Найти в Дзене
ТЕАТРАЛОЧКА

Опять "Тартюф"? О премьере одноименной постановки в Театре Наций

Да, плох наш мир и хуже может стать, Коль, видя подлость, мы должны молчать! (Уильям Шекспир) Добрый день, дорогие читатели! Спектакль - праздник или карнавал! На сегодняшний день "специалист" по таким постановкам - это Юрий Муравицкий. Его "Lё Тартюф" на Таганке, "Слуга двух господ" в Театре имени Пушкина и "Как вам это понравится?" в МХТ имени Чехова - это восторг для глаз! Ярко, красиво, молодёжно, очень бодренько и очень шумненько!!! Заснуть уж точно не получится. Спектакль - переживание, который выворачивает твою душу наизнанку, и ты несколько дней не можешь отойти от увиденного и все вспоминаешь, вспоминаешь, вспоминаешь… Я думаю, у каждого театрала свой список таких сильных и пронзительных спектаклей. Лично меня пробирают до мурашек спектакли Юрия Бутусова, многие постановки в Театре Вахтангова и в Театре на Бронной у Константина Богомолова. А бывает просто классный спектакль. Посмотрел, посмеялся или немного погрустил, отдохнул и … забыл. Сегодня я хочу не просто напис
Оглавление

Да, плох наш мир и хуже может стать,
Коль, видя подлость, мы должны молчать!

(Уильям Шекспир)

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня у нас премьера!

Театр Наций. 19 декабря 2024 года.

На сцене Театра Наций - звёзды:

  • Игорь Гордин,
  • Сергей Волков,
  • Денис Суханов,
  • Анна Чиповская,
  • Ольга Науменко,
  • Григорий Верник,
  • Анастасия Лебедева,
  • Елизавета Кононова

в великолепном спектакле Евгения Писарева "Тартюф".

Спектакли бывают нескольких типов:

Спектакль - праздник или карнавал! На сегодняшний день "специалист" по таким постановкам - это Юрий Муравицкий. Его "Lё Тартюф" на Таганке, "Слуга двух господ" в Театре имени Пушкина и "Как вам это понравится?" в МХТ имени Чехова - это восторг для глаз! Ярко, красиво, молодёжно, очень бодренько и очень шумненько!!! Заснуть уж точно не получится.

Спектакль - переживание, который выворачивает твою душу наизнанку, и ты несколько дней не можешь отойти от увиденного и все вспоминаешь, вспоминаешь, вспоминаешь… Я думаю, у каждого театрала свой список таких сильных и пронзительных спектаклей. Лично меня пробирают до мурашек спектакли Юрия Бутусова, многие постановки в Театре Вахтангова и в Театре на Бронной у Константина Богомолова.

А бывает просто классный спектакль. Посмотрел, посмеялся или немного погрустил, отдохнул и … забыл.

Сегодня я хочу не просто написать отзыв о постановке, а хочу посравнивать. Просто так получилось, что почти подряд я посмотрела два спектакля по произведению великого Жана-Батиста Мольера.

Своими впечатлениями о постановке "Тартюф" Евгения Марчелли в Театре имени Моссовета я уже делилась с вами в своём блоге. А сегодня мы отправимся в Театр Наций на премьеру Евгения Писарева.

"Даёшь много звёзд под одной крышей!" - это девиз Евгения Миронова, художественного руководителя Театра Наций. Но кроме звезд, на которых естественно, как бабочки на свет, слетаются театралы, нужно ещё чем-то заинтересовать зрителя.

Чего-то сверхъестественного или неординарного я вчера на премьере не увидела. Так и сказала себе: "Это хороший, добротный "Тартюф"! Особенно подойдёт тем, кто ещё не видел ни одной постановки и пришел в театр для знакомства с творчеством Мольера или Евгения Писарева. Я люблю этого режиссёра, мне близка его подача. Его спектакли всегда интересны и красивы. Бывают и шедевры. К коим лично я отношу великолепный спектакль "Кабаре" у того же Евгения Миронова.

Евгений Писарев заказал новый перевод Мольера в стихах с острой, ироничной, современной интонацией и перенёс действие постановки во Францию наших дней (автор перевода - Сергей Самойленко). И, как говорит сам режиссер, захотел создать не просто комедийный спектакль, а показать на сцене реальную историю из жизни. Ведь современному зрителю гораздо удобнее наблюдать за своими современниками, чем за далекими предками. Напомню, что у Евгения Марчелли перевод пьесы был в прозе.

Начнём по порядку.

Когда я смотрела спектакль Марчелли, то ругала режиссёра за полное отсутствие декораций: "Да что ж за безобразие - абсолютно голая сцена!"

