Найти в Дзене
Blackwood history

Вечный Город. Не очень кровавый спорт.

Гладиаторские бои. Древняя жестокая традиция, превращенная народом римским в, пожалуй, главное развлечение Вечного Города. Схватки вооруженных рабов на аренах империи были настолько популярны, что наряду с легионами, акведуками и римскими дорогами не исчезли в безвременье даже после падения Древнего Рима. Навсегда став одним из главных его символов. Легко обгоняя по популярности гонки колесниц, как, впрочем, и любое другое зрелище, что мог приставить честному квириту царь, сенат или император, гладиаторские бои в том или ином виде просуществовали более семи веков. Окончательно исчезнув только с падением Вечного города. И все эти годы, отлично вооруженные и натренированные рабы выходили на песок Колизея, чтобы победить или погибнуть, участвуя в самом кровавом спорте в истории человечества. Или все-таки не самом кровавом? Ведь стоит только обратить чуть больше внимания на дошедшие до нас фрески, статуи, истории и прочие материалы того времени что говорят о гладиаторах, школах их подготов

Гладиаторские бои. Древняя жестокая традиция, превращенная народом римским в, пожалуй, главное развлечение Вечного Города. Схватки вооруженных рабов на аренах империи были настолько популярны, что наряду с легионами, акведуками и римскими дорогами не исчезли в безвременье даже после падения Древнего Рима. Навсегда став одним из главных его символов.

Легко обгоняя по популярности гонки колесниц, как, впрочем, и любое другое зрелище, что мог приставить честному квириту царь, сенат или император, гладиаторские бои в том или ином виде просуществовали более семи веков. Окончательно исчезнув только с падением Вечного города. И все эти годы, отлично вооруженные и натренированные рабы выходили на песок Колизея, чтобы победить или погибнуть, участвуя в самом кровавом спорте в истории человечества.

Или все-таки не самом кровавом? Ведь стоит только обратить чуть больше внимания на дошедшие до нас фрески, статуи, истории и прочие материалы того времени что говорят о гладиаторах, школах их подготовки, болельщиках, собственно боях, а главное, конечно, о деньгах, что непрерывно крутились вокруг всей это древней и красивой традиции, немедленно возникает множество вопросов. И ответы на них нередко имеют немного общего с тем знанием, что мы получили из кино, книг и великолепной в своей эпичности истории восстания Спартака.

Так что же там происходило с этими самыми гладиаторскими боями? Давайте разбираться.

Гладиаторские бои как классика античного мира.
Гладиаторские бои как классика античного мира.

А началось все в те далекие времена, когда Рим не только не был центром Ойкумены, но даже не вырос еще до размеров приличного города.

Жившие в те времена в Италии этруски были людьми не только воинственными, но и излишней добротой к захваченным на войне врагам не страдавшими. Поэтому захваченным пленным они предлагали немудреный выбор: или идти, подобно барану, сразу под жертвенный нож, или принять участие в кровавом ритуале над могилой славного воина, павшего в бою.

Совершенно точно неизвестно, как именно происходил подобный ритуал. Возможно, это была длинная череда индивидуальных боев. А может быть и одна большая групповая резня. Ни римские историки, ни их современные коллеги так и не смогли сойтись во мнении о регламенте данного мероприятия. Единственное, что известно совершенно точно, так это то, что победителя этой схватки было принято отпускать, а значит, и желающие испытать в последний раз свою удачу находились тоже.

И вот именно эта совершенно не зрелищная, ритуальная, скорее даже церемониальная схватка и стояла у истоков гладиаторских боев.

  • Существовал обычай умерщвлять пленных при погребении могущественных мужей; впоследствии это показалось жестоким, и было решено, чтобы перед погребениями сражались гладиаторы, которые называются бустуарии. (Сервий)
Гладиаторы.
Гладиаторы.

Понятно, что, как и любая подобная традиция, этот кровавый похоронный ритуал не мог не изменяться. За несколько веков он оброс правилами и регламентами, описывающими как собственно проведение боев, так и вооружение, а главное - поведение бойцов во время схватки. Но все это, до поры до времени оставалось, если честно, местной самодеятельностью. Впрочем, самодеятельностью нужно признать интересной и потенциально перспективной.

