"Разлагайтесь поудобнее, господа!"
Наконец-то и я добралась до самого на сегодняшний день эпатажного спектакля Москвы - МАДАМ БОВАРИ, - который поставил неординарный и очень самобытный режиссёр Антон Фёдоров в Театре Маска. Это моя вторая встреча с творчеством этого художника. Своими впечатлениями о его спектакле "Собачье сердце" в МТЮЗе я уже делилась с вами, дорогие читатели, в своем блоге.
Спектакль крышесносный, бомбический!
Хочу сразу предупредить, что постановки Антона Фёдорова коренным образом отличаются от ВСЕГО, что имеет место быть в театральной среде сегодняшнего дня. Такие мастера эпатажа, как Константин Богомолов, Пётр Шерешевский, Евгений Марчелли, нервно курят в сторонке.
Антон Фёдоров (ученик самого Юрия Погребничко, художественного руководителя Театра Около) перещеголял их всех. Это настолько необычно и неординарно, что передать увиденное простыми словами очень не просто. Это все равно, что описывать грубыми словами состояние легкости и невесомости души. Нужно самостоятельно лицезреть спектакль и делать свои выводы.
Постановка с первых минут захватывает тебя целиком, погружает в действие, поглощает и не отпускает ни на минуту. Лично со мной такое редко бывает в театре, но когда это случается - это так Круто! Последний раз такой восторг я испытывала на спектаклях: "Король Лир" в Театре Вахтангова, "Сирано де Бержерак" в МХТ имени Чехова, "Кабаре" в Театре Наций, "Собачье сердце" в МТЮЗе.
Конечно, этот спектакль не для всех. Любителям классики и старины он точно не подойдёт. Спектакль откроет свои тайны только смелым театралам, готовым к эпатажу, изобилию острых шуток, наличию гэгов, рефренов, тонкому обыгрыванию слов и фраз сразу на двух языках: русском и французском, нецензурной лексике (употребляемой в меру) и, самое главное, необычной манере актерской игры: несвязная речь, состоящая большей частью из междометий.
Манера актёров бормотать себе под нос и бесконечно повторять одни и те же фразы совсем не пугает и только кажется необычной в первый раз, потом к этому привыкаешь и смотришь за актерской игрой с большим удовольствием.
Итак, МАДАМ БОВАРИ!
В свое время Гюстав Флобер произвёл не просто фурор этим произведением. Он по сути осуществил революцию в литературе, за что и был нещадно обруган критиками и своими современниками. Так открыто и откровенно говорить о желаниях женщины, о ее возможности счастья и удовлетворения от семейной и интимной жизни, о заключении брака не только из-за чувства долга и ради продолжения рода человеческого. В то время это было не слыхано и невозможно! Но именно благодаря этому роману Флобер вошёл в историю литературы как великий психолог и знаток женской души, а его произведения навсегда вошли в анналы классической литературы.
В спектакле Федорова сюжет Гюстава Флобера сохранен полностью, и действие движется строго по той дорожке, которую нам протоптал великий классик.
Молодая женщина Эмма выходит замуж за доктора Шарля Бовари и с предвкушением и воодушевлением уносится в семейную жизнь в надежде обрести счастье, любовь и испытать истинное блаженство (ее жизнь с юности была пропитана и наполнена эмоциями, полученными от прочтения французских любовных романов).
Упс! Семейная жизнь оказывается абсолютно другой: серой, скучной, однообразной. Живут молодые в небольшом французском городке, где нет никаких развлечений и общаться приходится только с семьей местного соседа - Фармацевта Оме. Почти сразу Эмма разочаровывается в своём муже и понимает, что попала в переплёт: ничего яркого и бурлящего семейная жизнь ей не принесёт. И остаётся только с новым упоением наброситься на чтение любовных романов и предаваться сладостным мечтам, то есть вести иллюзорную жизнь.
А разочарования и мечты приводят к желанию завести любовника, дабы заткнуть ту брешь в душе и сердце, которая там образовалась из-за того, что муж и жена абсолютно по-разному смотрят на семейную жизнь и жизнь вообще. Все просто и банально до слез вроде бы. Но классик не был бы классиком, если бы не дал нам, читателям, возможность окунуться в водоворот страсти, испытать вместе с героиней страдания, боль, ревность, познать любовь и предательство и получить несказанное удовольствие от великой литературы.
Действующие лица:
- Эмма Бовари - Наталья Рычкова.
- Шарль Бовари - Семён Штейнберг.
- Мать Шарля - Ольга Лапшина.
- Фармацевт Оме - Алексей Чернышёв.
- Леон Дюпюи - Сергей Шайдаков.
- Родольф Буланже - Артур Бесчастный.
- Господин Лере - Рустам Ахмадеев.
