Найти в Дзене
ТЕАТРАЛОЧКА

Он будет все, как есть, по нашей мерке мерить: я приучил его своим глазам не верить! О спектакле "Тартюф" в Театре имени Моссовета

Как странно, право же, устроен человек! Естественным его не видим мы вовек, Пределы разума ему тесней темницы, Он силится во всем переступать границы, И наилучшие из всех даров Преувеличеньем он исказить готов. Произведения Жана-Батиста Мольера - это неувядаемая классика. Как же он ярко и пронзительно точно указывает нам на недостатки и пороки людей, обличает подлость, ханжество, тартюфство, человеческую глупость и беспечность. Кто снимет с нас розовые очки и научит разбираться в людях и не верить всему, что мы видим и слышим? Забавно, правда? Думаешь, что у тебя есть близкие люди, а потом оказывается, что ты понятия не имеешь, о чем они думают. Кто хочет своими глазами увидеть разоблачение подлеца и подхалима в абсолютно новой, модной интерпретации, приходите в Театр имени Моссовета на спектакль Евгения Марчелли "Тартюф". Евгений Жозефович преподносит нам свою постановку как Трагифарс. Кино. Премьера состоялась 19 апреля 2024 года. Глупец в розовых очках - Оргон. Его на сцене воп
Оглавление

Как странно, право же, устроен человек!
Естественным его не видим мы вовек,
Пределы разума ему тесней темницы,
Он силится во всем переступать границы,
И наилучшие из всех даров
Преувеличеньем он исказить готов.

Произведения Жана-Батиста Мольера - это неувядаемая классика. Как же он ярко и пронзительно точно указывает нам на недостатки и пороки людей, обличает подлость, ханжество, тартюфство, человеческую глупость и беспечность. Кто снимет с нас розовые очки и научит разбираться в людях и не верить всему, что мы видим и слышим?

Забавно, правда? Думаешь, что у тебя есть близкие люди, а потом оказывается, что ты понятия не имеешь, о чем они думают.

Кто хочет своими глазами увидеть разоблачение подлеца и подхалима в абсолютно новой, модной интерпретации, приходите в Театр имени Моссовета на спектакль Евгения Марчелли "Тартюф". Евгений Жозефович преподносит нам свою постановку как Трагифарс. Кино. Премьера состоялась 19 апреля 2024 года.

Ольга Остроумова в роли Госпожи Пернель. Анна Михайловская в роли Дорины. Тартюф. Фото - Елена Лапина. С официального сайта Театра имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/91363.jpg
Ольга Остроумова в роли Госпожи Пернель. Анна Михайловская в роли Дорины. Тартюф. Фото - Елена Лапина. С официального сайта Театра имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/91363.jpg

В пьесе Мольера два главных персонажа:

Глупец в розовых очках - Оргон. Его на сцене воплощает Валерий Яременко. И его антипод - подлиза и подхалим Тартюф, великолепно изображённый Виталием Кищенко.

Мы не ведаем, каким путем Тартюф смог добиться полного расположения Оргона, и наблюдаем за событиями пьесы уже в тот момент, когда Тартюф живет в доме Оргона и тот готов отдать всё своему приятелю: и свое состояние, и свою дочь. Это завязка сюжета.

Что сразу меня удивило, так это перевод пьесы в прозе. Никогда не знала о его существовании и, перелопатив весь интернет, так ничего и не нашла. А почитать хотелось бы. Евгений Жозефович вероятно решил, что перевод Евгения Федюкина будет ближе к менталитету нашего зрителя и лучше раскроет все тонкости произведения Мольера. Это его выбор.

Произведения Жана-Батиста Мольера - это кладезь мудрости и остроумия. В стихотворном варианте перевода пьесы столько цитат, которые хочется положить в свою копилочку и использовать при случае. В прозе я этого не услышала.

Евгений Марчелли в своей любви к минимализму в декорациях в этой постановке дошёл до предела. Я и в предыдущих его спектаклях заметила, что он не делает акцент на антураже, но здесь он превзошёл самого себя. На сцене нет вообще ничего, только новогодняя мишура разбросана по полу и пищалки, на которые специально наступают актёры для привлечения внимания. По бокам этого своеобразного коридора, где бегают актёры, расположены по три ряда стульчиков для зрителей. Всё! Удивительно, что ещё актёры в первом акте вышли в ярких, кричащих костюмах. Правда, во втором все встало на свои места: нижнее белье и пижамы очень пригодились.

Дарья Балабанова в роли Эльмиры. Екатерина Девкина в роли Марианы. Анна Михайловская в роли Дорины. Тартюф. Фото с официального сайта Э-Вести: https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2024/04/20240417-tartuf-45_das5141.jpg
Дарья Балабанова в роли Эльмиры. Екатерина Девкина в роли Марианы. Анна Михайловская в роли Дорины. Тартюф. Фото с официального сайта Э-Вести: https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2024/04/20240417-tartuf-45_das5141.jpg

Сам режиссёр говорит, что хотел бы ещё сузить пространство до одного метра и уменьшить количество зрителей до 10 человек, чтобы каждый смог будто бы под микроскопом рассмотреть тончайшие нюансы и малейшие внутренние ходы.

