Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Почему в составе Меркурия так много металлов

В комментариях к публикациям появляется много интересных, но ошибочных (а, собственно, только тем и интересных) утверждений. В том числе, в форме вопросов. И куда меньше вопросов настоящих, – правильных. Материалом для новых статей могут служить любые комментарии. Но хорошие вопросы, конечно же, ценнее. Как минимум, на них можно дать ответ, вероятно, интересный и другим читателям. Причём, ответ более развёрнутый, чем в комментариях.

-2

Собственно, данный вопрос подразумевает, что комментатор смешивает два не связанных эффекта. Действительно, радиация, солнечный ветер в том числе, ионизируют вещество, что ведёт к распаду молекул. Так, вода действительно разлагается на кислород и водород… Но в составе планет земного типа воды мало совсем по другой причине.

В остаточном диске звезды планеты формируются из пыли (газ, если ядро уже достаточно массивно, будет собран позже). В том числе внутри снеговой линии рождаются планеты «каменистые» – из кремнезёма и железа по преимуществу. За линией же, – в солнечной системе граница пролегает на расстоянии 3.5-4 астрономических единицы – формирующиеся тела на половину будут состоять из воды. Потому что за снеговой линией она присутствует в форме «снега» – ледяной пыли. Внутри же неё в форме пара – газа. Как отмечалось выше, газ начинает захватываться лишь на завершающей стадии роста, и только если твёрдое ядро достаточно велико.

...И ещё одной особенностью газа является его склонность покидать внутренние протопланетные кольца. Отдельные молекулы поддаются давлению солнечного ветра куда легче, чем массивные конгломераты молекул – пылинки. Газ «сдувается» тем эффективнее, чем ближе к солнцу протопланетное кольцо. Как следствие, кольца, где температура не позволяет пару превратиться в снег, обедняются летучими веществами: водородом, метаном, аммиаком, водой.

Причём здесь повышенное содержание железа в составе Меркурия, если кремнезём даже в самом близком к Солнцу из колец присутствовал в форме пыли? Не только. На катастрофической стадии, при слиянии планетоидов выделяющееся ударное тепло превращает в пар огромные массы твёрдого и тугоплавкого вещества. И прежде чем кремниевый и железный пар замёрзнут, снова превратившись в пыль, они будут подчиняться тем же правилам, что и прочие газы. То есть, «сдуваться». Причём, в большей степени это касается кремния. И сам по себе, и уже после соединения с кислородом (импакты могут обращать вещество в плазму, разрушая молекулы), он легче даже газообразного железа. Соответственно, на катастрофическом этапе железа Меркурием было потеряно меньше, чем кремния.

Но планета может терять кремний и после завершения формирования. Так в галактике появляются экстремальные «железные» миры… Правда, для этого телу нужно оказаться к звезде несравненно ближе, чем Меркурий. Что проблематично, так как на столь низких орбитах, – чтобы кипел и кремнезём, – планеты не формируются… Решается же эта проблема путём захвата звездой планемо, – планетарной массы тел, родившихся по «звёздному» сценарию. Являясь, по сути, компонентами кратных звёздных систем, планемо движутся по произвольным орбитам. В том числе и по очень вытянутым. Но последнее, особенно, если перигелий мал, приводит к мощным либрациям. В отличие от приливных взаимодействий, либрации переводят в тепло не энергию вращения планеты вокруг собственной оси, а энергию её орбитального движения. Чудовищно разогревшись ещё на этом этапе, планемо «втягивается» на низкую круговую орбиту, становясь «адской планетой».

Естественно, адские миры сначала теряют водород. Потом солнечным ветром срываются и прочие газы вздувшейся, раскалённой атмосферы, – так что сгорающая планета приобретает заметный с Земли «хвост». Затем, когда остаётся только твёрдое ядро, на «дневном» полушарии разливается и начинает кипеть кремниевый океан. Планета приобретает атмосферу из каменного пара. На ночной стороне идёт стеклянный снег. Толщина коры растёт под массой такого рода осадков, и кора под собственным весом течёт в зону испарения, – к океану лавы. Но часть молекул испарённого кремнезёма в каждом цикле теряется, покинув атмосферу под натиском солнечного ветра… Так, пока не останется только железное ядро. С железным же океаном на дневной стороне планеты.

-3

...Планет, которые потеряли бы и железо, кстати, не обнаружено. Что и понятно. Если планета испарилась целиком, как можно её обнаружить?

Необходимо, однако, ещё раз подчеркнуть, что воды в кольце Меркурия не было изначально. И виной тому не радиационное её разложение. В протопланетом кольце, – то есть, в космическом пространстве, – молекулы воды, конечно, разрушаются радиацией. Но ставший свободным кислород немедленно снова соединяется с водородом. Даже не смотря на то, что водород склонен сдуваться из кольца первым, – именно из него на 98% состоит протопланетная туманность, так что на всех этапах формирования планеты водорода вокруг неё более чем достаточно, чтобы окислитель (кислород) соединился с горючим.