Количество юристов в России
В настоящее время и на протяжении последних 15 лет на российском рынке наблюдается переизбыток предложений по оказанию юридических услуг. Данная ситуация является следствием популяризации юридической профессии в 1993-2000-е годы.
В те времена практически в каждом Вузе был создан юридический и экономический факультет, на которые шел массовый поток молодых людей.
Юристы мошенники
Следующим этапом переизбытка юристов на рынке труда явилось создание юридических контор, положивших в основу своей деятельности извлечение прибыли любыми способами при отсутствии какого бы то ни было этического кодекса, в том числе путем навязывания своих услуг, завышении их стоимости при отсутствии гарантии их качества.
Профессиональный юрист
К слову, в 2000-2010 годы качественные юридические услуги по адекватной стоимости оказывало примерно 30-40% юридических компаний и частнопрактикующих юристов.
Клиентов на всех не хватает, посему недобросовестные юристы «сдирают три шкуры» со своих редких, чудом появившихся у них клиентов.
Рынок юридических услуг
Подразделяется на юристов, специализирующихся на оказании правовой помощи
компаниям
физическим лицам
Бесплатная юридическая помощь
Вопрос оказания бесплатной юридической помощи у юрлиц не возникает, а возникает у граждан.
Но, к сожалению, не все понимают, что любая работа оплачивается.
Юристы тоже люди, которым нужны деньги и на еду, и на лекарства, и на оплату ЖКХ.
Но! Имейте ввиду.
Если вам оказывают бесплатную юридическую услугу – значит за нее платит кто-то другой, например, государство или некий состоятельный благотворитель
Либо вас пытаются обмануть, предлагая оказание бесплатной юридической помощи, заманивая в «ловушку» договора с «мелким шрифтом» и тому подобного.
Защита прав потребителей
Следующим этапом развития сектора юридических услуг в России стало массовое обращение граждан в суды с исками о защите прав потребителей к этим юридическим компаниям, к которым ранее эти же граждане шли за помощью в защите их прав в споре с другими компаниями, работающими в сфере производства, продажи, сервиса, оказания услуг.
Как показывает судебная практика, суды примерно в равной пропорции принимают решения как в пользу потребителя, так и в пользу юридических компаний.
Уровень правовой грамотности
Следствием правовой неграмотности населения, особенно среднего и старшего поколения (55-80 лет и старше) является злоупотребление их доверием и правами со стороны юридических компаний.
История из судебной практики
В 2021 году женщина, преклонного возраста, по имени П.С.В. обратилась с иском в суд о защите прав потребителей.
В обоснование иска указала на факт неоказания ей ответчиком юридических услуг по заявленному в договоре предмету – помощь в разрешении жилищного спора, связанного с предоставлением ей жилого помещения надлежащего качества взамен аварийного жилого помещения, в котором она проживала по договору социального найма.
Указала также на навязывание ей ответчиком услуг по составлению обращений в ПФР РФ по вопросу ее пенсионных накоплений, о составлении которых она не просила.
К слову, юрконторы нередко навязывают своим клиентам пожилого возраста услуги, связанные с оформлением и увеличением их пенсионных накоплений.
Уязвимые группы людей
Люди пожилого возраста и несовершеннолетние – самые уязвимые и незащищенные в юридическом смысле категории граждан.
Но у несовершеннолетних есть законные представители – родители.
А вот у «стариков» таких представителей нет, и нередко, они остаются один на один со своими проблемами.
К кому обратиться за помощью, если «дети» живут далеко, если в конфликте со своими «чадами», если «детям» нет дела до своих пожилых родителей?
Вот тут и появляются как грибы после дождя разного рода псевдоюридические, а по факту конторы для извлечения денег у пожилых людей, путем злоупотребления их доверием и путем обмана.
Но. Вернемся к самому судебному процессу.
Совесть судьи
Честно говоря, я, как судья, чувствовал жалость к человеку пенсионного возраста. Мне хотелось ей помочь в пределах, предоставленных мне законом полномочий.
У меня как у юриста с 10-летним стажем работы многочисленные юридические конторы, вводящие в заблуждение потребителей относительно разрешения, поставленных клиентами юридических задач, доверия не вызывали.
А выставляемые ими заоблачные ценники за оказание юридических услуг, в том числе по составлению типовых жалоб и исковых заявлений формировали во мне как беспристрастном арбитре предвзятое отношение к данному юридическому лицу и подталкивали встать на сторону незащищенного пенсионера, к тому же и инвалида II группы.
