Найти в Дзене
KentChannelTV - монеты СССР

Какое было образование в России до 1917 года или антинародное просвещение при царе

Оглавление
В России «Ученье — свет для избранных, а неученье — тьма для большинства» - страшно представить сегодня, что делало министерство народного просвещения Российской империи в период своего подлинного развития при Александре II.

Принято считать, что согласно "великим реформам" Александра Николаевича Романова, что получил имя Александр II в Российской Империи, у нас сдвинулась ситуация с полного "застоя", до некоторого расцвета системы народного просвещения, или проще говоря, образование стало доступным, качественным и массовым.
Но, если самым внимательным образом разобраться с этой проблемой, которая крайне остро стояла на повестке дня, то нужно сразу вспомнить, что на 1856 год, а это самое начало царствование, ведь период правления Александра второго с 1855 по 1881 годы, во всей Российской империи при населении 63,8 млн. чел., было всего 8227 начальных училищ с 450 тыс. учащихся, и даже в эти заведения нужно было умудриться попасть.

При этом грамотность населения Империи оставляла желать лучшего, так известно на более поздний период,
а именно в 1897 году, когда уже правил Николай II, на 1000 человек мужского пола приходилось в лучшем случае 293 грамотных, при этом существовал термин "малограмотный", если в первом случае, человек умел читать и писать, то во втором, прочесть отдельные слова и поставить роспись, на этом и заканчивалось понимание про грамотность, и даже не нужно говорить про математику или географию, иностранные языки, всё это было только у избранной прослойки общества, а как известно, крестьянское сословие к ним не относилось, хоть их и было более 90% населения в России.

Ученики сельской школы, 1910-1917 годы.
Ученики сельской школы, 1910-1917 годы.

Процент грамотных женщин стремился к нулю, ведь на 1000 человек приходилось в лучшем случае 131 грамотная женщина, и это в 1897 году, а при царе Александре в два раза меньше, и только в Европейской части России, ведь Империя большая, и будущие советские республики, вроде Узбекистана или Казахстана, там женщина даже мечтать не могла про грамотность или умение читать.
Немного лучше обстояла ситуация
с Финляндией и Польшей, что входили в состав России, но они изначально были как отдельное государство в государстве, и там были свои законы, свой национальный язык, допустим
в Финляндии образование было только на шведском, а после на финском языке, но нужно признать, что процент грамотных там был больше, чем в основной части Империи.
И самое любопытно, что Александр II - это такой монарх, при котором реформы делали все, но только не он сам. Достаточно сказать, что за народное просвещение и его развитие, а именно прогресс в сторону улучшения ситуации наметился в эту эпоху, это заслуга министра Александра Васильевича Головнина, что получил пост в 1861 году и сразу начал творить в прямом смысле слова, именно его заслуга в том, что был удвоен бюджет, сократились лишние расходы, упразднили канцелярию министра, и на этом всё, ведь после 1866 года и покушения на царя, он быстро ушел от дел, и на этом образование свое развитие прекратило.

Если подвести итог, то стоит обратить внимание каждого читателя, что даже в 1914 году перед самым началом мобилизации в ходе Первой мировой при Николае II, а это значит, что прошло уже без малого целое поколение учеников, до сих пор было 40% неграмотных, а это значит, что молодые люди не умели даже читать, про умение писать или считать, говорить даже не приходится.
Вместе с этим, стоит заметить, что
из 60% грамотных, там далеко не все умели даже читать, ведь в число таких образованных людей входили все, кто хоть какое-то образование получил, там были и "малограмотные", а это значит, что в лучшем случае из них половина реально умела писать и читать, и это спустя 50 лет после начала "великих реформ", а что было до 1881 года, стоит только догадываться.
А что касается женщин, то там и 60% не было, а можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство населения оставалось неграмотным, особенно если брать сельское население, там большинство не умело читать и писать.

Гимназист - это ученик гимназии, уже успешный парень, раз туда попал. Институтка - это слушательница курсов, невероятная удача женщине получать образование в Империи!
Гимназист - это ученик гимназии, уже успешный парень, раз туда попал. Институтка - это слушательница курсов, невероятная удача женщине получать образование в Империи!

Система образования при монархии в России

В Российской Империи эпохи Александра II была сложная и неоднозначная система образования, так в первую очередь, выделяли начальную школу, или начальные училища, они были: земские, церковно-приходские, сельские «министерские» и сельские общественные училища.

