Сногсшибающая Офелия из спектакля "ШЕКСПИРГАМЛЕТ" и очаровательная Шанель из "8 любящих женщин" в Театре имени Моссовета, "себе на уме" Феклуша-странница из "Грозыгрозы" и бабушка Оксаны из "Сказки про последнего ангела" в Театре Наций - это все образы великолепной актрисы Анны Галиновой, с творчеством которой я уже знакомила вас в своих отзывах об этих спектаклях. Сегодня у нас встреча с Анной Галиновой - режиссером и ее дебютом в Театре Моссовета. Совсем недавно на сцене "Под крышей" состоялась премьера - спектакль "Кабаре "Гадюка", поставленный по повести Алексея Николаевича Толстого "Гадюка".
Кто из вас, дорогие читатели, знаком с этим произведением Толстого, должен помнить, что повесть эта совсем небольшая, но при этом трагичная, достаточно жесткая и рассказывает нам о непростых событиях времен революции, Гражданской войны, НЭПа. И перед режиссёром стояла сложная задача - сделать из нее пьесу и поставить на сцене театра. При этом чем-то привлечь зрителя, донести до нас, современных театралов, основную мысль и идею этого произведения.
Анна Галинова решила поместить главных героев повести в реальное Кабаре, завсегдатаем которого будто бы был Алексей Николаевич Толстой (Влад Боковин). Именно здесь за рюмкой водки и грибочками он стучит на пишущей машинке, создавая свой шедевр, и именно он является главным рассказчиком, который знакомит зрителей со всеми героями пьесы.
На сцене полумрак, за роялем тапер наигрывает легкую мелодию, девушки скучают в ожидании гостей. Скоро откроется красный занавес и начнется представление…
О чем же хочет нам рассказать великий писатель? О чем поведать историю?
О жестокости людей, готовых гнобить всех непохожих или отличающихся от массовки, от большинства? О том, как трудно завоевать признание и чего-то добиться? О простом желании любить и быть любимым? О превратностях судьбы?
Я думаю, посмотрев этот спектакль, каждый зритель сможет ответить на эти вопросы сам.
Главная героиня повести - молодая женщина, вернее, девушка из купеческой семьи Ольга Вячеславовна Зотова с очень непростой судьбой, которую революция с начала лишила всего: семьи, благосостояния, здоровья (ее родители были зверско убиты, а сама она оказалась сначала в больнице, затем в тюрьме). Но вскоре Ольга Вячеславовна прониклась революционными идеями, познакомившись с удивительным молодым красноармейцем Емельяновым, который открыл для девушки новый мир. И за этот мир Ольга была готова бороться и отдать всю себя. Жизнь так закалила девушку, что она превратилась в сталь, в кремень. Стала жесткой и неприступной. Но не все живое умерло в ней. Душа осталась ранимой и трепетной. Находясь рядом с молодым мужчиной, Ольга познала, что такое любовь. Как она может снести крышу и измучить человека, который лишён взаимности. По всему было видно, что Емельянов тоже испытывает чувства к девушке, но считает, что в тяжелое для страны время нельзя поддаваться соблазнам и всяческим любовным переживаниям. Все однополчане считали их мужем и женой и никто не знал истинного положения вещей.
В жёны бы тебя взял, да нельзя сейчас, понимаешь?
Ольгу Зотову на сцене воплощает молодая актриса Мария Мацель, знакомая зрителям по сериалу "Перевал Дятлова" и фильмам Романа Михайлова. Лично мне она безумно понравилась в психологическом триллере «Черное облако». У Марии - высокой, стройной актрисы с короткой стрижкой - неплохо получилось передать образ жесткой молодой женщины, закаленной в боях и непризнающей все эти женские штучки и финтифлюшки. А красноармейца Емельянова играет Сергей Зотов, обаятельный актёр Театра Моссовета. Ему очень подходит эта роль. Мария и Сергей прекрасно сыграли платоническую любовную линию, ни разу не коснувшись друг друга.
В спектакле также принимают участие: Глафира Лебедева, Ксения Комарова, Юлия Бурова, Анастасия Белова, Олег Отс. Каждый из них играет по две роли, в первом и во втором актах.
Повествование А.Н. Толстого периодически прерывается песенками и танцами актрис Кабаре. Иногда их кривляния заставляют улыбнуться, а иногда кажутся вульгарными и неуместными. Мне не очень понравилась идея погрузить действие в мир Кабаре. Причем сочетание смешного и трагичного меня совсем не отпугивало. Просто игра актрис Кабаре показалась какой-то непрофессиональной, чересчур наигранной.
Было многовато Толстого и треска его пишущей машинки. И первый акт мне понравился меньше второго. Многие зрители покинули зал в антракте, так и не увидев развязки и основного посыла произведения.
В конце первого акта Емельянов погибает в бою. Мир Ольги разрушен, уничтожен. Она не знает, как жить дальше.
А во втором акте Алексей Толстой переносит нас вместе с Ольгой в Москву, где начинается новый этап в жизни молодой девушки (как говорит Ольга: "В третий раз приходится начинать новую жизнь"). На сцене уже нет кабаре, а есть коммуналка и Трест цветных металлов, куда Ольга устроилась на работу в отдел контроля.
Все соседи побаиваются эту строгую женщину с папиросой в зубах и за глаза называют ее "гадюкой", а также красноармейской подстилкой и шкурой, не зная, что девушка до сих пор невинна.
Бывают такие стервы со взведенным курком... От них подальше, голубчики...
Второе действие мне очень понравилось. Актёры, задействованные в первом акте, играют соседей Ольги по коммуналке и служащих Треста. Повествование наполнено юмором, актёры играют отвязно и задорно.
Однажды в Ольге проснулись прежние замороженные чувства, когда она увидела своего начальника, чем-то напомнившего ей Емельянова (его даже играет все тот же Сергей Зотов). Захотелось жить и любить. Все соседи и сослуживцы удивились преображению молодой особы. Тут и новая прическа, и чёрное платьице, и туфельки на каблучках.
Откуда что берётся?
Но что толку биться головой об стену, если нет взаимности. Тем более, что начальник уже успел расписаться с соседкой Ольги Сонечкой Варенцовой (Глафира Лебедева очень убедительно сыграла отпетую стерву, требующую оставить в покое ее возлюбленного). А с кем попало Олечке не по пути!
Много страданий выпало на долю этой девушки. Терпела и молча сносила все, только лишь изредка прикрикивая на обидчиков.
Очень понравилась видеопроекция скачущего красного эскадрона по заднику сцены, то ли передающая дух того непростого времени, то ли показывающая, как может махина всеобщей нелюбви, хамства и уничижения растерзать душу и пройтись катком по живому человеку. Пробрало прям до мурашек.
Растоптали как кони копытами, уничтожили, выжгли всю душу бедной девочки.
А душа-то чистая и ни в чем не повинная.
Что же остается Олечке? Взвести курок, да как шандарахнуть. Чтобы другим неповадно было, чтобы душа вдребезги и сердце вон...
Финал трагичный, но заставляющий задуматься. В целом мне понравилось, к просмотру рекомендую.
Спасибо за внимание!
Предлагаю посмотреть видео с поклонами с этого спектакля
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
От Метели до Выстрела. О спектакле "Повести Пушкина" в Театре им. Вахтангова
Любовь МОЖЕТ победить смерть! О спектакле "Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии" в МТЮЗе
Весёленькое убийство: о спектакле "8 любящих женщин" в Театре имени Моссовета
Знал бы прикуп - жил бы в Сочи: о спектакле "Пиковая дама" в театре имени Моссовета