Вот в таком вот подвешенном состоянии будущие гладиаторские бои просуществовали до самого II века д. н. э. когда Сенат и Народ римский решили, что эта древняя церемония, если подойти к ней ответственно и вдумчиво, может стать отличным зрелищем. И в 105 году, на радость простым плебеям, благородным патрициям и всем честным квиритам гладиаторские игры превратились в публичное и народное зрелище.

Конечно же, не нужно думать, что до этого момента благодарные зрители не посещали подобные бои. Но одно дело - небольшие частные мероприятия, устраиваемые непонятно где, имеющие, в общем-то, небольшое финансирование и полное отсутствием внятной рекламы. И совсем другое - если за проведение подобных игр со всей решительностью берется государство.

Уже в I веке д. н. э. мы видим, что для проведения гладиаторских боев Римская администрация выделяет не только деньги, но и строит целые комплексы для их проведения. А главное, выводит это мероприятие в правовое поле, превращая обычную резню рабов и пленных в полноценное мероприятие, ничуть не мене распространенное, чем театры, спортивные игры и даже стары добрые гонки на колесницах.

Тоже развлечение.
Тоже развлечение.

И даже более того. Популярность гладиаторских игр в Римской республике росла так стремительно, что уже скоро не осталось ни одного другого развлечения, сравнимого с ними по популярности. При этом нужно отметить, что в отличие от гонок или театра, бои на арене довольно долго остаются не совсем приличным видом спорта. Так, например, Марк Катон Старший прямо порицает их, говоря, что, - нравственность запрещает получать удовольствие от вида смерти людей. Хотя, конечно же, такие глупости, как традиции и мораль, уже никого не останавливали.

Одним словом, с самого первого дня введения гладиаторских боев в социальную и политическую жизнь Вечного города, любому предприимчивому дельцу, умеющему отличить медный асс от золотого таланта, стало понятно, что дело это хоть и новое, но прибыльное и чрезвычайно перспективное. Вот только с ним нужно немного поработать, чтобы из довольно скучного и быстротечного погребального жертвоприношения сделать настоящее шоу. Благо, что с финансированием этого нового увлечения римлян никогда не было ни малейших проблем.

Ничего не поняоно, но очень интересно.
Ничего не поняоно, но очень интересно.

Римские сенаторы и политики рангом повыше, метящие к вершинам власти, не скупились на проведение подобных боев, выкладывая сотни тысяч сестерциев для того, чтобы показать жителям Рима отличное представление.

Он (Юлий Цезарь) устраивал самые разнообразные зрелища: бесплатные для народа гладиаторские представления, игры и театральные представления на всех языках по всем кварталам города, соревнования атлетов и инсценировку морского боя. На форуме во время бесплатного для народа гладиаторского представления сражались Фурий Лептин, выходец из преторского рода, и Кв. Кальпен, в прошлом сенатор и адвокат. (Svetonius, De Vita Caesarum)

Кстати, даже десять тысяч сестерциев по меркам республиканского Рима были огромными деньгами. Неквалифицированный раб, например, стоил от пятисот сестерциев, раб, владеющий полезным ремеслом, архитектор или золотых дел мастер - от двух тысяч. Арендная плата за жилье в Риме, считающаяся приличествующей сенатору, за год - шесть тысяч сестерциев. А "добрая и ухоженная" вилла, приносящая доход, обошлась бы покупателю в двадцать тысяч или больше.

Не очень явно, но на этом фото изображены примерно половина опытного гладиатора.
Не очень явно, но на этом фото изображены примерно половина опытного гладиатора.

При этом совершенно понятно, что люди, готовые тратить целые состояния на проведение гладиаторских боев, иногда даже многодневных, хотели получить за свои деньги отличное зрелище. А для этого были нужны самые лучшие профессиональные бойцы. Ну потому что кому интересно смотреть на то, как уныло тычут друг в дружку острым железом два неумехи?

