Да, плох наш мир и хуже может стать,
Коль, видя подлость, мы должны молчать!
(Уильям Шекспир)
Добрый день, дорогие читатели!
Сегодня у нас премьера!
Театр Наций. 19 декабря 2024 года.
На сцене Театра Наций - звёзды:
- Игорь Гордин,
- Сергей Волков,
- Денис Суханов,
- Анна Чиповская,
- Ольга Науменко,
- Григорий Верник,
- Анастасия Лебедева,
- Елизавета Кононова
в великолепном спектакле Евгения Писарева "Тартюф".
Спектакли бывают нескольких типов:
Спектакль - праздник или карнавал! На сегодняшний день "специалист" по таким постановкам - это Юрий Муравицкий. Его "Lё Тартюф" на Таганке, "Слуга двух господ" в Театре имени Пушкина и "Как вам это понравится?" в МХТ имени Чехова - это восторг для глаз! Ярко, красиво, молодёжно, очень бодренько и очень шумненько!!! Заснуть уж точно не получится.
Спектакль - переживание, который выворачивает твою душу наизнанку, и ты несколько дней не можешь отойти от увиденного и все вспоминаешь, вспоминаешь, вспоминаешь… Я думаю, у каждого театрала свой список таких сильных и пронзительных спектаклей. Лично меня пробирают до мурашек спектакли Юрия Бутусова, многие постановки в Театре Вахтангова и в Театре на Бронной у Константина Богомолова.
А бывает просто классный спектакль. Посмотрел, посмеялся или немного погрустил, отдохнул и … забыл.
Сегодня я хочу не просто написать отзыв о постановке, а хочу посравнивать. Просто так получилось, что почти подряд я посмотрела два спектакля по произведению великого Жана-Батиста Мольера.
Своими впечатлениями о постановке "Тартюф" Евгения Марчелли в Театре имени Моссовета я уже делилась с вами в своём блоге. А сегодня мы отправимся в Театр Наций на премьеру Евгения Писарева.
"Даёшь много звёзд под одной крышей!" - это девиз Евгения Миронова, художественного руководителя Театра Наций. Но кроме звезд, на которых естественно, как бабочки на свет, слетаются театралы, нужно ещё чем-то заинтересовать зрителя.
Чего-то сверхъестественного или неординарного я вчера на премьере не увидела. Так и сказала себе: "Это хороший, добротный "Тартюф"! Особенно подойдёт тем, кто ещё не видел ни одной постановки и пришел в театр для знакомства с творчеством Мольера или Евгения Писарева. Я люблю этого режиссёра, мне близка его подача. Его спектакли всегда интересны и красивы. Бывают и шедевры. К коим лично я отношу великолепный спектакль "Кабаре" у того же Евгения Миронова.
Евгений Писарев заказал новый перевод Мольера в стихах с острой, ироничной, современной интонацией и перенёс действие постановки во Францию наших дней (автор перевода - Сергей Самойленко). И, как говорит сам режиссер, захотел создать не просто комедийный спектакль, а показать на сцене реальную историю из жизни. Ведь современному зрителю гораздо удобнее наблюдать за своими современниками, чем за далекими предками. Напомню, что у Евгения Марчелли перевод пьесы был в прозе.
Начнём по порядку.
Когда я смотрела спектакль Марчелли, то ругала режиссёра за полное отсутствие декораций: "Да что ж за безобразие - абсолютно голая сцена!"
И вот тебе пожалуйста: в Театре Наций перед нами фешенебельный пентхаус, в котором проживает семейка богатого французского гражданина, месье Оргона. Декорации явно не из дешевых! Все герои в модных и дорогих прикидах. А толку что? Пошёл текст, все строго по Мольеру, хоть и в новом переводе. Хочется какой-то изюминки, чего-то эдакого! Но зрителю в театре некогда сравнивать переводы, ему бы за действием уследить, тем более что текст идет в стихах и произносится очень быстро! Все актёры конечно безукоризненно отыграли свои роли, выполнили все задачи режиссёра.
Естественно Игорь Гордин был лучше всех (но здесь я предвзята, ничего не могу с собой поделать, его талант и мастерство меня всегда покоряют). Именно он воплощает месье Оргона. А его молодую жену Эльмиру играет обворожительная Анна Чиповская. Мне уже удалось наблюдать за ее игрой в спектакле "Сирано де Бержерак" в МХТ имени Чехова.
