Найти в Дзене

Потребительский экстремизм в суде

В настоящее время и на протяжении последних 15 лет на российском рынке наблюдается переизбыток предложений по оказанию юридических услуг. Данная ситуация является следствием популяризации юридической профессии в 1993-2000-е годы. В те времена практически в каждом Вузе был создан юридический и экономический факультет, на которые шел массовый поток молодых людей. Следующим этапом переизбытка юристов на рынке труда явилось создание юридических контор, положивших в основу своей деятельности извлечение прибыли любыми способами при отсутствии какого бы то ни было этического кодекса, в том числе путем навязывания своих услуг, завышении их стоимости при отсутствии гарантии их качества. К слову, в 2000-2010 годы качественные юридические услуги по адекватной стоимости оказывало примерно 30-40% юридических компаний и частнопрактикующих юристов. Клиентов на всех не хватает, посему недобросовестные юристы «сдирают три шкуры» со своих редких, чудом появившихся у них клиентов. Подразделяется на юри
Оглавление

потребительский экстремизм, злоупотребление правом, юристы мошенники, рынок услуг, защита в суде, адвокат, представитель, уязвимость, пенсионеры, несовершеннолетние, мошенничество, защита государства,  права  потребителей, юридические услуги, качество
потребительский экстремизм, злоупотребление правом, юристы мошенники, рынок услуг, защита в суде, адвокат, представитель, уязвимость, пенсионеры, несовершеннолетние, мошенничество, защита государства, права потребителей, юридические услуги, качество

Количество юристов в России

В настоящее время и на протяжении последних 15 лет на российском рынке наблюдается переизбыток предложений по оказанию юридических услуг. Данная ситуация является следствием популяризации юридической профессии в 1993-2000-е годы.

В те времена практически в каждом Вузе был создан юридический и экономический факультет, на которые шел массовый поток молодых людей.

Юристы мошенники

Следующим этапом переизбытка юристов на рынке труда явилось создание юридических контор, положивших в основу своей деятельности извлечение прибыли любыми способами при отсутствии какого бы то ни было этического кодекса, в том числе путем навязывания своих услуг, завышении их стоимости при отсутствии гарантии их качества.

Профессиональный юрист

К слову, в 2000-2010 годы качественные юридические услуги по адекватной стоимости оказывало примерно 30-40% юридических компаний и частнопрактикующих юристов.

Клиентов на всех не хватает, посему недобросовестные юристы «сдирают три шкуры» со своих редких, чудом появившихся у них клиентов.

Рынок юридических услуг

Подразделяется на юристов, специализирующихся на оказании правовой помощи

компаниям

физическим лицам

Бесплатная юридическая помощь

Вопрос оказания бесплатной юридической помощи у юрлиц не возникает, а возникает у граждан.

Но, к сожалению, не все понимают, что любая работа оплачивается.

Юристы тоже люди, которым нужны деньги и на еду, и на лекарства, и на оплату ЖКХ.

Но! Имейте ввиду.

Если вам оказывают бесплатную юридическую услугу – значит за нее платит кто-то другой, например, государство или некий состоятельный благотворитель

Либо вас пытаются обмануть, предлагая оказание бесплатной юридической помощи, заманивая в «ловушку» договора с «мелким шрифтом» и тому подобного.

Защита прав потребителей

Следующим этапом развития сектора юридических услуг в России стало массовое обращение граждан в суды с исками о защите прав потребителей к этим юридическим компаниям, к которым ранее эти же граждане шли за помощью в защите их прав в споре с другими компаниями, работающими в сфере производства, продажи, сервиса, оказания услуг.

Как показывает судебная практика, суды примерно в равной пропорции принимают решения как в пользу потребителя, так и в пользу юридических компаний.

Уровень правовой грамотности

Следствием правовой неграмотности населения, особенно среднего и старшего поколения (55-80 лет и старше) является злоупотребление их доверием и правами со стороны юридических компаний.

История из судебной практики

В 2021 году женщина, преклонного возраста, по имени П.С.В. обратилась с иском в суд о защите прав потребителей.

В обоснование иска указала на факт неоказания ей ответчиком юридических услуг по заявленному в договоре предмету – помощь в разрешении жилищного спора, связанного с предоставлением ей жилого помещения надлежащего качества взамен аварийного жилого помещения, в котором она проживала по договору социального найма.

Указала также на навязывание ей ответчиком услуг по составлению обращений в ПФР РФ по вопросу ее пенсионных накоплений, о составлении которых она не просила.

К слову, юрконторы нередко навязывают своим клиентам пожилого возраста услуги, связанные с оформлением и увеличением их пенсионных накоплений.

Уязвимые группы людей

Люди пожилого возраста и несовершеннолетние – самые уязвимые и незащищенные в юридическом смысле категории граждан.

Но у несовершеннолетних есть законные представители – родители.

А вот у «стариков» таких представителей нет, и нередко, они остаются один на один со своими проблемами.

К кому обратиться за помощью, если «дети» живут далеко, если в конфликте со своими «чадами», если «детям» нет дела до своих пожилых родителей?

Вот тут и появляются как грибы после дождя разного рода псевдоюридические, а по факту конторы для извлечения денег у пожилых людей, путем злоупотребления их доверием и путем обмана.

Но. Вернемся к самому судебному процессу.

Совесть судьи

Честно говоря, я, как судья, чувствовал жалость к человеку пенсионного возраста. Мне хотелось ей помочь в пределах, предоставленных мне законом полномочий.

