Найти в Дзене
LiterMort

Всегда на вторых ролях за великим мужем, в этом спектакле она в главной роли

Сильное впечатление произвёл гастрольный спектакль "Толстого нет" Тульского академического театра драмы по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой в Ростове-на-Дону 18.10.2024. Современный взгляд на взаимоотношения мужа и жены, на патриархат, на женщину, на фигуру Льва Толстого, на гения вообще. Большинство произведений мировой литературы и театра андроцентричны: созданы мужчинами с центральным героем-мужчиной. "Толстого нет" — вещица по пьесе женщины с главным женским персонажем. Некогда (точнее, много столетий подряд) большое искусство было маскулинным — мужским. Основными создателями и потребителями искусства были мужчины. "Большие кучки" были мужскими, а женщинам отводилось место вдохновляющего фактора и обеспечителя комфорта. Сегодня поменялось кое-что, если не многое. Теперь искусство активно созидают и потребляют именно женщины. В театрах основные посетители — дамы. На выставках, в музеях, на литературных чтениях фемининный процент превалирует. Почему? Моё мнение: в дворянской среде кул
Оглавление

Сильное впечатление произвёл гастрольный спектакль "Толстого нет" Тульского академического театра драмы по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой в Ростове-на-Дону 18.10.2024.

Современный взгляд на взаимоотношения мужа и жены, на патриархат, на женщину, на фигуру Льва Толстого, на гения вообще.

Наталья Савченко в роли Софьи Андреевны Толстой
Наталья Савченко в роли Софьи Андреевны Толстой


"Толстого нет" — фемининная пьеса. Что это значит?

Большинство произведений мировой литературы и театра андроцентричны: созданы мужчинами с центральным героем-мужчиной. "Толстого нет" — вещица по пьесе женщины с главным женским персонажем. Некогда (точнее, много столетий подряд) большое искусство было маскулинным — мужским. Основными создателями и потребителями искусства были мужчины. "Большие кучки" были мужскими, а женщинам отводилось место вдохновляющего фактора и обеспечителя комфорта. Сегодня поменялось кое-что, если не многое. Теперь искусство активно созидают и потребляют именно женщины. В театрах основные посетители — дамы. На выставках, в музеях, на литературных чтениях фемининный процент превалирует. Почему?

Моё мнение: в дворянской среде культура мужчин была тоньше, изощрённее, чем в мужицкой. Это неудивительно, ибо мужицкую культуру волей-неволей огрублял жестокий, "скотский" быт. Тонкость давала пищу высокому искусству. В XX веке дворянская мужская культура была "подчищена". Мужчин-дворян, основных созидателей нашей классической культуры и искусства, не осталось в живых. Интеллигенция оробела. Сегодняшние россияне в большинстве своём — потомки мужицкого сословия. В этой группе наиболее тонкий, духовно изощрённый сегмент — именно женщины, бывшие "бабы", некрасовские Матрёны Корчагины. А кто тоньше, тот и создаст искусство.

Центральный вопрос "Толстого нет": имел ли право Толстой-гений заниматься своими мудростями, новаторствами и литературами, при этом совершенно не помогая жене по хозяйству?

Наталья Савченко в роли Софьи Андреевны Толстой
Наталья Савченко в роли Софьи Андреевны Толстой

Центральному вопросу соответствует центральный персонаж: это Софья Андреевна Толстая. Народная артистка РФ Наталья Савченко — безусловно сильная актриса. Воплощённая ею Софья Андреевна задаёт сакраментальный вопрос: а способна ли женщина на гениальность? И сама отвечает: все гении — мужчины, а женщины по природе своей не гениальны. Ей возражает дочь Александра, приводя в пример гениальную Софью Ковалевскую. Да, но Ковалевская — лишь исключение, — отвечает Софья Андреевна.

По её мнению, женщины не могут быть гениальными, потому что все силы души тратят на служение мужьям, и в них не остаётся сил на гениальность.

Эта мысль формирует идею спектакля. Из чего сделана мужская гениальность? Из полной самоотдачи искусству, изобретательству, вегетарианству, строительству школ, написанию романов... в то время как жена, как верный пёс, служит супругу. Но такой полнейшей самоотдачи не случилось бы, если бы гению пришлось самому обдумывать обеды, вести хозяйство и воспитывать своих собственных 13 детей. Выходит, Лев Толстой построил свою гениальность на плечах своей многострадальной супруги? 13 детей — большая роскошь. А всего себя без остатка отдавать крупной эпической форме, будучи родителем 13-ти детей, — роскошь ещё больше. И Лев Николаевич, согласно Погодиной-Кузминой, роскошествовал за счёт Софьи Андреевны.