Тартюф. Фото - с официального сайта Театра Наций: https://cdn.theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/436527_PIU_0008.jpg
Тартюф. Фото - с официального сайта Театра Наций: https://cdn.theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/436527_PIU_0008.jpg

И вот тебе пожалуйста: в Театре Наций перед нами фешенебельный пентхаус, в котором проживает семейка богатого французского гражданина, месье Оргона. Декорации явно не из дешевых! Все герои в модных и дорогих прикидах. А толку что? Пошёл текст, все строго по Мольеру, хоть и в новом переводе. Хочется какой-то изюминки, чего-то эдакого! Но зрителю в театре некогда сравнивать переводы, ему бы за действием уследить, тем более что текст идет в стихах и произносится очень быстро! Все актёры конечно безукоризненно отыграли свои роли, выполнили все задачи режиссёра.

Естественно Игорь Гордин был лучше всех (но здесь я предвзята, ничего не могу с собой поделать, его талант и мастерство меня всегда покоряют). Именно он воплощает месье Оргона. А его молодую жену Эльмиру играет обворожительная Анна Чиповская. Мне уже удалось наблюдать за ее игрой в спектакле "Сирано де Бержерак" в МХТ имени Чехова.

Ольга Науменко в роли госпожи Пернель. Анна Чиповская в роли Эльмиры. Тартюф. Фото - с официального сайта Театра Наций: https://cdn.theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/379284_PIU_0036.jpg
Ольга Науменко в роли госпожи Пернель. Анна Чиповская в роли Эльмиры. Тартюф. Фото - с официального сайта Театра Наций: https://cdn.theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/379284_PIU_0036.jpg

Сцена обольщения Тартюфа, в которой Эльмира хочет вывести подлеца на чистую воду и наконец-то сорвать с Оргона розовые очки, показалась простенькой, немного скучноватой, хотя и эротичной.

Тартюф. Фото - с официального сайта Театра Наций: https://cdn.theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/328097_PIU_0560.jpg
Тартюф. Фото - с официального сайта Театра Наций: https://cdn.theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/328097_PIU_0560.jpg

Вот Виталий Кищенко с Дарьей Балабановой у Марчелли показали высший класс: правда пришлось сделать три дубля, так как даму два раза тошнило, когда она пыталась поцеловать святошу, но это того стоило. Зрители хохотали до слез.

Виталий Кищенко в роли Тартюфа. Дарья Балабанова в роли Эльмиры. Тартюф. Фото с сайта Э- Вести: https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2024/04/20240417-tartuf-54_das5173.jpg
Виталий Кищенко в роли Тартюфа. Дарья Балабанова в роли Эльмиры. Тартюф. Фото с сайта Э- Вести: https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2024/04/20240417-tartuf-54_das5173.jpg

Не совсем понятен выбор Сергея Волкова на роль Тартюфа. Все-таки классик показывает нам святошу несколько уродливым и совсем не притягательным для женского пола. Виталий Кищенко - брутальный и харизматичный актёр - так смог преобразиться, что его вряд ли кто-то узнал. Сергей Волков же - полная противоположность этому образу. И когда он раздевается по пояс, пытаясь соблазнить Эльмиру, редкая женщина сможет сохранить рассудок и не поддасться порыву страсти.

Сергей Волков в роли Тартюфа. Тартюф. Фото - с сайта Журнал ОК: https://www.ok-magazine.ru/images/cache/2024/11/18/q90_2807691_7f6e53c3dcc5209e01735c3d9.png
Сергей Волков в роли Тартюфа. Тартюф. Фото - с сайта Журнал ОК: https://www.ok-magazine.ru/images/cache/2024/11/18/q90_2807691_7f6e53c3dcc5209e01735c3d9.png

Евгений Писарев обьясняет свой выбор так:

Мне хочется, чтобы Тартюф был перевёрнутым князем Мышкиным, поэтому я позвал на заглавную роль Сергея Волкова, который несколько лет назад репетировал эту роль, правда постановка так и не состоялась.

У Писарева Тартюф - циник, для которого благочестие и морализаторство - это оружие, с помощью которого он хочет отобрать у Оргона все: дом, семью, деньги…

Возможно ли такое в наше время, чтобы богатый, умный, здравомыслящий человек поддался на уловки такого мошенника, как Тартюф? Это же не легковерная бабуся - пенсионерка, которую можно облапошить одним телефонным звонком. Режиссёр так же, как и Мольер, ставит нас, зрителей, перед фактом. А верить или не верить - это уже наше с вами дело. Одна моя знакомая предположила: "Вот было бы здорово, если бы нам рассказали, каким путём Тартюф смог облапошить Оргона и заставил так неистово полюбить себя." На что я ответила: "Ну, это вам не Шерешевский и не Богомолов. Только они могут кроить произведения классиков на свой лад!"

