Найти в Дзене
Камералкин

Дробление на маркетплейсах: основные признаки, минимизация рисков и рекомендации

Оглавление

Тема дробления на маркетплейсах всё не уходит, напротив – она остаётся очень актуальной для десятков тысяч селлеров, в особенности – упрощенщиков. Остроты ситуации добавляет налоговая реформа, ведь в её свете особенно важно понимать, что может вызывать повышенный интерес налоговиков и каким образом простой купчина, держащий «точку» на маркете, может минимизировать риски по части обвинений в дроблении.

Каковы основные признаки дробления при торговле на маркетплейсах?

Я проанализировал кое-какую практику – и свою, и коллег, и мне удалось выяснить забавный факт: львиная доля дел по дроблению, связанных с торговлей на маркетплейсах, сводится к пяти признакам; все пять встречаются в 38% дел, хотя бы три – уже в 67%. Наглядно, не правда ли?

Вот эти пять признаков.

  • единый товарный ассортимент и одинаковое, либо схожее оформление карточек товаров

С точки зрения ИФНС, ситуация, когда на маркетплейсе работают два или более продавца, а дизайн карточек товаров и ассортимент у них схожи или, хуже того, тождественны, это может свидетельствовать о том, что де-факто за сетью магазинов стоит одно и то же лицо.

Чаще всего, разумеется, так оно и есть; редкие исключения связаны с недобросовестным заимствованием дизайна карточек владельцами мелких магазинов – держать дизайнера им не по карману, вот и выходят из ситуации, как могут и как умеют.
  • сдача отчетности с одного и того же IP

Нет более простого и эффективного способа заставить налоговиков насторожиться и держать в тонусе пятую точку, чем сдача отчётности по налогам и бухгалтерии с общего IP – для ИФНС это однозначно свидетельствует о том, что несколько юрлиц или ИП управляются централизованно и ведут общую бухгалтерию.

  • связи между продавцами (в том числе – родственные)

Проследить финансовые потоки, установить связи и выявить реальных бенефициаров не составит для налоговиков никакого труда. Им даже ковыряться вручную не придётся – для поиска связей в арсенале ФНС есть с десяток интересных программок, в том числе – автоматических.

Так что, если вы открыли магазин на двоюродного брата после того, как достигли лимита, проверка и обвинения в дроблении будет лишь делом времени.

  • общие поставщики, сотрудники и контрагенты

То же самое – и с общим персоналом, не говоря уже об общих контрагентах и поставщиках. И вновь, налоговикам придёт на помощь бог из машины. Великолепно выдрессированный, беспощадный и не знающий усталости бог.

  • все ключи в одних руках

Не менее палевно, когда доступом к ЛК разных магазинов пользуется один человек, это также однозначно свидетельствует о том, что магазинами управляет один и тот же человек.

Как минимизировать риски дробления бизнеса?

Чтобы свести риски обвинений в дроблении, необходимо:

  • реально разделять бизнес

Лица, привлечённые к управлению магазинами, должны иметь каждое свою сферу ответственности и чётко очерченные обязанности; это должны быть полноценные предприниматели, а не жалкие номиналы без каких-либо амбиций и понимания целей и задач ведения бизнеса.

  • обеспечить разный ассортимент

Каждый магазин должен торговать своими товарами – ассортимент должен быть уникальным. И оформление карточек, кстати, тоже – причём это касается не только картинок и видеороликов, но и текстового описания карточек. Да, на нормального копирайтера, фотографа и дизайнера придётся потратиться, но поверьте: если ИФНС придёт к вашим «марионеткам» с проверками, расходы будут куда как больше.

  • не «мешать» сотрудников

У каждого продавца на маркетплейсе должны быть свой бухгалтер и свой персонал. Бухгалтер должен вести отчетность только одного продавца, а персонал нельзя «одалживать» между фирмами или ИП. Совсем-совсем нельзя.

  • не лезть в чужие личные кабинеты

У каждого продавца должен быть эксклюзивный доступ к своему личному кабинету на маркетплейсе – и только. Давать всем подряд логины-пароли – идея отвратительная, не делайте так.

  • не миксовать финансовые потоки

Никаких финансовых отношений между продавцами! Ну, только если очень-очень нужно, и по минимуму (и если отношения всё же будут, в их основе должны лежать коммерческая выгода и обоюдный интерес).

Наконец, главное. У вас должны быть реальные и обоснованные экономически причины для разделения бизнеса, чёткий и внятный ответ, почему вам необходимы два или три независимых продавца и почему вы не можете обойтись одним-единственным. Быть может, это требования об эксклюзивности от поставщиков, или специфика работы с разного рода товарами? Наконец, географическое зонирование – вы дробите потому, что ИП Калачёв работает на Северном Кавказе, ИП Петров – в Карелии и Петербурге, а ИП Сидоров – в Приморье, и обеспечивать одну на всех логистику экономически необоснованно, и т.п.

Три совета:

  • Тщательно анализируйте текущую структуру бизнеса; убедитесь, что всё, что вы делаете, делается в строгом соответствии с требованием текущего законодательства.
  • Руководствуйтесь деловыми целями и экономической эффективностью – налоговая оптимизация должна быть для вас побочным эффектом, а не целью дробления бизнеса!
  • Не стесняйтесь консультироваться со специалистами по налогам, заведите в штате юристы, а для сложных случаев держите наготове адвоката (причём привлекать его нужно до того, как начались проблемы, а не после – в 80% случаев хорошему адвокату удаётся предотвратить их появление). Ищите хорошего адвоката по налоговым вопросам? Какое удачное совпадение, у меня как раз есть один.

#УСН #поправки2024 #дробление #маркетплейсы

Прочитали? Мне очень важна ваша поддержка.

Поэтому, если материал понравился, поставьте, пожалуйста ПАЛЕЦ ВВЕРХ и подписывайтесь на "Камералкин",

а ещё вы можете подписаться на телеграм-канал "Камералкин".

Ну, а если вам нужна консультации ипомощь с налогами, пишите в бота nalog_off