Наталья Савченко в роли Софьи Андреевны Толстой
Наталья Савченко в роли Софьи Андреевны Толстой

Мысль, естественно, не нова. Это пресловутая "долюшка женская", женское счастье, ключи от которого потерялись. В спектакле перекликаются 2 судьбы: самой Софьи Андреевны и горничной Екатерины Ниловны, взятой в услужение Толстым 5-ти лет от роду. Зачем вы меня обучили грамоте и языкам, — восклицает в отчаянье Катерина Ниловна, — если от тяжёлой работы мои руки совсем загрубели? Тот же самый вопрос могла бы задать и супруга Толстого: а зачем я так умна и так тонка, если всю свою жизнь мне пришлось посвятить детям, обедам, ужинам и переписыванию за Толстым? Зачем она ничем не хуже Толстого, а не стала ни гением, ни великим писателем?

Почему величие Льва Толстого признаёт весь мир, а величие Софьи Толстой не признал никто? Разве лишь потому, что все признают великих писателей, а не великих детовоспитателей или переписчиков?

Вся беда в том, что жизненный уклад у Софьи Андреевны и Катерины Ниловны расходится с их образом мышления. Чтобы быть абсолютно довольным, человеку достаточно безоговорочно принимать свою социальную роль. Не спорить, не хотеть большего. Вся беда толстовской супруги в том, что у неё залежались амбиции. И горчит неприятное чувство, что она могла достичь большего, но не достигла, отягощённая толстовским потомством. "Толстовской породой". Горькое несчастье — хотеть большего, будучи обречённым на меньшее. И у женщин в 1910 году уже выросло самосознание, а вот "социальный костюм" начал жать в плечах. Самосознание при отсутствии социального роста — истинное проклятье. Быть "маленьким человеком" — маленькой женщиной — с большим талантом и большими духовными потребностями — это персональный ад. И тогда единственная молитва: или могучими плечами разворотить темницу сырую и вырваться на свободу, или — перестать хотеть. Отупеть, как у Некрасова в "Тройке", погрузиться в непробудный сон, только "нянчить, работать и есть":

И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

Выходит, единственный способ сделать женщину счастливой — это или растить её тупой, не хотящей большой интеллектуальной жизни, или супругам равно воспитывать детей и равно достигать многого? Отупевшая, достигшая лишь большого материнства и большого деторождения, но не написавшая больших симфоний, не высчитавшая больших вычислений, не разработавшая больших проектов — такова ли женщина современная? Быть роскошной самкой, как и тысячи лет назад, могучей родительницей, детородным матриархом, богиней воспроизводства с арбузными грудями и плодороднейшим лоном — единственный ли это "потолок" для женщины? Есть ли у женщин интеллект, талант и гениальность? А если есть, то как совместить эти вещи с наличием в женской физиологии лона? Или лоно, или амбиции?..

Раскрашенное фото Льва Толстого с супругой Софьей в Ясной Поляне. Фото из сети Интернет
Раскрашенное фото Льва Толстого с супругой Софьей в Ясной Поляне. Фото из сети Интернет

Дать человеку разум, но не дать им пользоваться — жестоко. Жестоко научить Мартина Идена грамоте и критическому мышлению, чтобы ему в итоге вздумалось утопиться. Жестоко Пятницу научить уважению к жизни, а потом вернуть к людоедам. Катерину Ивановну у Достоевского жестоко сначала выпустить танцевать на балу при губернаторе, наградить «похвальным листом» и золотой медалью, а потом заставить полночи стирать руками.

В общем, вокруг таких остроактуальных вопросов и крутится идейное содержание "Толстого нет". Прикосновения к мыслям исторических лиц через письма и дневники.

Этично ли так "рыться" в личных, сокровенных мыслях?.. Сложный вопрос.

Спасибо автору Ольге Погодиной-Кузминой и режиссёру Дмитрию Краснову, браво артистам Наталье Савченко, Елизавете Федоренко, Николаю Бутенину, Антону Балабаеву, Сергею Сергееву, Виктору Чепелеву. Прекрасный спектакль, глубокое погружение, убедительная игра. Отдельно отмечу, что Наталье Савченко замечательно удалось сыграть не только женщину, но и дворянку. Благородство — оно и в осанке, и в движениях лица, и в голосе, и в манере. Верю!

С уважением, Надежда Николаевна Бугаёва
С уважением, Надежда Николаевна Бугаёва

Благодарю за прочтение!

Уважаемые подписчики, прошу вас сохранять взаимную вежливость в комментариях.

Ещё интересные статьи на канале LiterMort: