парковка".

Для движения задним ходом предназначен режим "задняя передача" (R).

Нейтральное положение (N) используется, например, при активации понижающих передач или систем полного привода на автомобилях повышенной проходимости. Следует помнить, что буксировка с выключенным мотором может негативно отразиться на состоянии трансмиссии.

В режиме движения (D) система самостоятельно подбирает оптимальную передачу для передвижения.

Расширенные режимы

Функция "повышенная передача" (Overdrive – O/D) представляет собой, как правило, четвертую скорость.
Функция "повышенная передача" (Overdrive – O/D) представляет собой, как правило, четвертую скорость.

Функционал трансмиссии включает расширенные опции, представленные режимами L и цифровыми обозначениями 1, 2 и 3, а также их модификациями D1, D2 и D3.

Режим L, обозначающий пониженную передачу, фиксирует использование исключительно первой передачи, блокируя автоматическое переключение на более высокие. Это особенно актуально при буксировке крупногабаритных грузов, контролируемом замедлении на крутых уклонах, преодолении сложных подъемов и движении по бездорожью (грязь, снег). Прецизионный контроль скорости вращения колес достигается за счет ограничения переключения, однако при высоких оборотах возможно проскальзывание колес.

Ограничение максимальной передачи до второй или третьей - режимы 2, 3 или D2, D3. Автоматическое переключение скоростей осуществляется только в пределах первых двух или трех передач. Эти функции незаменимы при неблагоприятных условиях: зимние дороги, плавное торможение двигателем на склонах и передвижение по труднопроходимым участкам.

В автомобилях Toyota и Lexus режим B (торможение двигателем) имитирует работу пониженных передач механической коробки или режимов 1, 2, 3 автоматической. Отличительная особенность – доступность на любой скорости с автоматическим выбором оптимальной передачи. Этот режим критичен при длительных спусках, где существует риск перегрева тормозной системы. Переход из режима D в режим B моментально активирует торможение двигателем.

В старых автомобилях часто встречается функция "повышенная передача" (Overdrive – O/D), представляющая собой, как правило, четвертую скорость. Её основное предназначение – уменьшение расхода горючего на высоких скоростях.

Возможность ручного управления этой функцией (включение/отключение O/D) обеспечивает водителю более точный контроль над силой тяги в сложных ситуациях: при движении по неровному покрытию, буксировке прицепа, зимних условиях или при необходимости обгона. В обычной поездке рекомендовано использование этого режима для максимальной экономии топлива.

"Спортивный" режим (обозначаемый как S или PWR) позволяет полностью раскрыть потенциал силового агрегата. Характерная черта этого режима – переключение на более высокие передачи при увеличенных оборотах двигателя и своевременный переход на пониженные передачи для сохранения оптимального крутящего момента. Использование спортивного режима может быть как постоянным, так и кратковременным, например, для осуществления безопасных обгонов.

Ручной и зимний

М – ручной режим работы трансмиссии.
М – ручной режим работы трансмиссии.

Автомобиль в ручном режиме работы трансмиссии (M) предоставляет водителю полный контроль над выбором передачи. Однако система управления коробкой передач имеет ограничения: автоматическое повышение передачи при достижении предельных оборотов двигателя и блокировка переключения при несоответствии скорости и частоты вращения коленвала.

В некоторых марках автомобилей, таких как BMW, спортивный (S) и ручной (M) режимы объединены в один селектор.

Режим зимней эксплуатации (W), обозначенный символом снежинки, исключает использование первой передачи при начале движения, тем самым предотвращая проскальзывание колес. Переход на более высокие передачи осуществляется на пониженных оборотах двигателя. Этот функционал целесообразен не только в холодное время года, но и при любых условиях, требующих плавности разгона, таких как, например, преодоление труднопроходимых участков.

Активация зимнего режима обычно осуществляется отдельной клавишей. Встречаются и другие варианты активации, такие как переключатель с двумя положениями: зимний (W) и летний (S или P), где P может обозначать стандартный или полномощностной режим.

Скачайте мобильное приложение Автоспот для записи на ТО и получите скидку до 80%