Поэтому вполне естественно, что сразу как на бойцов, способных показать красивый бой на арене появился спрос, нашлись люди, которые начали таких бойцов готовить. Уже к шестидесятым годам I века в разных римских провинциях существовало более полусотни гладиаторских школ, готовящих гладиаторов для боев на различных италийских аренах.

В бойцов, которые могли бы показать красивый поединок, нужно сказать, вкладывались ничуть не меньшие деньги, чем в проведение собственно праздника насилия. И чем дальше, тем суммы эти становились большими. Если во времена, когда гладиаторские бои только начали завоевывать признание в Вечном городе, обученный сражаться раб мог быть выставлен на арену Колизея за, в общем-то, небольшие деньги, вроде трех - четырех тысяч сестерциев, то уже к временам Суллы и Юлия Цезаря стоимость опытного бойца составляла десятки, а в исключительных случаях и сотни тысяч сестерциев.

И это, с одной стороны, было, конечно, ненормально, когда раб, пускай даже и умеющий хорошо сражаться, стоил и получал за один только бой в десятки раз больше серебра, чем, например, римский легионер мог получить за двадцать лет службы. Но с другой стороны, где тот легионер и как его можно сравнивать с блистающей на гладиаторской арене звездой, любимцем публики, раз за разом делающим настоящее шоу.

Античное шоу.
Античное шоу.

К моменту расцвета Римской республики, гладиаторские бои и соответственно, гладиаторы подошли в пике своей славы. Это были уже не бесправные рабы и военнопленные, сражавшиеся ради выживания на потеху толпе. Отнюдь. Теперь это были звезды самого любимого римского шоу, со своими фанатами, покровителями и огромными контрактами. Зачастую даже не самые звездные гладиаторы зарабатывали настолько больше, чем свободный плебс, что и говорить об этом даже как-то неудобно.

Если сравнить, например, стандартный для времен Октавиана гладиаторский контракт, заключив который, римлянин получал две тысячи сестерциев единовременно и еще двенадцать тысяч при его продлении, с годовым же, например, жалованием римского легионера, составлявшим чуть меньше трехсот сестерциев за то же время, возникает множество вопросов. Как, например, при такой конкуренции легионы вообще умудрялись искать себе новобранцев.

И совершенно понятно, что хотя изначально гладиаторами были исключительно пленные и рабы, то уже к концу существования Республики на песок арены выходили и римские граждане, решившие, что ради славы и денег можно совсем немного продаться в гладиаторы.

  • В цирке выступали возницы, бегуны и гладиаторы, сражавшиеся с дикими зверьми, причем иногда они были юношами знатнейшего происхождения. Он (Октавиан Август) также имел обыкновение привлекать римских всадников для участия в театральных представлениях и гладиаторских сражениях, пока римский сенат не запретил это декретом. (Svetonius, De Vita Caesarum)

Да, конечно, был риск умереть на песке арены. Но с другой стороны, огромные толпы фанатов, красивые женщины, большие деньги и слава. Ну кто в своем уме откажется от такого. Да и шанс умереть, если говорить совершенно честно, был не такой уж и большой. Особенно если тебе повезло стать известным.

Ну вот как-то так.
Ну вот как-то так.

Конечно же, нельзя сказать, что гладиаторы не погибали во время я боев, хотя-бы просто потому, что сами римляне и не скрывали, что они приходили в амфитеатры смотреть на то, как убивают людей. Но смертность гладиаторов на арене была значительно ниже, чем принято считать сегодня. Сколько-нибудь серьезные потери несли в основном молодые, никому неизвестные новички. Именно они чаще всего гибли, хотя даже их старались беречь. Просто потому, что даже такой новичок, прошедший только начальную подготовку, уже стоил приличных денег.

  • Он (Октавиан Август) снизошел до того, что уделил внимание и заботу всем участникам народных зрелищ: атлетам он сохранил и приумножил их привилегии, гладиаторам запретил сражаться без пощады. (Svetonius, De Vita Caesarum)

Что касается хоть сколько-нибудь известных бойцов, то шанс их гибели на арене был не то чтобы очень велик. Конечно же, в запале схватки всегда можно было случайно наткнуться на меч или трезубец противника. Но случалось это не так часто. Вышедшие на арену гладиаторы в-первую очередь показывали зрителям шоу с сериями красивых ударов, парирований и уклонений. и в последнюю очередь пытались друг друга убить.