- Дочка Эммы - Анна Никишина.
С некоторыми актерами, участвующими в этой постановке, я уже была знакома:
Ольга Лапшина - великолепная, неординарная актриса покорила меня, сыграв блестяще мужскую роль самого Леонида Ильича Брежнева в спектакле Театра на Бронной "Бэтмен против Брежнева". Дважды я наблюдала за ее игрой в Театре Наций на спектаклях "Иванов" и "Отцы и дети". Естественно и в спектакле "МАДАМ БОВАРИ" Ольга Лапшина прекрасно справилась со своей ролью и создала очень яркий образ безумно любящей мамаши, буквально "приклеенной" к своему сыну.
Семён Штейнберг был мне известен только по ролям в отечественных сериалах, в театре не имела чести его лицезреть. Но здесь он великолепен! В спектакле он воплощает образ "уютного" и, вроде бы даже, надежного мужчины, великолепного отца, но никудышного мужа, который не смог разгадать потребности своей жены и подарить ей истинное счастье.
"Всё, я спать!", - твердит главный герой всякий раз, оказываясь в постели с женой, и быстренько отворачивается к стенке.
У главных героев нет никаких духовных точек соприкосновения, оба по-своему одиноки.
Кто стал для меня истинным открытием в этой постановке, так это Наталья Рычкова. Ей так подходит эта роль! Ее Эмма очень хрупкая, незащищенная, немного чудаковатая, но при этом безумно женственная и воздушная. Она во истину "тихий омут". Никто не ведает, что творится в ее душе. А там кипят такие страсти, что "мама не горюй". Желание быть любимой женщиной сводит ее с ума, толкает на безрассудные поступки и сносит все на своем пути! Она совсем не знает цену деньгам, что приводит к очень печальным последствиям.
Запутавшись в своих любовных похождениях и живя в долг, Эмма не замечает, как проваливается в пропасть. Она оказывается в яме, из которой нет выхода. Это приводит героиню к плачевному финалу.
Артур Бесчастный великолепно воплотил образ любовника Эммы Родольфа Буланже. Видно, что амплуа героя-любовника - это его конёк. Он в этом образе как рыба в воде.
А вот образ Леона очень удивил. Сергей Шайдаков предстаёт перед нами каким-то фриком. Безобидным и даже обаятельным.
Вообще все герои-мужчины в постановке выглядят по-идиотски комичными. И именно среди этих недалеких, я бы даже сказала, омерзительных мужчин Эмма пытается найти родственную душу. Трагедия на лицо!
Удивил выбор актрисы на роль дочки Эммы - Берты. Как же Антон Фёдоров чувствует актёров! Анна Никишина блестяще справилась со своей задачей. Даже не знаю, смог бы кто-то другой так классно обыграть образ нелюбимого ребёнка, рождённого без любви. Момент первой встречи с дочкой вводит зрителей в ступор, коробит, но потом понимаешь, насколько точно передана идея режиссёра, да и самого классика!
Воплощать это безумство и хулиганство на сцене Антону Федорову помогали не менее талантливые сподвижники:
- Анимация - Надя Гольдман.
- Музыка - Григорий Калинин.
- Свет - Игорь Фомин.
- Костюмы - Мария Доронина.
- Рисованные художества - Лена Лисаускас.
Особенно меня привлекли необычные декорации и музыкальное сопровождение.
Роман Гюстава Флобера я перечитала совсем недавно, буквально перед спектаклем. Произведение непростое, местами скучноватое, но очень интересное и жизненное. Конечно же, сразу захотелось увидеть его на сцене, тем более, что сейчас в Москве идут по крайней мере три постановки о злоключениях запутавшейся женщины: в Театре Наций, в Театре имени Вахтангова и в Театре Маска. Я рада, что начала свое знакомство с Эммой Бовари именно в интерпретации Антона Фёдорова.
Талантливому режиссёру удалось преподнести любимое многими классическое произведение абсолютно по-новому и создать гротескный и очень стильный спектакль, который оставил неизгладимый след в моей душе. Я жду не дождусь новой встречи с этой постановкой!
Рекомендасьён всем, кто не боится эпатажа и готов к новым открытиям и незабываемым эмоциям!!!
Merci pour votre attention!!!
Предлагаю посмотреть видео с поклонами с этого спектакля
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
Неубиваемый хит Булгакова (как я ходила в МТЮЗ на собачку диковинную посмотреть)
Эротический маскарад с широко закрытыми глазами: о спектакле в МХТ имени Чехова
Богомолов уничтожил олигархов на Бали: о спектакле "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя"
Богомолов смачно повернул, "турахнуться" можно: о "Гамлет in Moscow" в Театре на Бронной
Художник с револьвером в кобуре: о спектакле "Новая оптимистическая" в МХТ имени Чехова