Найти тему
LiterMort

В Москве реконструируют альманах Дельвига — Пушкина “Северные цветы”

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые друзья! Добро пожаловать на LiterMort — канал филолога и педагога Бугаёвой Надежды Николаевны, члена Международного союза писателей им. Св. св. Кирилла и Мефодия, медалиста Международной академии русской словесности, выпускницы факультета лингвистики и словесности ЮФУ (диплом с отличием, 2011).

Роман со стихами Н.Н. Бугаёвой "Сказка о царевиче-птице и однорукой царевне" вошёл в 10-ку лучших романов о путешествиях "КНИГАсветное путешествие-2022", стал лауреатом «Славянского слова-2023» и Открытого отборочного конкурса «Стилисты добра» II Всероссийского форума молодых писателей в Челябинске (апрель 2024).

На этом канале обсуждаем современную поэзию и блистательную классику, исследуем взаимосвязи между прошлым и настоящим — ведь будущее искусства невозможно без постижения былого. В общем, как говаривал Демокрит, ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться!

О начале работы над альманахом-реконструкцией сообщило Национальное агентство по печати и СМИ «Русский литературный центр». Пресс-служба Центра пишет, что, по задумке Фонда развития литературы имени А.М.Горького, реконструкция альманаха в первой четверти XXI века должна состояться три раза:
Первое издание — к 185-летию Антона Антоновича Дельвига в 2016 году;
Второе издание — к 220-летию Александра Пушкина в 2019 году;
Третье издание — к 200-летию альманаха «Северные цветы» в 2024 году.

#русскийлитературныйцентр #Северныецветы #современнаялитература #современнаяпроза #современнаяпоэзия #очемпишутсегодня #книжныйфлешмоб #LiterMort #БугаёваНН

По словам руководителя Центра Никиты Митрохина, в альманах войдут поэмы, очерки, рассказы, баллады и басни, литературная критика, переводы на русский язык зарубежных произведений.

Энциклопедический словарь публикует такую справку о “Северных цветах”:

“1) литературный иллюстрированный ежегодный альманах, 1825—31, Санкт-Петербург, под редакцией А. А. Дельвига. Основную роль играл стихотворный отдел, где публиковались произведения А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, В. А. Жуковского и др. Последний выпуск издан Пушкиным.
2) Литературный альманах, 1901—05, Москва, под фактической редакцией В. Я. Брюсова. Вышло 5 книг. С 1903 носил символистский характер.”

Немаловажно, что последний выпуск был издан А. С. Пушкиным в пользу семьи скончавшегося А. А. Дельвига.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь уточняет, что Валерий Брюсов (подобно Никите Митрохину сегодня. — Прим. авт.) стремился к преемственности пушкинской поры:

“Учредители "С. Ц." считали его преемственным по отношению к "Северным цветам" пушкинской поры, издававшимся А. Дельвигом. Они стремились придерживаться их духа, быть "вне существующих лит. партий, принимать в свой сборник всё, где есть поэзия, к какой бы школе ни принадлежал их автор". Кроме того, была заимствована и структура изд. (проза, поэзия, лит. документы). Альманах содействовал объединению обеих линий рус. символизма (петербург. и моск.).”


Выражаем надежду, что такая же духовная свобода продолжится и в новейших “Цветах”, в которые войдёт “всё, где есть поэзия”, а поэты всех школ встретятся на его страницах — при условии, что это будут действительно поэты, избранники Музы, как у
Ахматовой:

“Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я!».”


Наконец, имена авторов нового выпуска волей-неволей станут в один ряд с именами великих предшественников. Например, сборник публиковал А. С. Пушкина (в т. ч. отрывки из «Евгения Онегина», «Бориса Годунова»), Н. М. Языкова, В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, В. Ф. Одоевского, обзорные статьи о современной литературе П. А. Плетнева и Сомова. При “перезапуске” в 1901 году в “Северных цветах” печатались бывшие сотрудники "Северного вестника" З. Гиппиус, Н. Минский, Ф. Сологуб, К. Фофанов, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок и др. В первом сборнике приняли участие А. Чехов и И. Бунин. Более того, художественным оформлением альманаха занимался знаменитый "мирискусник"
Лев Бакст.

Лев (Леон) Само́йлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич Ро́зенберг; 27 января (8 февраля) 1866[4], Гродно — 27 декабря 1924, Рюэй-Мальмезон) — русский художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер
Лев (Леон) Само́йлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич Ро́зенберг; 27 января (8 февраля) 1866[4], Гродно — 27 декабря 1924, Рюэй-Мальмезон) — русский художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер

Кто из нас, современных русских поэтов и прозаиков, достаточно самонадеян, чтобы вписать свои имена вослед вышеупомянутым? Или скромность — уже не добродетель? Стало быть, претендовать на место в новых “Цветах” посмеют лишь недобродетельные?.. Да и к лицу ли скромность таланту и гению?

“С ранних лет ощутив в себе силу гения, Лермонтов принял её только как право, а не как обязанность, как привилегию, а не как службу. Он думал, что его гениальность уполномочила его требовать от людей и от Бога всего, что ему хочется, не обязывая его относительно их ни к чему.” (Вл. Соловьёв, “Лермонтов”)

И как же непросто будет производить отбор: он потребует особой компетентности и совершенно особого вкуса. Во-первых, что было верхом изящества 200 лет назад, то, будь оно написано заново сегодня, окажется примером эпигонства и морализаторства (см. у Борхеса в “Пьере Менаре, авторе «Дон Кихота»”). Во-вторых, всегда сложно оценивать новаторство и собственно гений, легче отдавать предпочтение проверенным патриотизму и доброхотству, даже если те исходят от посредственности. Как вино одной марки может заметно отличаться в зависимости от года урожая, так и поэзия одного поэта постоянно меняется. Муза непостоянна, рассудок хрупок. Чем будет руководствоваться художественный совет новых “Цветов”? Возможно, исключительно чувством прекрасного — которое тоже спорно и ветрено от этики к этике. Так что ждём — и ждём с “напряжённостью и сосредоточенностью мысли”.

С уважением, Надежда Николаевна Бугаёва
С уважением, Надежда Николаевна Бугаёва

Благодарю за прочтение!

Присоединяйтесь к LiterMort в VK, в Телеграме и на YouTube, всегда рада вам!