Накануне
14 мая 1905 года, пожалуй, главный день в жизни Рожественского. Именно он разделил жизнь адмирала на до и после. И всё, чтобы было сделано хорошего до, перестало иметь значение для потомков после.
У меня нет цели написать о Цусимском сражении. Мини-цикл был начат как жизнеописание адмирала Рожественского. Это и остается главной моей целью. А о Цусиме… Во-первых, написано много книг, хороших и разных. Во-вторых, каждый считает, что знает лучше всех сам.
И мне куда больше нравится читать комментарии и споры, чем писать на эту тему. Но раз уж начал, надо дойти до конца.
16:30 минут 13 мая 1905 годана флагманском корабле «Князь Суворов» поднят сигнал «Приготовиться к бою». Русская эскадра шла на прорыв во Владивосток по короткому пути.
Была ли уверенность в победе? Нет. Но и ожидание полного разгрома вряд ли имело место. По формальным признакам (число броненосцев, число орудий крупных калибров) русская эскадра не выглядела сокрушительно слабее японской. Ну, может быть, кто-то погибнет, но уж большая часть кораблей во Владивосток должна пройти!
Кавторанг Семенов писал после сражения:
«На «Суворове» настроение было бодрое и хорошее. Чувствовалась некоторая озабоченность, но без суеты».
Большую часть ночи с 13 на 14 мая Рожественский провел на мостике «Суворова». В третьем часу он задремал прямо здесь. И именно около этого времени русская эскадра была замечена японским крейсером.
Около 6 утра адмирал Того вышел с главными японскими силами на перехват русской эскадры.
Перед боем
Около 6 часов утра Рожественскому доложили об обнаружении неопознанных кораблей. С этого момента число контактов стало расти.
Далее начинаются попытки Рожественского выстроить боевой порядок. Судя по колебаниям адмирала, у него не имелось четкого плана боя. В итоге принято построение в колонну. Да и то не сразу в более или менее четкую. На момент открытия огня главными силами 1-й броненосный отряд двигался чуть правее направления 2-го и 30го броненосных отрядов.
И вот тут еще один момент. Рожественского часто укоряют, что по сути он отдал лишь один приказ: идти курсом норд-ост 23. Никакого маневрирования или попыток атаковать японцев. Особенно в момент последовательного поворота главных сил Того. А я вот всё думаю: а могла ли реально маневрировать и перестраиваться русская эскадра?
Каждый может ответить сам. Я же вот что думаю: очень уж всё описанное Семеновым говорит за то, что при любой попытке маневра отдельными отрядами эскадра просто смешалась бы в кучу. А может быть и нет.
Рожественский не ставил целью сражение. Он шел на прорыв.
Цусимский бой
Бой был начат в 13:49. Огонь открыла русская эскадра. Японцы начали отвечать в 13:52. Величайшее сражение додредноутной эпохи броненосного флота началось.
Нельзя сказать, чтобы русские моряки лупили только в молоко. Японцы получали попадания. Но сказывалось качество снарядов, сказывалось и везение.
Сказывалось и то, что японцы, охватывая голову русской колонны могли сосредотачивать превосходный огонь на отдельных целях (да и вообще эскадренный огонь у них был проставлен выше русского). И самой главной целью в начале боя был, конечно, русский флагман.
Хотя первым погиб «Ослябя». Он выкатился из строя через полчаса после начала боя. А через десять минут перестал слушаться руля и «Князь Суворов». Рожественский был ранен в голову и выбыл из строя вместе со своим флагманом. Позже ему еще добавилось несколько осколков.
Прошло сорок минут боя. Командующий и до ранения им не руководил. А после ранения тем более. Собственно, сражение было уже проиграно. Дальше речь шла о том, с каким счетом.
Что тут сказать? С разгромным. Практически всухую. Нельзя же всерьез считать потерями японского флота трех миноносцев на фоне гибели всей русской эскадры.
С момента ранения Рожественский в сражении уже не участвовал. Эскадра еще сражалась, корабли гибли один за другим. Но никакой руки командующего в действиях русского флота больше не было. Разве что пресловутый курс норд-ост 23.
Плен
Между 5 и 6 часами вечера с «Князя Суворова» на миноносец «Буйный» удалось снять адмирала. И только теперь на миноносце поднят сигнал о передаче командования адмиралу Небогатову. То есть от трех до шести вечера даже формально эскадрой никто не руководил.
Небогатов уже и сам догадался взять команду, подняв всё тот же сигнал «Курс NO 23» – во Владивосток. Тем временем Рожественский на «Буйном» то приходил в сознание, то вновь впадал в забытьё.
Около 3 часов ночи 15 мая «Буйный», питая котлы соленой водой, начал терять скорость. Офицеры начали спорить о способах дальнейших действий. Спросили мнение адмирала. Его ответ передают по-разному, но все варианты сводятся к тому, что Рожественский устранился от участия в принятии решения.
Позже Рожественский перешел на еще держащий более приличный ход миноносец «Бедовый». На нем-то японцы и взяли в плен адмирала в пятом часу дня 15 мая.
17 мая Рожественский на борту плененного «Бедового» прибыл в японский порт Сасебо. Всего в плен попало свыше шести тысяч русских моряков. Более пяти тысяч погибли.
Продолжение:
------
Все очерки рубрики "Русские адмиралы":