Так-то это не враги. Это напарники.
Так-то это не враги. Это напарники.

Чаще всего бой заканчивался ранением одного из противников, после чего решение о его смерти принимал устроитель боев. Впрочем, смотрел он, конечно же, на реакцию зрителей. Потому что, в общем-то, ради них, вернее, ради их хорошего настроения, все это мероприятие и устраивалось. И вот именно из-за зрителей смерть хорошо показавшего себя в бою гладиатора, не говоря уже о каком-нибудь любимце публики, была практически невозможна. Фанаты, что имелись у каждого приличного бойца, устроили бы (и устраивали, случалось), волнения и погромы, если считали, что с их любимцем обошлись жестоко и несправедливо.

  • Фламма, секутор, прожил 30 лет, дрался 34 раза, побеждал 21 раз, дрался до ничьей 9 раз, получал свободу 4 раза, сириец по национальности. Деликатус (гладиатор) сделал это для своего достойного товарища по оружию.(Надпись на могиле гладиатора).

Мы знаем более чем приличное количество гладиаторов, что не раз и не два проигрывали бои и при этом отлично доживали до старости и умирали своей смертью. Об этом говорят нам надгробные эпитафии, римские историки и даже финансовые документы. К слову, оба самых известных помощника небезызвестного Спартака - Крикс и Эномай, ставшими в его армии командирами больших отрядов, в бытность свою гладиаторами, проиграли несколько боев. И, несмотря на это, они не только дожили до восстания, но и сохранили авторитет в глазах своих коллег по опасному бизнесу.

Авторитет говоришь?
Авторитет говоришь?

И, в общем, понятно, почему так происходило. Чем дольше длилась история гладиаторов и гладиаторских боев, тем больше бескомпромиссная некогда резня рабов над усопшим превращалась в театрализованное представление. Точно так же, как это происходило с рыцарскими турнирами Средневековья. Вернее, наоборот, это рыцарские турниры прошли тот же самый путь, что и гладиаторские бои, став из брутальной и не очень привлекательной тренировки рыцарства в мирное время, отличным времяпрепровождением для европейской аристократии.

Даже обычные гладиаторы, не говоря о звездах своего времени, были крайне дорогим и прибыльным вложением, зарабатывающим своим хозяевам огромные деньги. И было бы крайне неразумно подвергать их чрезмерной опасности.

  • Он (Юлий Цезарь) приказал отбивать силой и щадить знаменитых гладиаторов, если тем когда-либо приходилось отбиваться от разъяренных зрителей. Также он дал инструкцию, чтобы неопытных гладиаторов не посылали на игры и не отдавали бы ланистам, но отдавали бы их в дома римских всадников и даже сенаторов, владеющих оружием, и просил тех, о чем свидетельствуют его письма, чтобы они поддерживали их обучение/ дисциплину и лично бы руководили их занятиями. (Svetonius, De Vita Caesarum)

Вообще, если сравнивать с современными реалиями, вся эта история с проведением гладиаторских боев больше всего походит даже не на популярные сейчас единоборства вроде бокса или ММА, а на гонки Формулы-1. Во времена Рима, ну, по крайней мере, с шестидесятых годов I века, гладиаторы считались в первую очередь спортсменами и атлетами, а их соревнования, как бы сейчас сказали, "экстремальным видом спорта".

И точно так же, как в современных автогонках, зрители приходили в первую очередь посмотреть на красивый бой. Хотя, конечно, держа в уме, что схватка эта может кончиться смертью. И так же, как крушения современных болидов, смерти иногда случались. Но не то чтобы очень часто.

Кажеться ретиарий побеждает.
Кажеться ретиарий побеждает.

Еще одним подтверждением того, что древнеримский спорт был совсем нетаким кровавым, как его принято сегодня изображать, служат собственно оружие и доспехи гладиаторов.

