А вы знали, что в Ростове прошёл фестиваль литературы?
Закрытие фестиваля «Слово-на-Дону» в Художественной галерее «Ростов» 19.12.2024
#галереяРостов #ростов #литературныйфестиваль #литература #словонаДону #СУПЭРВКРАДЧЭВО #современнаялитература #БугаёваНН #LiterMort
Перспективы литературы на Дону обсудили представители ЮФУ, отеля "Mercure", банка Центр-Инвест, АО «Цимлянские вина», Донской государственной публичной библиотеки, сферы маркетинга и пр. Заинтригованы?
Выяснилось, что я, Бугаёва Надежда Николаевна, 13 лет работаю в Ростове репетитором, 29 лет пишу тут стихи, училась в ростовском институте, последние годы веду общественно-просветительскую деятельность проекта LiterMort в Ростове, однако о фестивале Слово-на-Дону узнала под закрытие случайно. Почему? Почему нет каналов связи, нет связей вообще? Почему СМИ пишут о ценах на ёлки и автобусы, но только не о литературе на Дону?
Итак, суммируем.
Представитель ЮФУ — «наш человек от науки и литературы» — Анна Дмитрова рассказала, что ЮФУ за коллаборации и «ходит в народ» изо всех сил, однако необходим, как воздух, энтузиазм кадров. Под лежачий камень вода не подтечёт. У Анны в вузе проводится, например, фестиваль целиком при участии студентов. Это подрастает поколение интеллигентов — наших в поле воинов, застрельщиков.
Представитель «купечества» заявила, что отели Ростова за литературу. Эту же мысль высказала представитель «Центр-Инвеста» и добавила, что руководитель банка — почётный посетитель Донской публичной библиотеки, чья литературная речь прекрасна. В общем, банки и отельеры Юга России не против литературы, а очень даже за.
Представитель Донской публичной библиотеки сперва держалась скромно, но потом сообщила, что с 2019 г. библиотека планирует литературную ярмарку на Дону, однако против не власти, а… судьба. То ковид, то война.
Представитель Цимлянских вин уверенным тоном сообщил, что литературе недостаёт… секса. Это была цитата, если что. Потребитель не потребит то, в чём секса маловато. В общем, его совет понятен. Бесплатное цимлянское на встрече, в общем-то, лилось рекой. Людей пришло сначала ползала, но позже, услыхав, видимо, бой пробок, подтянулась вторая половина, и организовался искристый аншлаг. Секса, однако, всё же вышло маловато.
А куратор художественной галереи «Ростов» Ирина Ровер считает шагом вперёд эту нашу встречу, которую в условиях сегодняшней разобщённости творческой интеллигенции необходимо расценивать как достижение. Спасибо, Ирина!
Арт-менеджеру галереи «Ростов» Марие Лаэда говорю спасибо и благодарю её за знакомство.
А пенсионеры из зала выкрикнули, что они вообще готовы сходить на любое мероприятие, лишь бы бесплатно.
Что же мешает ростовчанам читать книги?
Возможно, важно учитывать, о какой целевой аудитории идёт речь?
Есть подростки, есть young adults, есть 35+, есть 45+, а есть пенсионеры. И это всё разные сегменты. На какой нацеливаются литературные мероприятия Ростова?
Если на пенсионеров, то они обладают ресурсом свободного времени и жадно идут стадами напиться из любой печали, на все бесплатные мероприятия, а также на концерты филармонии и музея ИЗО.
Но пенсионеры — это, увы, уходящее поколение. И это меньшинство. Мы смотрим на молодое поколение, и литература смотрит (как бы ни хотелось) не на пенсионеров, а на юнцов.
А юнцы хотят литературу? Книга — это аксессуар? Это (процитирую Цимлянские вина) секс? Это топ? Это хайп? Это, извините за мой современно-русский, бабло?
А «бабло», за неимением изящества и давно заклеймённого хруста булок, смотрит на литературу свысока. Продавать можно и не литературу. Продукт не пахнет. И массовое сознание, дружно высмеивающее «хруст булок» классической литературы, купит секс и запьёт цимлянским. Потому что это — база. А литература — это верхушка на пирамидке. Продать массам можно (и легче) и без неё.
И потому мы с нашей литературой находимся в сегменте меньшинства. Продают другое, а нас с литературой подсовывают бесплатным сопровождающим вкладышем. Хотим ли мы быть подсунутыми? Или лучше быть в меньшинстве, но с достоинством? Разве брать стоит количеством, а не качеством?..
Кто хочет и может, тот познакомится. Тот прочтёт. Через тернии — к литературе. Можно десятилетиями писать — и всё равно не знать имён тех, кто пишет под боком. Слово литературы (почему-то) молчаливо. Или пассивны мы? Но благодаря фестивалям и открытому общению мы выходим из сумрака, вступаем в диалог. За нас, за литературу, за галерею «Ростов», за науку и за культуру!
В финале неушедших порадовала литературоцентричным Гранж-Шансоном группа «СУПЭРВКРАДЧЭВО». И не поспоришь: спастись удастся только пьяным детям.
Благодарю всех чудесных людей, с которыми познакомилась на вечере! Я получила море удовольствия, беседуя с вами. Буду рада диалогу, желаю вам процветания и дружеской поддержки всегда.