Именно в земские училища, чаще всего и хотели попасть все желающие, ведь это самый популярный вид начального образования и одновременно, на голову выше других, ведь там была больше зарплата для учителей, а значит, что и работали они лучше.
Создавались земские народные училища с 1864 года и действовали в сельской местности в земских губерниях.

Существовало несколько уровней образования, сложная система отметок и лишь единицы могли получить высшее образование
Существовало несколько уровней образования, сложная система отметок и лишь единицы могли получить высшее образование

Но нужно отметить, что куда чаще простые крестьянские дети попадали в церковно-приходские школы, где согласно названию - преподавали "церковники" и какая у них степень образования, чему они там в большей степени учили и главное - каким образом, все это было в каждом случае индивидуально, но однозначно, такое образование стояло на ступеньку ниже, чем земское училище или «министерские училища», где учителя были с образованием.

Эта разница заключалась и в том, что за семья у крестьянского ученика, ведь священники бесплатно учить никого не будут, вот принесла мать две хорошие курицы в школу, значит, и внимание уделять ребенку будут, а если всего корзинку яиц, то как вы понимаете, и смотреть за ребенком будут меньше, реже и без усердия. Словом, в этом плане мы полностью повторяем образование сегодня, ведь еще буквально вчера и в каждой школе нужно было сдавать на шторы, охрану, ремонт класса, инвентарь и прочее, и как известно, дети - что не могли заплатить, либо платили с опозданием, всегда выглядели хуже остальных в глазах учителя, и особенно директора.
Кроме основного и начального образования, можно выделить
специальные низшие и средние учебные заведения, а это были: технические, ремесленные, коммерческие, железнодорожные, художественные и прочие.
Любопытно, что по данным переписи 1911 года, сразу 20,8% среди учителей и 16,5% среди учительниц начальной школы сами имели лишь начальное или домашнее образование. Почему так было? Читайте далее!

Преподаватели Александровского технического училища
Преподаватели Александровского технического училища

Следом идут реальные училища и гимназии, что разделялись по половому признаку, были мужские и женские. Туда принимали детей, что уже были в возрасте 12 лет и окончили начальную школу.

Благодаря Дмитрию Андреевичу Толстому, что был министром народного просвещения с 1866 по 1880 годы, во всех классических гимназиях уделяли особое внимание иностранным языкам, особенно латинскому или греческому. Если говорить про латинский язык, что невероятно сложен, он имел реальные плюсы в жизни, ведь если вы обращались к аптекарю или пытались изучить что-нибудь про медицину, то там он точно бы пригодился,
да и язык чрезвычайно красив, что всегда позволяло блеснуть в обществе перед дамой, когда молодой человек мог процитировать классика на латинице, это было очень красиво и достойно.
Более того, каждый, кто проходил курс обучения в гимназии имел возможность поступить в высшее учебное заведение, тогда как ученики реальных училищ такой возможности не имели.

Ученик VI класса Самарской гимназии. 1893 учебный год
Ученик VI класса Самарской гимназии. 1893 учебный год

У любого студента высшего учебного заведения была специальная бронь, можно сказать, защита от полиции - ведь он ученик, а это значит, что если какой-нибудь парень занимается безобразием на улице, хулиганит или в пьяном виде разгуливает, то полицейский, даже видя, что он в форме студента и на нем фуражка, а в кармане ученический билет с обозначенным на нём именем, отчеством, фамилией, учебным заведением и классом., (автор. без документа и формы ни один студент не имел права показываться на улице, да и это грозило ему в случае чего попасть в участок или тюрьму, а если был в форме, то туда бы его не забрали) любой полицейский не мог забрать его в участок, а требовалось отвести его в учебное заведение, где собирался целый суд профессоров и уже они выносили решение о наказании.

Система была крайне жестокой, ведь за любое нарушение, нашего ученика просто бы отправили на гауптвахту, могли закрыть в классе на несколько часов, а в крайних случаях исключить из заведения, а это крест на карьере и работе. Впрочем, до реформ Александра II, согласно Уставу 1828 года любого ученика могли воспитать еще строже, ведь активно применялось рукоприкладство в «воспитательных» целях, но благо, в эту эпоху уже подобное отменили, хотя оно и оставалось в начальных школах, особенно на селе, где обучались крестьянские дети.
Ведь нужно различать высшее учебное заведение, где взрослый парень, учится за деньги и как правило, из хорошей семьи, и совсем другое дело, простой крестьянский сын, что попал в реальное училище по великому "блату", у того и прав меньше было.