Это было бы то самое кино, которое мне хотелось бы увидеть в этой истории.

Действие пьесы разворачивается в Париже в доме господина Оргона, где он проживает вместе со своими домочадцами: любимой мамочкой (Ольга Остроумова), молодой женой Эльмирой (Дарья Балабанова), дочкой Марианой (Екатерина Девкина), сыном Дамисом (Иван Расторгуев) и братом жены Клеантом (Владимир Прокошин). К ним на огонёк периодически забегает возлюбленный Марианы - Валер (Николай Новосёлов). В доме есть служанка Дорина, роль которой прекрасно исполнила Анна Михайловская, которая за словом в карман не полезет и без которой не обходится ни одно событие в этом доме. Она считает себя чуть ли не главной примой и позволяет себе поучать не только молодёжь, но и старших господ.

Валерий Яременко в роли Оргона. Владимир Прокошин в роли Клеанта. Тартюф. Фото - Елена Лапина. С официального сайта Театра имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/91362.jpg
Валерий Яременко в роли Оргона. Владимир Прокошин в роли Клеанта. Тартюф. Фото - Елена Лапина. С официального сайта Театра имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/91362.jpg

Вообще все домочадцы делятся на два лагеря: в первом состоят Оргон со своей мамашей, которые боготворят Тартюфа (их он покорил своей святостью и безмерным служением Богу); во втором - все остальные, которые Тартюфа ненавидят. Они, конечно, пытаются открыть глаза Оргону на подлые деяния его протеже, но это бесполезно. Глаза плотно "закрыты шорами", и сквозь них не пробиться. Вся семейка занята бесконечным выяснением отношений и совсем не видит себя со стороны.

А для появления Тартюфа это самая что ни на есть благоприятная почва. Вероятно, именно на это и хотел обратить внимание режиссёр. Что же вы совсем не бережёте друг друга?

Начинается спектакль очень бодренько, сразу захватывая зрительское внимание. Грохочет музыка, появляется молодёжь, начинаются танцы: молодая жена Эльмира превратила жизнь в этом доме в бесконечный карнавал и отрывается по полной вместе с братом, пасынком, падчерицей и их друзьями. Это, естественно, не нравится старшему поколению: мамаша начинает высказывать свое недовольство и покрывает последними словами и свою невестку, и внуков. Да и Оргону, видимо, тяжело разделять увлечения молоденькой жены, возраст сказывается. А вот беседы с подобострастным другом как нельзя кстати.

Брали бы пример с Тартюфа. Вот где благочестие и смирение.

Екатерина Девкина в роли Марианы. Николай Новоселов в роли Валера. Тартюф. Фото с официального сайта Э-Вести: https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2024/04/20240417-tartuf-26_das5067.jpg
Екатерина Девкина в роли Марианы. Николай Новоселов в роли Валера. Тартюф. Фото с официального сайта Э-Вести: https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2024/04/20240417-tartuf-26_das5067.jpg

Мариана и Валер в шоке от решения ее отца выдать дочь замуж за уродца и подлеца. Молодые в отчаянии. Он не знают, что им делать. Екатерина Девкина и Николай Новосёлов великолепно сыграли сцену объяснения и выяснения отношений. Их экспрессия зашкаливала, и вездесущая Дорина тут как тут.

Но все-таки они нашли выход из затруднительного положения: привлечь к делу мачеху, чтобы она побеседовала с неравнодушным к ней Тартюфом в надежде уговорить его отказаться от свадьбы.

Виталий Кищенко в роли Тартюфа. Дарья Балабанова в роли Эльмиры. Тартюф. Фото с сайта Э- Вести: https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2024/04/20240417-tartuf-32_das5105.jpg
Виталий Кищенко в роли Тартюфа. Дарья Балабанова в роли Эльмиры. Тартюф. Фото с сайта Э- Вести: https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2024/04/20240417-tartuf-32_das5105.jpg

Вообще, появление Тартюфа в постановке сразу оживило действие, заставило зрителей улыбнуться и дало надежду, что все-таки мы посмеёмся, ведь пришли на комедию. Сгорбленный, чудаковатый мужчина неопределённого возраста в коротких штанишках, подтянутых до груди, и в детской рубашечке. Я всегда знала, что Виталий Кищенко - великолепный актёр. Он мне знаком по многим ролям в кино и театре. Но такого перевоплощения я давно не видела. Однозначно: "Браво!!!".

А его "Я - негодяй, я - подлец! Я жалкая, ничтожная личность! Выгоните меня из дома, раз они все так меня ненавидят!" - просто шедевр!

