"Наград не жалеть!" — говорил в Первую чеченскую министр МО РФ Павел Грачёв. Тем не менее, многие солдаты и офицеры после Первой Чеченской остались без наград. Так же есть свидетельства о том, что даже получив заслуженные награды, бывало, документов к ним не прилагалось.
Георгий Горячевский пишет (орфография сохранена):
"Я как ветеран боевых действий и как руководитель в 90-х ветеранских общественных организаций, занимавшихся в том числе и поиском наград ребят прошедших первую Чеченскую могу сказать следующее.
К примеру, данные по многим награжденным боевыми государственными наградами в период с конца 1994-го до середины 1995-го годов либо засекречены, либо их банально нет. К примеру. Приехал генерал из центра на передовую, вёз (в том числе) с собой награды (мимо ехал куда то, а тут на пути воинское подразделение принявшее несколькими часами ранее сложный бой).
Построили бойцов в ряд (по усмотрению командира) и по шеренге генерал навешал бойцам награды от старшой к младшей. Кому какая досталась и какие были в наличии. И уже местному командиру поручил составить наградные и отправить в центр.
Но! Это ж передовая. Обстрел, тревога, передислокация, наступление или отступление. У генерала помощник что то не отметил, в подразделении на передовой офицер или писарь с политруком что то профукали — и всё!
Данных нет! Но награды у бойцов есть! И свидетели есть! Хотя с годами и они уходят. И получается что документов и данных нет! Те, кто воевал - те видели и помнят что и как происходило на полях сражений и в тылу.
Это 90-е годы! А уж что происходило в ВОВ — многое мы уже и не узнаем... Даже военкоматы и сам наградной отдел с архивом иногда не могут предоставить данные — есть такая то награда у такого то или нет!
Не знаю как сейчас, но в молодой РФ при Ельцине и Грачёве так было".
Безусловно, во время Первой чеченской был бардак практически во всём. Да и во время Второй кампании его имелось немало.
Наградные представления уходили в Ханкалу, а дальше их путь терялся. Неизвестно, добирались ли они до штаба СКВО и далее, в Москву.
Ходили даже слухи, что "без подмазки" такое дело заранее обречено на неудачу, и поговаривали, что в Ростове-на-Дону награды можно было оформить и проложить им благоприятный путь до подписи Президента за определенную таксу.
Ну, а про боевое прошлое штабных писарей и ханкалинских вещевиков, начпродов, начфинов и начмедов, которые уезжали с Чеченских кампаний с полным иконостасом — и вовсе ходили легенды.
Если же заслуженные в боях награды действительно вручались, а наградные представления на них не были оформлены, либо где-то затерялись, то есть шанс эти документы получить.
У каждого ордена и медали (речь идёт о гос.наградах, а не ведомственных "песочных") имеется свой номерной знак (вероятно, эти награды считаются в ведомствах утраченными), от которого нужно отталкиваться, собрать свидетельскую базу и обращаться по этому поводу с заявлением в военкомат по месту жительства (прописки).
В заявлении следует подробно описать событие, которое, как вы считаете, было указано в наградном листе и потребовать от военкома направить запрос в Центральный Архив МО РФ на основании этого заявления.
Если из ЦА придёт ответ, что документы войсковой части не были переданы на хранение в архив, то военкому следует обратиться в архив Штаба Округа и в саму воинскую часть (военкомату доступны актуальные адреса дислокации в/ч). При подаче заявлений следует оставлять у себя копию, заверенную у секретаря, с входящим номером секретариата о поступлении заявления.
В комментариях иногда попадаются рассказы бывших солдат о том, что им в "военник" были вписаны государственные награды (или их представления), но ни наград, ни документов на них эти военнослужащие так и не получили.
В таком случае алгоритм тот же, но к заявлению следует приложить ксерокопию листа из военного билета с записью о представлении к награде. Честно говоря, автор ни разу не видел страницу Военного билета, в которую вписано представление к награде, а не сама награда и номер приказа (хотя, что только не вписывают нынче в "военники").