Как и когда происходил учебный процесс в Российской Империи?

Реальный учебный процесс при царе или как учились наши прадеды в Российской Империи
Реальный учебный процесс при царе или как учились наши прадеды в Российской Империи

Так хорошо известно, что в уездных училищах учебный год длился дольше, чем сегодня. Начинался он 1 августа, а заканчивался 1 июля.
Кроме месячных летних каникул, были ещё двухнедельные рождественские.
В тоже время в деревне учились "четыре зимы", так говорили простые крестьянские дети. Ведь несмотря на желание родителей "выдать ребенка в люди", большие семьи создавались не только из-за православной веры, малограмотности или простого человеческого счастья в многодетности, главная и основная цель - рождение ребенка, это помощник в сельских работах.

На Руси было принято, что
мальчик - это второй отец в семье, наследник, и с малых лет он уходил с отцом в поле и работал почти наравне, про детство забывали почти сразу же, если рождалась девочка, то как только она начинала ходить, сразу становилась помощницей матери, вела домашний очаг, смотрела за новорожденными детьми и выполняла роль кухарки или няньки.
В таких условиях было просто невозможно учиться круглый год, поэтому детей отправляли на учебу только в осенне-зимний период, когда в поле и дома делать особо нечего. А добавив сюда невозможную бедность, что всегда шла рядом с любой крестьянской семьей, то включалось еще и разделение на мальчик или девочка, и на одежду с обувью.
В случае если семья была совсем бедной и не могла себе позволить две пары зимней обуви (валенки), теплые зимние тулупы, на всех детей, кто учился в начальной школе, то родители быстро принимали решение, что учиться будет сын, а девочка и дома всё нужное узнает. Такие были реалии крестьянской жизни в XIX веке, да и позже сохранялось подобное.

Семья крестьянина Ефима Мичурина в избе, как видно на многих фотокарточках, никто не учился, либо только мальчик
Семья крестьянина Ефима Мичурина в избе, как видно на многих фотокарточках, никто не учился, либо только мальчик

Абсолютно всё среднее образование и особенно высшее, в России было платным и оставалось таковым всю Российскую Империю.
А значит, оно было доступно далеко не всем, так если крестьянин мог сразу забыть про это образование, оно было доступно только зажиточным семьям, то
даже среди дворян были те, кто не мог себе позволить оплатить полный курс обучения в гимназии, и тем более, в высшем учебном заведении.

Так, вспоминается произведение А.И. Куприна «Поединок», в котором он неоднократно делает акцент на том, что жалование подпоручика, а это кадровый военный в армии, было на уровне 43 рублей в месяц, а значит, что в год составляло 516 рублей, при этом стоимость обучения в гимназии было 50 рублей в год, плюс сюда стоит добавить, что в обязательном порядке
на собственные средства покупался мундир и шинель, фуражка, ранец, все учебные пособия, и наконец, студенту нужно было где-то жить, а это съем комнаты от 75 копеек в неделю в Петербурге или Москве, а значит, что только за проживание нужно было отдать 3 рубля в месяц и не меньше этой же суммы за питание, а чаще и больше.

Государственный кредитный билет - 50 рублей, образца 1899 года
Государственный кредитный билет - 50 рублей, образца 1899 года

Выходит, что полтинник заплатить раз в год и потратить столько же сразу на одежду, и с собой выдать по 10 рублей в среднем на месяц, а это уже в общей сумме около 200 рублей в год, напомню, годовое жалование подпоручика составляло 516 рублей, а простой рабочий получал от 20 рублей в месяц и до 240 рублей в год, поэтому чисто физически дети рабочих не могли позволить себе такое образование, да и на одном жаловании военного тоже не каждая семья смогла бы отправить ребенка учиться и грызть гранит науки.
Высшее образование было в 2 раза дороже, от 100 рублей в год для всех желающих и это тоже серьезно ограничивало возможности молодых людей, что уже имели начальное образование - пойти учиться дальше.

