Найти в Дзене
Культурный код

«Исцеление Тайдулы»: митрополит Алексий на московском княжеском троне

Забавно, что за действительно знаковыми и сильными историческими личностями и их свершениями, практически всегда стоит целая когорта людей, сделавших всё и даже больше, чем всё, чтобы какое-то значимое событие состоялось. В этом отношении наиболее примечательна жизнь Дмитрия Донского – бывшего союзника Мамая, который под влиянием Сергия Радонежского согласился возглавить противоборство с ордынскими силами. Именно Сергий – действительно легендарный основатель Троице-Сергиевой лавры, не только благословил московского правителя на ратный подвиг, но и сделал всё, чтобы примирить многих князей, враждовавших доселе десятилетиями.

Хорошо – пример Сергия (Варфоломея Кирилловича) знают многие, ибо эпизод с благословением всегда встречается в учебниках истории. Но далеко не все могут связать центральное положение Дмитрия Донского с деятельностью его предков – Юрия Долгорукого, Даниила Юрьевича, Юрия Данииловича, Ивана Данииловича Калиты, Симеона Гордого и прочих московских правителей, которые укрепили силу некогда захудалого малого княжества настолько, что оно заняло первое место на Руси. И тем более мало кто вспомнит о незаменимом глобальном краеугольном вкладе в развитие и становление Дмитрия Ивановича со стороны легендарного митрополита Алексия, благодаря которому Московское княжество «не посыпалось» во время малолетства будущего победителя мамаевых полчищ.


Подробнее
Рака с мощами святителя Алексия. Богоявленский Елоховский собор
Подробнее Рака с мощами святителя Алексия. Богоявленский Елоховский собор

Итак, Алексий Иванович, если начинать повествование максимально научно и лаконично – митрополит киевский и Всея Руси, который был вынужден возглавить Московское княжество в ту пору, когда Дмитрий Иванович ещё не был способен «поднять для удара взрослый меч». Годы жизни этой видной религиозной и политической фигуры пришлись на период с 1296 на 1378 год. То есть на время бесконечных междоусобных склок между князьями и постоянных нашествий со стороны Золотой Орды.

При рождении будущий митрополит получил имя Евфимия и ничем не отличался от своих сверстников. Родители – московский (по другим версиям – черниговский) боярин Фёдор Бяконт и его супруга Мария. И именно эта семейная пара положила начало появлению многих дворянских родов – Плещеевых, Игнатьевых и других.

Несмотря на некоторое расхождение версий по поводу того, кем был Фёдор на момент рождения Евфимия, он в любом случае переместился в Москву, которая на тот момент стремительно набирала силу и являлась одним из центров спокойствия и роста на пространстве очень нестабильной Руси.

Фреска из храма Рождества Богородицы Зачатьевского монастыря. «Детство святителя Алексия и преподобных Иулиании и Евпраксии».
Фреска из храма Рождества Богородицы Зачатьевского монастыря. «Детство святителя Алексия и преподобных Иулиании и Евпраксии».

О ранних годах будущего митрополита известно мало. Однако понятно, что он смог получить передовое образование по меркам того времени, очень серьёзно полюбил богословие, а потому принял постриг в монахи в Богоявленском монастыре примерно в 1313 году. Тогда же Евфимий и получил своё новое монашеское имя, с которым и вошёл в историю – Алексий.

Неторопливо, но неотвратимо, очень ретивый и ответственный монах продвигался по православной иерархической лестнице, пока не поступил на службу к митрополиту Феогносту в 1333 году. И уже в 1340 году стал представителем московского митрополита во Владимире, где и принял сан епископа 12 лет спустя.

Во времена правления Симеона Гордого, в 1354 году, он достиг сана митрополита Киевского и Всея Руси – наивысшей точки развития на то время. И после скоропостижной смерти Ивана II Красного стал регентом и наставником для двух малолетних братьев – Владимира Храброго и Дмитрия Донского.

Житийная икона святителя Алекси1480-е годы.
Житийная икона святителя Алекси1480-е годы.

Давайте же немного отступимся от столь строгой последовательности описания событий и жизненного пути самого Алексия, равно как пока что не будем говорить о главном его прижизненном чуде – исцелении могущественной ханши Тайдулы Хатун. Просто потому, что в таком случае статья уйдёт в область «сухого» перечисления фактов и не будет так интересна читателю. Для того чтобы понимать весь контекст истории, нам надо откатиться во времени немного назад, к моменту короткого правления московского князя Ивана II.

Иван Иванович, после строгих московских правителей с очень крутым нравом, казался настоящим даром небес – был красивым, милостивым, тихим и христолюбивым. Но, несмотря ни на что, внешняя московская политика, пусть и чужими делами и поступками, по-прежнему оставалась жёсткой воинственной и «завоевательской». Более того, многие исследователи короткого правления Ивана II считают, что «кротким и милостивым» московского правителя сделал именно Алексий, который как раз стал духовным наставником этого князя. И усмирял его ум и поступки не только нравоучениями и христианскими наставлениями, но и дельными рекомендациями, ибо был самым важным советником, как один из самых сильных умов того времени. Дело в том, что митрополит был сведущ не только в делах государственных, но и прекрасно знал историю, а также прочёл немалое количество произведений античных авторов.