У меня как у юриста с 10-летним стажем работы многочисленные юридические конторы, вводящие в заблуждение потребителей относительно разрешения, поставленных клиентами юридических задач, доверия не вызывали.

А выставляемые ими заоблачные ценники за оказание юридических услуг, в том числе по составлению типовых жалоб и исковых заявлений формировали во мне как беспристрастном арбитре предвзятое отношение к данному юридическому лицу и подталкивали встать на сторону незащищенного пенсионера, к тому же и инвалида II группы.

В судебном заседании, несмотря на старание представителя компании доказывавшего факт проделанной работы по оказанию юридической помощи клиенту (истцу), иск я удовлетворил частично и взыскал с ответчика в ее пользу денежные средства по договору об оказании юридических услуг (в части не оказанных услуг) в размере 25000 рублей , компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей из заявленных 150000 рублей, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

Пенсионерка была удовлетворена и благодарна суду.

Мое чувство «восстановленной социальной справедливости» также было удовлетворено.

Впрочем, я был удовлетворен недолго.

Ответчик подал апелляционную жалобу, и апелляционная инстанция отменила, постановленное мною решение и в удовлетворении иска отказала, посчитав доказанным факт надлежащего оказания юридических услуг.

Продолжение истории

Пенсионерка в 2023 году добилась возбуждения уголовного дела по факту мошенничества со стороны данной юридической компании и признания ее потерпевшей по уголовному делу по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ и подала заявление о пересмотре решения по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам.

Суд отказал ей в удовлетворении заявления, сославшись на отсутствие новых или вновь открывшихся обстоятельств по делу, при этом разъяснив законное право в рамках рассмотрения уголовного дела заявить гражданский иск о взыскании денежных средств с ООО «М….», уплаченных ею по договору об оказании юридических услуг.

Вернемся назад…

Примерно с разницей в несколько месяцев, та же самая женщина преклонного возраста П.С.В. подала еще один иск к юридической компании, а спустя несколько месяцев еще один иск к другой юридической компании.

Самое интересное выявилось при изучении поданных исков.

Истец в каждом новоиспеченном иске к юридической компании жаловалась на предыдущую юридическую компанию (с которой заключала договор), на неоказание ей услуг надлежащего качества по взысканию денежных средств уплаченных по договору об оказании юридических услуг.

В итоге, получилась цепочка из четырех юридических компаний, к трем из которых она подала иски.

При этом, в каждом иске заявляла требования о взыскании морального вреда с ответчика в размере 150000 рублей.

Выстроив картину воедино, я почувствовал неладное, нечестную игру, злоупотребление правом со стороны истца и мое сочувствие пенсионерке сменилось скептически-саркастическим настроем.

В удовлетворении двух из четырех ее исков к компаниям, оказавшим ей юридические услуги, я отказал. При этом апелляционные жалобы она не подавала.

Потребительский экстремизм

Так был ли в данном случае «потребительский экстремизм»?

Или юридическая неграмотность пенсионерки в совокупности с ее стремлением добиться справедливости вынудили ее проделать столь долгий и затратный по времени и деньгам путь (все же она несла свои деньги юридическим компаниям и рисковала их не вернуть – странная инвестиционная стратегия).

Полагаю, все же в большей степени, в данном случае пенсионерка отчаянно хотела добиться решения своего жилищного вопроса, и не в силах решить его самостоятельно, обращалась к компаниям за оказанием юридической помощи, не решив вопрос, она обращалась к следующей и следующей, попутно жалуясь на предыдущую компанию.

В данном случае просматривается боль и отчаяние человека нежели стремление получить удовольствие от подачи жалобы и судебного процесса, для которого хождение по судам «лекарство против морщин», адреналинотерапия.

Впоследствии, полагаю, к мотивации пенсионерки присоединилось желание отомстить рублем нерадивым юридическим компаниям.

Ее желание отчасти понятно, исходя из материального положения пенсионера, обманутого в который раз.

Злоупотребление правом

Нередко из правовой неграмотности и обманутого доверия вырастает стремление к злоупотреблению правом - месть с помощью права.

Уязвимые группы населения требуют особой защиты со стороны государства.

Полагаю, когда государство возьмет на себя обязательства по защите уязвимых групп граждан, тогда и явление потребительского экстремизма канет в лету.

Для юридической помощи по вопросам недвижимости, наследства, нарушений в области дорожного движения, по спорам о защите прав потребителей и военному праву обращайтесь в телеграм чат

https://t.me/pravocon

Другие статьи:

СВО и ценность человеческой жизни

Новая эпоха Возрождения -2025

Судебная реформа 2025

Права человека vs Традиционные ценности

Чайлдфри и семейные ценности

История о судебной карьере

Похоронить умершего родственника бесплатно и достойно

Взыскание алиментов на ребенка в 2024-2025 годах

Мошенничество с микрозаймами

Как привлечь судью к ответственности

Электронный ПТС. Как сменить собственника

Обжалование постановления об административном правонарушении зафиксированного ПАК "Помощник Москвы"

Как избежать административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ

Экзамен на должность судьи

Патриот или экстремист?

Разговоры о важном в школе

Госпошлина в суд 2024 | Зачем увеличили?

Судья в законе

Как я проходил ККС г. Москвы

Как стал мировым судьей. Часть 1

Как стал мировым судьей в Москве. Часть 2

Дневник помощника судьи. День первый