Сцена обольщения Тартюфа, в которой Эльмира хочет вывести подлеца на чистую воду и наконец-то сорвать с Оргона розовые очки, показалась простенькой, немного скучноватой, хотя и эротичной.
Вот Виталий Кищенко с Дарьей Балабановой у Марчелли показали высший класс: правда пришлось сделать три дубля, так как даму два раза тошнило, когда она пыталась поцеловать святошу, но это того стоило. Зрители хохотали до слез.
Не совсем понятен выбор Сергея Волкова на роль Тартюфа. Все-таки классик показывает нам святошу несколько уродливым и совсем не притягательным для женского пола. Виталий Кищенко - брутальный и харизматичный актёр - так смог преобразиться, что его вряд ли кто-то узнал. Сергей Волков же - полная противоположность этому образу. И когда он раздевается по пояс, пытаясь соблазнить Эльмиру, редкая женщина сможет сохранить рассудок и не поддасться порыву страсти.
Евгений Писарев обьясняет свой выбор так:
Мне хочется, чтобы Тартюф был перевёрнутым князем Мышкиным, поэтому я позвал на заглавную роль Сергея Волкова, который несколько лет назад репетировал эту роль, правда постановка так и не состоялась.
У Писарева Тартюф - циник, для которого благочестие и морализаторство - это оружие, с помощью которого он хочет отобрать у Оргона все: дом, семью, деньги…
Возможно ли такое в наше время, чтобы богатый, умный, здравомыслящий человек поддался на уловки такого мошенника, как Тартюф? Это же не легковерная бабуся - пенсионерка, которую можно облапошить одним телефонным звонком. Режиссёр так же, как и Мольер, ставит нас, зрителей, перед фактом. А верить или не верить - это уже наше с вами дело. Одна моя знакомая предположила: "Вот было бы здорово, если бы нам рассказали, каким путём Тартюф смог облапошить Оргона и заставил так неистово полюбить себя." На что я ответила: "Ну, это вам не Шерешевский и не Богомолов. Только они могут кроить произведения классиков на свой лад!"
ОРГОН - КЛЕАНТУ:
Ты будешь потрясен, узнав его поближе.
Он показал дорогу в новый век,
Он человек… Ну, в общем, человек
С заглавной буквы Ч. Меня он учит:
Наш мир является навозной кучей.
Он мне открыл на истину глаза:
Привязываться ни к чему нельзя,
Семья и дружба суть силки и сети,
Пусть все умрут: жена, мать, брат и дети,
Мне безразлично, наплевать вообще.
Молодые влюблённые Мариана и Валер в исполнении Екатерины Девкиной и Николая Новоселова ("Тартюф" Театра имени Моссовета) тоже мне понравились больше. Меня они покорили своей экспрессией, искры любви и страсти разлетались от них в разные стороны.
Сцена выяснения отношений между молодыми в исполнении Григория Верника и Елизаветой Кононовой прошла более спокойно, без эксцессов и треволнений.
Почти во всех своих комедиях Мольер выделяет служанок. Это главная противоборствующая сила главным героям его пьес. Вспомните "Мнимого больного" и его Туанетту. В "Тартюфе" тоже присутствует "деловая колбаса", сующая свой нос во все дела богатого семейства. Зовут ее Дорина (Анастасия Лебедева). У Писарева она реально деловая. Ходит в брючном костюме, в очочках. И указывает всем, как надо жить.
Дорина Анны Михайловской в Театре имени Моссовета - простецкая девушка, не обременённая интеллектом, но очень добросердечная, искренняя и готовая в любой момент прийти на помощь ближнему. Блестящая роль!
Понравилась маман месье Оргона - госпожа Пернель в исполнении Ольги Науменко. Такая железная леди, критикующая всех своих домочадцев и заставляющая их, подстать своему сыну, брать пример с великого святого.
ГОСПОЖА ПЕРНЕЛЬ:
Да, на уши лапшу навешать вы готовы,
А мне за целый день не дали вставить слово,
Но все-таки позволь, невестушка, сказать,
Имею право как свекровь и мать:
Сын мудро поступил мой в кои веки,
Приют дав этому святому человеку,
Его послало небо вам домой,
Чтобы наставить вас на путь прямой
И дух направить ваш стезей спасенья.
Балы, визиты, танцы, словопренья -
Все это порожденье сатаны.