Игорь Гордин в роли Оргона. Денис Суханов в роли Клеанта. Фото - с официального сайта Театра Наций: https://cdn.theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/30590239_PIU_0608.jpg
Игорь Гордин в роли Оргона. Денис Суханов в роли Клеанта. Фото - с официального сайта Театра Наций: https://cdn.theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/30590239_PIU_0608.jpg

ОРГОН - КЛЕАНТУ:
Ты будешь потрясен, узнав его поближе.
Он показал дорогу в новый век,
Он человек… Ну, в общем, человек
С заглавной буквы Ч. Меня он учит:
Наш мир является навозной кучей.
Он мне открыл на истину глаза:
Привязываться ни к чему нельзя,
Семья и дружба суть силки и сети,
Пусть все умрут: жена, мать, брат и дети,
Мне безразлично, наплевать вообще.

Молодые влюблённые Мариана и Валер в исполнении Екатерины Девкиной и Николая Новоселова ("Тартюф" Театра имени Моссовета) тоже мне понравились больше. Меня они покорили своей экспрессией, искры любви и страсти разлетались от них в разные стороны.

Екатерина Девкина в роли Марианы. Николай Новоселов в роли Валера. Тартюф. Фото с официального сайта Э-Вести: https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2024/04/20240417-tartuf-26_das5067.jpg
Екатерина Девкина в роли Марианы. Николай Новоселов в роли Валера. Тартюф. Фото с официального сайта Э-Вести: https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2024/04/20240417-tartuf-26_das5067.jpg

Сцена выяснения отношений между молодыми в исполнении Григория Верника и Елизаветой Кононовой прошла более спокойно, без эксцессов и треволнений.

Почти во всех своих комедиях Мольер выделяет служанок. Это главная противоборствующая сила главным героям его пьес. Вспомните "Мнимого больного" и его Туанетту. В "Тартюфе" тоже присутствует "деловая колбаса", сующая свой нос во все дела богатого семейства. Зовут ее Дорина (Анастасия Лебедева). У Писарева она реально деловая. Ходит в брючном костюме, в очочках. И указывает всем, как надо жить.

Дорина Анны Михайловской в Театре имени Моссовета - простецкая девушка, не обременённая интеллектом, но очень добросердечная, искренняя и готовая в любой момент прийти на помощь ближнему. Блестящая роль!

Понравилась маман месье Оргона - госпожа Пернель в исполнении Ольги Науменко. Такая железная леди, критикующая всех своих домочадцев и заставляющая их, подстать своему сыну, брать пример с великого святого.

Ольга Науменко в роли госпожи Пернель. Игорь Гордин в роли Оргона. Анастасия Лебедева в роли Дорины. Тартюф. Фото с официального сайта Театра Наций: https://cdn.theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/31474650_PIU_0639.jpg
Ольга Науменко в роли госпожи Пернель. Игорь Гордин в роли Оргона. Анастасия Лебедева в роли Дорины. Тартюф. Фото с официального сайта Театра Наций: https://cdn.theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/31474650_PIU_0639.jpg

ГОСПОЖА ПЕРНЕЛЬ:
Да, на уши лапшу навешать вы готовы,
А мне за целый день не дали вставить слово,
Но все-таки позволь, невестушка, сказать,
Имею право как свекровь и мать:
Сын мудро поступил мой в кои веки,
Приют дав этому святому человеку,
Его послало небо вам домой,
Чтобы наставить вас на путь прямой
И дух направить ваш стезей спасенья.
Балы, визиты, танцы, словопренья -
Все это порожденье сатаны.
Холерой этой вы заражены,
Молитв и набожных речей не слышно,
Одно злословие, огульно и облыжно
Вы ближнего стереть готовы в порошок, 
И вкривь и вкось, и вдоль и поперек
Разделать под орех. На ваших ассамблеях, 
Здоровый головою заболеет!
Все балаболят, кто во что горазд.
Один святой отец мне как-то раз
Не зря сказал про столпо-сотворенье:
С толпою болтунов под видом развлеченья
У вас творится новый Вавилон!
Что, умник, весело? Смеется, значит, он…
Других себе шутов найдите развлекаться,
Я вам тут… Все, сноха, устала распинаться,
Но знай, на ваш порог отныне никогда
Не ступит - тьфу на вас сто раз! - моя нога.

Не могу не отметить Дениса Суханова. Он воплощал брата Эльмиры - Клеанта. Бесподобная роль. Очень органичная и яркая. У Марчелли эта роль мне показалась бледноватой. Я даже не запомнила актера, который ее играл.

Денис Суханов в роли Клеанта. Сергей Волков в роли Тартюфа. Тартюф. Фото - с официального сайта Театра Наций: https://cdn.theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/33404531_PIU_0419.jpg
Денис Суханов в роли Клеанта. Сергей Волков в роли Тартюфа. Тартюф. Фото - с официального сайта Театра Наций: https://cdn.theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/33404531_PIU_0419.jpg

Чем же заканчивается спектакль?

Оргон действительно отдаёт Тартюфу все своё состояние, дом и даже собственную дочь в качестве супруги.

Концовка спектакля больше удалась Евгению Писареву (в Моссовета мне она показалась несколько смазанной - я даже не заметила восторга героев, что все так хорошо закончилось). Он хотел поставить реальную историю, а закончил спектакль все равно сказочно, строго по Мольеру. Появился помощник самого Короля и, наказав Тартюфа, вернул Оргону все украденное. Справедливость восторжествовала. Что далеко не всегда бывает в реальной жизни. И тысячи обманутых, пострадавших от "тартюфов" людей бродят в поисках истины, терзаемые только одним - местью!

Тартюф. Фото - с официального сайта Театра Наций: https://cdn.theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/44517174_PIU_0781.jpg
Тартюф. Фото - с официального сайта Театра Наций: https://cdn.theatreofnations.ru/media/uploads/Photo/44517174_PIU_0781.jpg

Расслабьтесь, больше никакой угрозы.
Наш государь - неправды всякой враг,
Суров и прозорлив, в сердцах читает как
В открытой книге он, возвел законность в принцип, 
Карает без конца плутов и лихоимцев,
Он видит всех насквозь, он мудр как Соломон,
Он справедлив и добр, бесстрашен и силен,
Венчает славой он отважных и достойных,
Он закален огнем в кровопролитных войнах,
Он борется со злом. Руководит страной.
Его не провести уловкой ни одной,
Вот потому злодей и проходимец 
Его не обманул ни на мизинец
Своим доносом лживым. Государь
В нем опознал плута, когда-то эта тварь
Использовала подставное имя,
Делами черными прославившись своими,
Их перечень бы занял целый том.
Так вот, монарх, узнав злодея в нем,
Был возмущен его деянием коварным
И низостью души его неблагодарной.
Веленьем короля сюда я послан был
Исправить тот ущерб, что вор вам причинил,
Сперва ему позволив до предела
Дойти в своем бесстыдстве очумелом.
Тот компромат, что был присвоен подлецом,
Я возвращаю вам. Естественно, с ларцом.
Ваш договор даренья пресловутый
Монархом отменен в одну минуту,
Он сверх того простил и то, что за рубеж
Бежал ваш старый друг, затеявший мятеж,
И даже тайные сношенья с другом 
Простил за вашу прошлую заслугу.
Вас ценит государь, он добр и щедр к друзьям,
Но злоупотреблять добром его нельзя.

Тартюфы - разные нужны,

Тартюфы - всякие важны!

Для чего, спросите вы?

Для того, чтобы составить свое, ни на кого не похоже мнение, самому разобраться в своих театральных предпочтениях: любите ли вы созерцать красивую картинку, важны ли для вас остроумные и мудрые мысли, преподнесённые великими классиками, или же вам важно, чтобы театр точно и скрупулезно передавал на сцене идеи автора пьесы, не отходя от канвы и не меняя само произведение. Это ваш выбор. Я уверена, что все "Тартюфы" до единого найдут своего зрителя.

Я пока посмотрела два спектакля, каждый из которых понравился мне чем-то своим. Останавливаться не собираюсь и надеюсь скоро увидеть "Lё Тартюфа" на Таганке Юрия Муравицкого.

Спасибо за внимание!

Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля

P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:

Неубиваемый хит Булгакова (как я ходила в МТЮЗ на собачку диковинную посмотреть)

Беспросветная блудница или женщина с тонкой душевной организацией и большим любящим сердцем? О спектакле МАДАМ БОВАРИ в Театре Маска

Стерва со взведённым курком и ранимой душой: о спектакле "Кабаре "Гадюка" в Театре Моссовета

Весёленькое убийство: о спектакле "8 любящих женщин" в Театре имени Моссовета

Шабаш был, а Командор так и не пришел. О спектакле "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" в МХТ Чехова

"Шекспир - абсолютный панк!", а Марчелли нервно курит в сторонке: о спектакле "Как вам это понравится?" в МХТ им. Чехова