Давайте договоримся сразу. Двухсерийный фильм Владимира Бортко "Собачье сердце" - отдельно, театральные постановки - отдельно! И ни в коем случае не сравнивать!
Добрый день, дорогие читатели! Как же в этом театральном сезоне меня радует своими премьерами Московский Театр Юного Зрителя! Я ещё от спектаклей Петра Шерешевского не отошла: "Мария Стюарт", "Ромео и Джульетта", "Медовый месяц в "Кукольном доме", после которых была на умопомрачительном эмоциональном подъеме. Своими впечатлениями об этих постановках я уже делилась с вами в своем блоге. А теперь встреча с моим любимым автором Михаилом Булгаковым в современной интерпретации, в очень СТИЛЬНОМ спектакле Антона Фёдорова "Собачье сердце".
Лично я ещё не была знакома с творчеством этого режиссёра, но уже читала хвалебные отзывы об ученике самого Юрия Погребничко (худрука театра "Около дома Станиславского"). На данный момент Антон Фёдоров один из самых модных режиссёров в нашей стране. Его постановки гремят в театрах Москвы: в Театре "Около" с большим успехом идет его "Ревизор", в Театре Пространство "Внутри" - постановки "Где ты был так долго, чувак?" и "Это не я", в Театре "Маска" напрочь сносит "крышу" зрителям спектакль "Мадам Бовари". И вот долгожданная премьера в Московском Театре Юного Зрителя, которая прошла с грандиозным успехом в апреле этого года. Постановка сразу стала хитом, и билеты на нее раскупаются в первый же день продаж на два месяца вперёд.
Особенностями спектаклей Фёдорова является "обилие гэгов, рефренов и перечней", "несвязная речь, состоящая большей частью из междометий". На сцену актёры выходят, ещё только настраиваясь на свою роль и ещё не слившись с образами своих персонажей.
Эту цитату я прочитала заранее и с предвкушением ждала, как режиссёр будет меня удивлять своей неповторимой манерой построения спектакля и необычной работой с актерами.
Ему это удалось. Спектакль получился стильный и очень остроумный.
(Комедия - жанр, в котором сатирически высмеиваются пороки общества)
Несмотря на то, что в произведении Булгакова много смешных моментов, его нельзя назвать стопроцентной комедией. Ещё бы, человек легко и непринуждённо, возомнив себя мессией, решил вмешаться в промысел Божий, а родил "чудовище", которое его же и хочет уничтожить. Что уж тут веселого? Скорее всего, это трагикомедия.
Антону Федорову удалось преподнести всеми любимое произведение по-новому, режиссёр взглянул своим свежим взглядом на классику.
Манера актёров бормотать себе под нос и бесконечно повторять одни и те же фразы сначала удивила, а потом понравилась, потому что цепляла юмором и сатирой.
Сразу удивляют декорации. Художник Ваня Боуден. На сцене не роскошный дом профессора медицины, а небольшая квартирка с обшарпанными обоями и скудной мебелью (кресло, стол, сервант), на полу - сено и стоптанные башмаки. В центре старый катушечный магнитофон, который как ружьё, висящее на стене, обязательно «должен выстрелить».
Собачка диковинная в постановке есть и она ЖИВАЯ. Такой прикольный большой пушистый пёс, лежащий на сене, которого обожает вся актерская братия.
В постановке принимают участие:
- Профессор Преображенский - Игорь Гордин.
- Шариков - Андрей Максимов.
- Доктор Борменталь - Илья Шляга.
- Зиночка - Алла Онофер.
- Дарья Петровна - Екатерина Александрушкина.
- Швондер - Антон Коршунов.
- Вяземская - София Сливина.
- Фёдор - Илья Созыкин.
Когда на сцену выходит Заслуженный артист РФ, мэтр МТЮЗа Игорь Гордин, мы не понимаем: "Это профессор Преображенский вышел или актёр, играющий его роль?"
Игорь Гордин в очочках кота Базилио и в пальто с меховым воротником вальяжно передвигается по сцене, покуривая сигару. Этакая звезда навеселе, которой позволено всё: и в "Большой" на "Аиду" ко второму акту приехать, и покровителю позвонить, если вдруг всякие там "Швондеры" будут влезать в дела знаменитого кудесника. Но что точно не отнять у Игоря Гордина, так это его интеллигентнейшей манеры игры и бесконечной импровизации на сцене. Он мастер нюансов и полутонов. Обожаю этого актера!