Холерой этой вы заражены,
Молитв и набожных речей не слышно,
Одно злословие, огульно и облыжно
Вы ближнего стереть готовы в порошок,
И вкривь и вкось, и вдоль и поперек
Разделать под орех. На ваших ассамблеях,
Здоровый головою заболеет!
Все балаболят, кто во что горазд.
Один святой отец мне как-то раз
Не зря сказал про столпо-сотворенье:
С толпою болтунов под видом развлеченья
У вас творится новый Вавилон!
Что, умник, весело? Смеется, значит, он…
Других себе шутов найдите развлекаться,
Я вам тут… Все, сноха, устала распинаться,
Но знай, на ваш порог отныне никогда
Не ступит - тьфу на вас сто раз! - моя нога.
Не могу не отметить Дениса Суханова. Он воплощал брата Эльмиры - Клеанта. Бесподобная роль. Очень органичная и яркая. У Марчелли эта роль мне показалась бледноватой. Я даже не запомнила актера, который ее играл.
Чем же заканчивается спектакль?
Оргон действительно отдаёт Тартюфу все своё состояние, дом и даже собственную дочь в качестве супруги.
Концовка спектакля больше удалась Евгению Писареву (в Моссовета мне она показалась несколько смазанной - я даже не заметила восторга героев, что все так хорошо закончилось). Он хотел поставить реальную историю, а закончил спектакль все равно сказочно, строго по Мольеру. Появился помощник самого Короля и, наказав Тартюфа, вернул Оргону все украденное. Справедливость восторжествовала. Что далеко не всегда бывает в реальной жизни. И тысячи обманутых, пострадавших от "тартюфов" людей бродят в поисках истины, терзаемые только одним - местью!
Расслабьтесь, больше никакой угрозы.
Наш государь - неправды всякой враг,
Суров и прозорлив, в сердцах читает как
В открытой книге он, возвел законность в принцип,
Карает без конца плутов и лихоимцев,
Он видит всех насквозь, он мудр как Соломон,
Он справедлив и добр, бесстрашен и силен,
Венчает славой он отважных и достойных,
Он закален огнем в кровопролитных войнах,
Он борется со злом. Руководит страной.
Его не провести уловкой ни одной,
Вот потому злодей и проходимец
Его не обманул ни на мизинец
Своим доносом лживым. Государь
В нем опознал плута, когда-то эта тварь
Использовала подставное имя,
Делами черными прославившись своими,
Их перечень бы занял целый том.
Так вот, монарх, узнав злодея в нем,
Был возмущен его деянием коварным
И низостью души его неблагодарной.
Веленьем короля сюда я послан был
Исправить тот ущерб, что вор вам причинил,
Сперва ему позволив до предела
Дойти в своем бесстыдстве очумелом.
Тот компромат, что был присвоен подлецом,
Я возвращаю вам. Естественно, с ларцом.
Ваш договор даренья пресловутый
Монархом отменен в одну минуту,
Он сверх того простил и то, что за рубеж
Бежал ваш старый друг, затеявший мятеж,
И даже тайные сношенья с другом
Простил за вашу прошлую заслугу.
Вас ценит государь, он добр и щедр к друзьям,
Но злоупотреблять добром его нельзя.
Тартюфы - разные нужны,
Тартюфы - всякие важны!
Для чего, спросите вы?
Для того, чтобы составить свое, ни на кого не похоже мнение, самому разобраться в своих театральных предпочтениях: любите ли вы созерцать красивую картинку, важны ли для вас остроумные и мудрые мысли, преподнесённые великими классиками, или же вам важно, чтобы театр точно и скрупулезно передавал на сцене идеи автора пьесы, не отходя от канвы и не меняя само произведение. Это ваш выбор. Я уверена, что все "Тартюфы" до единого найдут своего зрителя.
Я пока посмотрела два спектакля, каждый из которых понравился мне чем-то своим. Останавливаться не собираюсь и надеюсь скоро увидеть "Lё Тартюфа" на Таганке Юрия Муравицкого.
Спасибо за внимание!
Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
Неубиваемый хит Булгакова (как я ходила в МТЮЗ на собачку диковинную посмотреть)
Стерва со взведённым курком и ранимой душой: о спектакле "Кабаре "Гадюка" в Театре Моссовета
Весёленькое убийство: о спектакле "8 любящих женщин" в Театре имени Моссовета