Роль Валерия Яременко показалась очень бледной. Какой-то он был равнодушный. Я не увидела в игре этого актёра ни любви к молодой жене, ни подобострастия к Тартюфу. Ему было все фиолетово.

Вот я на вас смотрю и развожу руками:
Как вашей слепоты не видите вы сами?
И до чего же вам любезен он и мил,
Раз вы забыли всё, что здесь он учинил?

Эльмира хочет доказать мужу, что Тартюф - подлец и обманщик. Для этого она решила соблазнить Тартюфа и выбить из него признание в любви к ней. Оргона пришлось спрятать под стол, чтобы он собственными глазами все увидел и собственными ушами все услышал.

Виталий Кищенко в роли Тартюфа. Дарья Балабанова в роли Эльмиры. Тартюф. Фото - Сергей Лантюхов. С официального сайта Театр имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/91367.jpg
Виталий Кищенко в роли Тартюфа. Дарья Балабанова в роли Эльмиры. Тартюф. Фото - Сергей Лантюхов. С официального сайта Театр имени Моссовета: https://media.theatre.ru/photo_src/91367.jpg

Объяснение Эльмиры и Тартюфа происходит уже после антракта и фактически занимает весь второй акт. Это лучший момент спектакля. Дарья Балабанова и Виталий Кищенко блестяще отыграли эту сцену. Именно ради нее можно ещё раз посетить данное действо. Соблазнение проходит в три этапа, вернее пришлось сделать три дубля, как в кино, так как даму тошнило два раза, как только она пыталась поцеловать святошу. Кстати, каждый дубль отыгран по-разному.

Виталий Кищенко в роли Тартюфа. Дарья Балабанова в роли Эльмиры. Тартюф. Фото с сайта Э- Вести: https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2024/04/20240417-tartuf-54_das5173.jpg
Виталий Кищенко в роли Тартюфа. Дарья Балабанова в роли Эльмиры. Тартюф. Фото с сайта Э- Вести: https://e-vesti.ru/wp-content/uploads/2024/04/20240417-tartuf-54_das5173.jpg
Тартюф: Мне сказали, что вы хотели меня видеть?
Эльмира: Да, я понимаю, что мы с вами попали в очень неловкую ситуацию...
Я так испугалась, что не смогла даже вступиться за вас. Впрочем все как-то уладилось, и Оргон больше не будет подозревать нас. Он даже хочет, чтобы мы чаще бывали друг с другом и теперь я могу открыть вам свое сердце и признаться в любви...
Тартюф: Простите, я правильно понял?
Эльмира: Да, я люблю вас!
Тартюф: Мне так странно слышать это от вас. Мне показалось, что вас совсем не задело мое признание.
Эльмира: Как же плохо вы знаете женщин. В нас борется наша стыдливость.
Именно она мешает нам, женщинам, сразу броситься на шею возлюбленному...
И если мы говорим нет, это ничегошеньки не значит...
Тартюф: Я испытываю некоторые сомнения относительно моей привлекательности. Поэтому я не поверю вам пока не получу хоть малую толику ласки. Я хочу вкусить.
Эльмира: Милый мой, любимый мой, неужели ты хочешь, чтобы я доказала тебе свою любовь прямо сейчас?
Тартюф: Да, хочу!
Эльмира: А как же небеса, как же Бог?
Тартюф: Небеса я беру на себя.

Зал в полном восторге и покатывается со смеху!

Обман раскрыт. Оргон рвёт на себе волосы, ведь он уже переписал все свое состояние на Тартюфа.

К чему вам хлопотать о небе каждый раз?
Виновного оно накажет и без нас.

А кто лучше самого Короля может похлопотать о своих подданных и наказать виновных? Справедливость восстановлена. Негодяй наказан и упрятан в тюрьму. Оргон на этот раз легко отделался. Интересно, надолго ли ему хватит этого урока?

Концовка спектакля показалась несколько смазанной. Ни тебе восторга, ни криков радости.

Народ безмолвствует!

Но предыдущая сцена оставила сильное послевкусие, поэтому зрители с восторгом и криками "Браво!" провожают артистов.

Кто добродетелен, тех травят бессердечно;
Завистники умрут, но зависть будет вечно.

Спасибо за внимание!

Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля

P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:

Горький weekend вместо медового месяца: о спектакле "Медовый месяц в "Кукольном доме" в МТЮЗе

Неубиваемый хит Булгакова (как я ходила в МТЮЗ на собачку диковинную посмотреть)

Стерва со взведённым курком и ранимой душой: о спектакле "Кабаре "Гадюка" в Театре Моссовета

Весёленькое убийство: о спектакле "8 любящих женщин" в Театре имени Моссовета

Знал бы прикуп - жил бы в Сочи: о спектакле "Пиковая дама" в театре имени Моссовета

БЕСноватые мужики и несчастные девы - 150 лет актуальности: о спектакле "БЕСприданница" в Театре Моссовета