Алексия очень сильно любили в народе – крупнейший религиозный сан Руси не видел разницы между богатыми и бедными, знатными и незнатными, здоровыми и хворыми людьми. По мере своих сил он пытался выделить время абсолютно всем. С учётом того, что как раз в это время по миру загуляла «Чёрная Смерть», которая заглянула и в московские пределы, именно митрополит не позволил многим людям опуститься на самое дно отчаяния и пережить этот сверхсложный момент истории.


Подробнее
Яков Капков. Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу.
Подробнее
Яков Капков. Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу.
Подробнее Яков Капков. Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу. Подробнее Яков Капков. Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу.

К большому сожалению «Чёрную Смерть» не пережил московский князь – Иван Иванович. И перед неминуемым концом своего жизненного пути, прекрасно понимая, что он оставляет свою супругу Александру и двух малолетних сыновей в очень непростое и «шаткое» время, он буквально заставил Алексия поклясться в том, что он сделает всё и даже больше чем всё, чтобы его род сохранил своё положение, а Москва не ослабла и не проиграла в борьбе с Тверью.

Иван Иванович не ошибся. И Алексий действительно с отеческой внимательностью взялся за воспитание 9-летнего сына почившего правителя - Дмитрия Ивановича, которого смог провести к наивысшему его положению сквозь козни внешних врагов и московских бояр, сквозь наибольшие потрясения эпохи и сделать тем, кем мы привыкли его воспринимать – могущественным Дмитрием Донским. И именно митрополит смог удержать княжество «от расползания», так как пользовался уважением горожан и боярства.

Защита Московской земли от золотоордынских набегов была обеспечена известным чудом, которое сотворил Митрополит при жизни. Это событие вошло в историю под названием «Чудо Тайдулы и произошло оно в 1357 году.

В роли митрополита Алексия Максим Суханов. Кадр из фильма «Орда».
В роли митрополита Алексия Максим Суханов. Кадр из фильма «Орда».

Итак, если верить тому, что говорят нам летописи (а не тому, что показали в фильме «Орда» 2012 года современные киноделы), жена могущественного хана Джанибека – лишь чуть менее могущественная Тайдула, долгое время находилась при смерти из-за неясных причин. Никто не мог помочь властной женщине, находящейся на самом пороге существования – ни шаманы, ни знахари, ни лучшие иноземные врачи. А Алексий смог. И отправился в Сарай, ведомый знаком свыше – в церкви Успения сама по себе зажглась свеча, что видели десятки наблюдателей.

Именно эту свечку и привёз Алексий в столицу Орды. И именно её мягкий свет исцелил ханшу, за что Московское княжество получило свою важную защиту от вторжений при жизни Джанибека и Тайдулы (что позволило выиграть необходимое количество времени для взращивания нового князя).

В благодарность за явленное чудо, на обратном пути в Москву, в 1360 году, неподалёку от родного города, митрополит основал Андроников монастырь. Главное украшение нового религиозного объекта – Спасский собор, его роспись и иконы, за авторством непревзойдённого иконописца XIV века – Андрея Рублёва (собственно здесь за свои заслуги он и будет упокоен во второй четверти следующего века).

Исцеление в представлении современного художника.
Исцеление в представлении современного художника.

В 1378 году, за два года до Куликовской битвы, выполнивший своё обещание целиком и полностью, митрополит Алексий отправился на тот свет в 85-летнем возрасте. С уходом главы Русской Православной церкви, внутри общероссийской религиозной организации начались брожения и раздоры. Так, в прямом противоборстве сошлись митрополит Киприан (грек и посланник воли Константинополя) и митрополит Митяй – назначенец князя Дмитрия.

Надо сказать, что русские правители уже не были заинтересованы в объединении русской и литовской церквей под властью гаснувшей Византийской империи. И это очень верно прочувствовал князь Дмитрий Иванович, который стремился обрести своё влияние над религиозными учреждениями в своей собственной вотчине. А потому дважды выселил Киприана из Москвы. И греческий митрополит смог вернуться в столицу окрепшего и самого сильного княжества Руси только в 1390 году, после смерти Дмитрия Донского.

Но вернёмся к Алексию. И завершая повествование, вспомним о том, что как и все прочие действительно великие церковные мужи митрополит весьма рано предчувствовал дыхание Смерти. А потому обратился с предложением стать его преемником к Сергию Радонежскому. Но глава Троице-Сергиевой лавры отказался – совершенно не был заинтересован в увеличении своей власти. А потому в религиозное сообщество Руси вошёл некий раздрай, после начала противостояния греческого и московского митрополитов.

За молитвой.
За молитвой.

В 1448 году Алексий был причислен к лику святых и назначен небесным покровителем Москвы. Мощи святого старца покоятся в Елохово, в Богоявленском соборе, а российские священники по настоящий день вспоминают его в три даты – в день смерти, день обретения мощей и в Соборе Московских святителей - 12 февраля, 20 мая и 5 октября соответственно.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.