Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Почему улитки не обзавелись смертоносными щупальцами: Закономерности эволюции

Есть мнение, что морские брюхоногие моллюски могли бы отрастить вооруженные когтями тентакли и хватать ими рыбу, мгновенно поражая жертвы мощнейшим нервопаралитическим ядом. Это, конечно, работало бы не слишком долго, – до тех пор, пока рыбы не научились бы улиток избегать, – но работало бы. Работает же у конуса географического.

Мнение это по сути представляет собой вопрос. И уже содержит в себе ответ. Комментатор прекрасно понимает, что дерзкая вылазка моллюсков слишком уж легко парируется встречной адаптацией. Тем не менее, проблему интересно рассмотреть вцелом. Не так уж трудно сконструировать монстра, – даже на базе улитки, – «приделывая» к нему вооружение, само по себе реалистичное и даже где-то реализованное. Но природа не слишком увлекается подобного рода упражнениями. Эволюция могла бы породить улиток со щупальцами и ядом… Однако, почему-то, не стала.

-2

Хотя, что значит «не стала»? А аммониты? Был ли у них яд? Щупальца точно были.

Суть в том, что адаптации можно разделить на общеполезные и специальные. Общеполезные позволяют быстрее двигаться, дальше видеть, лучше соображать. Специальные же открывают возможности, зачастую, фантастические. Как у упомянутого выше конуса, – безошибочная стрельба отравленным дротиком на запах.

При этом, специальные адаптации стоят дёшево. Выходя нередко за пределы вообразимого, – никому бы и в голову не пришло, что улитка с железным панцирем может существовать, если бы она не существовала, – «спецспособности» в живом мире общедоступны. Рассматривая животных с самыми фантастическими адаптациями, всегда (по наличию живых родственников без данной специализации) можно видеть что они эволюционно молоды. Немыслимый аппарат формируется за 10-20 миллионов лет.

...Общие же адаптации – это дорого. Лучепёрые рыбы, прежде чем придти к успеху (95% видов в море) пилили свой «пружинный» скелет 200 миллионов лет. Кальмары 200 миллионов лет колдовали над эффективной конструкцией водомёта. Ракообразные так и вообще 400 миллионов лет мусолили идею комбинации экзоскелета и брони, – и в юрский период она заработала! Но при этом они же способность видеть 16 цветов в 6 поляризациях обрели на миллионы лет.

Причудливые и внешне эффектные специальные адаптации быстро приобретаются, но эффектность не стоит путать с эффективностью. Эффективен (обеспечивающий экономичность – общее преимущество) фильтрующий аппарат двустворчатых моллюсков, – многие другие типы и классы пытались подражать, но по биомассе к ракушкам даже не приблизились. Адаптация же конуса просто эффектна. Сколько тех конусов?

Специальные адаптации легко даются, но и легко утрачиваются, – ввиду вымирания обладателей. Конус может охотиться лишь постольку, поскольку рыбы не рассматривают его, как угрозу. Если же улитки начнут наносить рыбам чувствительные потери, те их станут избегать… и что тогда? Улитка за рыбой погонится? Нет. Хищные улитки просто вымрут.

Специальная адаптация – тупиковый путь. Против общего превосходства она может обеспечить успех только временный и случайный. Неизвестно первая ли в истории биосферы конус географический – «улитка охотник на позвоночных». Заведомо обречённые попытки могли совершаться и раньше.

...Для того чтобы бросить вызов позвоночным, нужно лишить их общего преимущества. Что собственно улитки давно и сделали, превратившись в кальмаров.

Эволюция
1800 интересуются