У Фёдорова каждое действие на сцене подробно растянуто: если накрывают на стол, то педантично, скурпулёзно, пока все ложечки-вилочки не появятся, пока все салатики-фруктики не будут разложены; если это процесс превращения собаки в человека, то сначала появляется одна рука, вторая, тело в одной набедренной повязке с забинтованной головой. Недочеловек неуклюже ковыляет на носках ботинок, словно на костылях (с первого ряда было даже страшновато лицезреть это существо), потом осваивается, начинает разговаривать и постепенно "захватывает" территорию. Браво Андрею Максимову за великолепное перевоплощение!
Конечно его Шариков очень обаятелен и совсем не вызывает отрицательных эмоций в начале спектакля, ему хочется сочувствовать и о нем хочется заботиться. Чем и занимаются Зина с Дарьей Петровной.
Операция по превращению пса в человека происходит на столе на затемнённой сцене, и, как полагается, в операционной не обходится без стеба и шуточек присутствующих врачей и медперсонала.
Так, тихо, убираем собаку… А что, у нас микрофон, что ль, работает?
Шариков 2024 года играет на электрогитаре вместо балалайки, доктор Борменталь ведет аудиодневник эксперимента и записывает все данные на катушечный магнитофон: "Раз. Два. Три. Запись ведет доктор Борменталь. Запись ведет доктор Борменталь." Ещё бы, ему ведь тоже хочется остаться в истории.
Вообще все актёры, участвующие в постановке, великолепно справились со своими ролями: Алла Онофер в роли Зиночки была мила и непосредственна; София Сливина с настоящими чапаевскими усами в роли Вяземской вызывала улыбку; Швондер Антона Коршунова показался неестественно мягкотелым для большевика; Дарья Петровна Екатерины Александрушкиной - хорошая хозяйка и любительница опрокинуть стаканчик; Илья Созыкин в роли Фёдора - брутальный помощник профессора, без которого Преображенский как без рук. А доктор Борменталь Ильи Шляги - карьерист себе на уме, примазавшийся к знаменитому профессору. А в конце спектакля практически сам превращается в монстра, готового убить любого. Ведь эксперимент провалился, и "премий и званий" не будет.
У Фёдорова советских газет за обедом не читают и слово ГЛАВРЫБА наоборот не переворачивают, зато много других искрометных шуток:
У нас есть ордер на обыск и на арест, в зависимости от результата.
Все, я больше не работаю в России.
Зачем же нам пить английскую водку?.. Бог знает, что они туда плеснули, британцы проклятые.
Сейчас такое время, что нельзя без докУмента.
Дедушка мой. Когда не слушается, я его веничком.
Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом.
Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный или даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему.
В конце спектакля мы видим профессора страшно разочарованным, раздавленным и уничтоженным морально. Он в ужасе от содеянного, его эксперимент провалился. Мы начинаем сочувствовать ему и видим, что ничто человеческое ему не чуждо. Преображенский будет благодарен любому, кто поможет ему повернуть время вспять. А тут ещё и Шариков, спевшись с большевиками, начал револьвером размахивать...
У меня была такая штучка.
Все замерли, все ждут. Что же за штучка?
Что он достанет?
А вот нашел! (Звук выстрела)
Давайте не будем.
Давайте не будем.
Вы же мне сами голову порезали...
Я разрешения не давал.
Я разрешения не давал!
Эксперимент раздавил профессора Преображенского и показал всю беззащитность интеллигентов старого мира перед "Шариковыми", которые замечательно вписались в новое время. И если ещё одного из них можно засунуть обратно в шкуру собаки, то миллионы других, к сожалению, нет. И они с самозабвением будут захватывать новые территории и, размахивая револьверами, шагать по планете.
Трагедия на лицо!
(Трагедия - жанр, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу)
Спасибо за внимание!
Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
Горький weekend вместо медового месяца: о спектакле "Медовый месяц в "Кукольном доме" в МТЮЗе
Кровавая расправа: о спектакле Петра Шерешевского "Мария Стюарт" в МТЮЗе
"Да вы меня в гроб загоните!" О премьере спектакля "Самоубийца" в МХТ имени Чехова
Двое из ларца, одинаковых с лица: о спектакле "Мертвые души" в Театре им. Вахтангова
Знал бы прикуп - жил бы в Сочи: о спектакле "Пиковая дама" в театре имени Моссовета