В судебном заседании, несмотря на старание представителя компании доказывавшего факт проделанной работы по оказанию юридической помощи клиенту (истцу), иск я удовлетворил частично и взыскал с ответчика в ее пользу денежные средства по договору об оказании юридических услуг (в части не оказанных услуг) в размере 25000 рублей , компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей из заявленных 150000 рублей, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
Пенсионерка была удовлетворена и благодарна суду.
Мое чувство «восстановленной социальной справедливости» также было удовлетворено.
Впрочем, я был удовлетворен недолго.
Ответчик подал апелляционную жалобу, и апелляционная инстанция отменила, постановленное мною решение и в удовлетворении иска отказала, посчитав доказанным факт надлежащего оказания юридических услуг.
Продолжение истории
Пенсионерка в 2023 году добилась возбуждения уголовного дела по факту мошенничества со стороны данной юридической компании и признания ее потерпевшей по уголовному делу по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ и подала заявление о пересмотре решения по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам.
Суд отказал ей в удовлетворении заявления, сославшись на отсутствие новых или вновь открывшихся обстоятельств по делу, при этом разъяснив законное право в рамках рассмотрения уголовного дела заявить гражданский иск о взыскании денежных средств с ООО «М….», уплаченных ею по договору об оказании юридических услуг.
Вернемся назад…
Примерно с разницей в несколько месяцев, та же самая женщина преклонного возраста П.С.В. подала еще один иск к юридической компании, а спустя несколько месяцев еще один иск к другой юридической компании.
Самое интересное выявилось при изучении поданных исков.
Истец в каждом новоиспеченном иске к юридической компании жаловалась на предыдущую юридическую компанию (с которой заключала договор), на неоказание ей услуг надлежащего качества по взысканию денежных средств уплаченных по договору об оказании юридических услуг.
В итоге, получилась цепочка из четырех юридических компаний, к трем из которых она подала иски.
При этом, в каждом иске заявляла требования о взыскании морального вреда с ответчика в размере 150000 рублей.
Выстроив картину воедино, я почувствовал неладное, нечестную игру, злоупотребление правом со стороны истца и мое сочувствие пенсионерке сменилось скептически-саркастическим настроем.
В удовлетворении двух из четырех ее исков к компаниям, оказавшим ей юридические услуги, я отказал. При этом апелляционные жалобы она не подавала.
Потребительский экстремизм
Так был ли в данном случае «потребительский экстремизм»?
Или юридическая неграмотность пенсионерки в совокупности с ее стремлением добиться справедливости вынудили ее проделать столь долгий и затратный по времени и деньгам путь (все же она несла свои деньги юридическим компаниям и рисковала их не вернуть – странная инвестиционная стратегия).
Полагаю, все же в большей степени, в данном случае пенсионерка отчаянно хотела добиться решения своего жилищного вопроса, и не в силах решить его самостоятельно, обращалась к компаниям за оказанием юридической помощи, не решив вопрос, она обращалась к следующей и следующей, попутно жалуясь на предыдущую компанию.
В данном случае просматривается боль и отчаяние человека нежели стремление получить удовольствие от подачи жалобы и судебного процесса, для которого хождение по судам «лекарство против морщин», адреналинотерапия.
Впоследствии, полагаю, к мотивации пенсионерки присоединилось желание отомстить рублем нерадивым юридическим компаниям.
Ее желание отчасти понятно, исходя из материального положения пенсионера, обманутого в который раз.
Злоупотребление правом
Нередко из правовой неграмотности и обманутого доверия вырастает стремление к злоупотреблению правом - месть с помощью права.
Уязвимые группы населения требуют особой защиты со стороны государства.
Полагаю, когда государство возьмет на себя обязательства по защите уязвимых групп граждан, тогда и явление потребительского экстремизма канет в лету.
Для юридической помощи по вопросам недвижимости, наследства, нарушений в области дорожного движения, по спорам о защите прав потребителей и военному праву обращайтесь в телеграм чат
Другие статьи:
СВО и ценность человеческой жизни
Права человека vs Традиционные ценности
Похоронить умершего родственника бесплатно и достойно
Взыскание алиментов на ребенка в 2024-2025 годах
Как привлечь судью к ответственности
Электронный ПТС. Как сменить собственника
Обжалование постановления об административном правонарушении зафиксированного ПАК "Помощник Москвы"
Как избежать административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ
Госпошлина в суд 2024 | Зачем увеличили?
Как стал мировым судьей. Часть 1