Сюда стоит добавить, что был циркуляр «О сокращении гимназического образования» или "о кухаркиных детях", что появился на свет в 1887 году, и уже полностью стал запрещать, а точнее рекомендовать это делать, не принимать в учебные заведения тех, кто был ребенком кучера, лакея, повара, прачки, лавочника и прочих. Выходит, что даже если семья лавочника накопила денег на обучение сына, то по божьей милости Александра III такое было практически невозможно, ведь все решалось на месте, а как мы знаем, уровень коррупции был высок, кто с деньгами - тот и учился, а кто без, даже если был гением, отправлялся работать на фабрику.

А вишенкой на торте было разделение по религиозному аспекту, поэтому все дети иудеев, а именно из еврейских семей, где может и денег было бы достаточно, зачастую не имели возможности поступить на обучение, были широко распространены ограничения на таких учащихся, зачастую, у них было домашнее образование или они учились в частных школах.

Всего было несколько факультетов для учащихся: юридический, историко-филологический, естественный и медицинский.
По понятным причинам, после широкого распространения профессии адвоката, подавляющее большинство выбирало юридический (достаточно вспомнить адвоката Ф.Н. Плевако), затем медицинский - ведь это залог прибыльной профессии на всю жизнь, естественные науки так же пользовались спросом, а вот историки были в меньшинстве.

Женское образование в Российской Империи или редкий случай подобного

Женское образование в России - это отдельная история, лишь для избранных и самых везучих!
Женское образование в России - это отдельная история, лишь для избранных и самых везучих!

"Женщину портит образование" - так говорили царские чиновники, которые и дома были любителями построить патриархат и делали это в обществе.
Ведь хорошо известно, что если
барышня получает образование, то она минует процесс знакомства с будущим мужем, а может и совсем остаться без детей. Яркий пример подобному самая известная женщина ученый, наш математик Софья Васильевна Ковалевская, что хоть и была замужем, но имела всего одного ребенка, дочь.

Тогда как в обычное время, в любой семье
женщина рожала от 3х и до 5-7 детей стабильно, это была общеизвестная практика. Надо отметить, что только и благодаря большевикам наши женщины получили те права, что у них есть по сей день, это избирательное право, право на развод и вероисповедания, могут голосовать на выборах, учиться и работать, выбирать карьеру или семейное счастье и многое другое. Поэтому, особенно забавно слышать теперь, что женщин где-то принижают, нет дорогие барышни, именно при советской власти, да и после 1991 года, женщина получила всё, о чем только могла мечтать её прабабушка при царе Николае или Александре.

Учительница Мариинской женской гимназии Петрова с подругой
Учительница Мариинской женской гимназии Петрова с подругой

Единственная и массовая профессия для женщин, это как раз учитель в земской школе, именно там и чаще всего только там, любая образованная женщина могла найти себе работу, хотя и это было для неё большим трудом, ведь, как известно, до 1917 года - каждая представительница слабого пола была на уровне домашнего животного, в прямом смысле этого слова, ведь полноценных и равных прав, как у мужчины у неё не было, и быть не могло,
а тут такой шаг вперед, можно самой отучиться и после пойти работать учить детей,
это огромный шаг в сторону развития государства.
Даже в женских гимназиях строго следили за дисциплиной и за нарушение или невыполнение учебных заданий девочек могли оставлять в классе после занятий на несколько часов.
Чаще всего женщины становились гувернантками, няньками, акушерками, телефонистками и медсестрами, это то немногое, где женщины могли работать в Российской Империи.

Если говорить про медицинскую профессию, что женщины выбирали очень часто, то лечить они могли только женщин, так невозможно представить, чтобы мужчину осматривала женщина, это уже из разряда "истории публичного дома", в реальной медицине женщины могли быть лишь санитарками и медсестрами, и то широкое распространение подобного получило после 1914 года, когда в стране был дефицит подобных кадров, а количество раненных все увеличивалось с каждым месяцем.

Ярким примером женщин, что получили образование и стали работать были сестры Сусловы, а именно Надежда Прокофьевна и Аполлинария Прокофьевна. Хотя это было исключение из правил, ведь лекции посещали они в статусе вольнослушательниц, а значит, работать по специальности не могли и только благодаря заграничному образованию, а после и повторной сдачи экзаменов в России, одной разрешили стать врачом.
И даже это было возможно только с разрешения супруга, поэтому и становились так популярны фиктивные браки того времени, что навсегда скрепляли людей, ведь развестись было почти невозможно, но зато муж давал разрешение и жена уезжала учиться в Европу. Тогда как сестра Аполлинария даже разрешение на брак получала у ректора, где учился её будущий муж Василий Розанов.