На протяжении всего существования, практически все гладиаторы, ну кроме разве что гладиаторов "легких" вроде ретиариев, велитов и им подобных, чем дальше, тем лучше были защищены. У них увеличивались щиты, появлялись поножи, закрывающие щитовую ногу и наручи, защищающие правую руку. Ко второму веку появились даже полностью закрытые броней бойцы, хотя все же это было редкостью. Грудь и живот, как правило, оставляли обнаженными.

При этом гладиус, например, которым были вооружены большинство выходящих на арену гладиаторов, с течением времени, наоборот, укорачивался. Начиная с 105 года и чуть более чем за полтора века клинок, что держали в руках мурмилоны, секуторы и прочие гопломахи, уменьшился от стандартного пятидесяти пяти сантиметрового легионного меча почти вдвое. Превратившись, по сути, в кинжал, длина которого едва ли превышала тридцать сантиметров.

Все было сделано для того, чтобы схватки были как можно более зрелищными, контактными и долгими. Ведь именно это за этим зрители и приходили в Колизей. Ну и еще, конечно же, за небольшой толикой крови, а главное - за ощущением власти над человеческой жизнью.

Сика. Меч гладиатора - фракийца. Не очень длинный если честно.
Сика. Меч гладиатора - фракийца. Не очень длинный если честно.

Во времена расцвета Империи ничего, в общем, не изменилось. Вернее, наоборот, изменилось многое. Но общий курс на превращение действительно кровавого когда-то спорта в красочное шоу остался прежним. Императоры, стараясь заслужить любовь и благодарность жителей Вечного Города, превращали простые и, в общем-то, понятные гладиаторские бои в настоящие гала-концерты.

Кстати, несмотря на всенародную любовь, гладиаторские бои, как в Римской республике, так и во времена Империи были, в общем, нечастым событием. Особенно если говорить о крупных мероприятиях, стоящих сотни тысяч сестерциев. Каждые такие "игры" особенно длящиеся несколько дней, были значимым событием, к которому приличные люди готовились сильно заранее, подгоняя под него свои планы, графики и даже важные дела. И нужно сказать, увиденное их не разочаровывало.

На песке Колизея появлялись конница и боевые колесницы, туда выпускали диких зверей, там разыгрывались целые морские сражения и исторические реконструкции. Но при этом. Судя по дошедшим до нас данным, смертность среди участников всех этих маневров даже уменьшилась. Наверное, поэтому, хотя нельзя сказать точно, ко временам Нерона, для молодого патриция побывать в шкуре гладиатора было не то чтобы обязательным условием, но отличным способом продемонстрировать понимание модных тенденций и собственной лихости.

Нет войны? Пойду в гладиаторы.
Нет войны? Пойду в гладиаторы.

Да что говорить, если даже Император Коммод не гнушался выйти на гладиаторскую арену. Правда, говорят, что у его противников отбирали оружие, заменяя его учебными деревянными мечами. Но само по себе то, что даже император примерял на себя роль гладиатора, говорит о многом.

И все же совершенно точно не нужно считать гладиаторские бои совершеннейшей профанацией, а гладиаторов - второсортными актерами, кривляющимися на потеху публике. Точно так же, как и в любом другом контактном спорте, жертвы в любимом развлечении римлян исчислялись десятками, а во времена императора Клавдия, славившегося своей жестокостью к труженикам арены, случалось и сотнями в год. Другое дело, что большинство из погибших были случайными жертвами, убитыми в сутолоке, не намерено. И да, чаще всего это были молодые, никому неизвестные бойцы, не успевшие или не сумевшие понять правил игры, в которую они ввязались.

Как мы видим гладиаторский поединок.
Как мы видим гладиаторский поединок.

Вот такая вот получилась история про кровавый спорт, пришедший к нам из глубины веков и при ближайшем рассмотрении оказавшимся совсем нетаким кровавым, как принято о нем думать.

Но погоди автор, — воскликнет самый внимательный читатель, ты же не рассказал еще множество разных вещей. А вооружение гладиаторов, а их деление на виды и типы. А еще про ланист, отпущенников,
благородных матрон благоволивших бойцам, медицину, про гладиаторские школы, в конце концов.

Да, все так. Про это и еще многое другое мы обязательно поговорим. Но уже в следующий раз. А на сегодня все.