Не смотря на то, что дело присоединение Тверского княжества начал ещё Иван I, который навлёк на своего давнего противника Федорчукову рать в 1327 году (объединённое московско-ордынское войско окончательное присоединение тверского княжества к Москве произошло только во времена правления Ивана III.
Москва и Тверь на тот момент времени являлись двумя непримиримыми противниками и имели достаточно долгую историю взаимных подлостей, кровавых сражений и давних распрей. Как сейчас принято говорить - борьба шла с попеременным успехом. И неоднократно Тверское княжество могло взять главенство в этом противостоянии. Но не смогло. В том числе благодаря невероятной изворотливости московских правителей, которые со времён Ивана I Калиты (1325 — 31 марта 1340) наиболее успешно притворялись друзьями ордынским властителям.
Если хотя бы поверхностно постараться разобраться в вопросе принципиального противостояния двух русских княжеств, то бесконечную борьбу Твери и Москвы можно разделить на 3 основных этапа.
Первый этап- это борьба за владимирский великокняжеский престол, которая разразилась в самом начале XIV века. Собственно, в результате этой борьбы Иван I при участии татаро-монгольских сил, после совершенно оправданного умерщвления своего брата - Юрия Даниловича в Сарае, смог подавить тверское восстание и изгнать местного князя – Александра Михайловича.
Сказав «а» нужно сказать и «б». А потому отмечу, что Юрий Даниилович ранее смог путём наветов и лжи, обвинить тверского князя Михаила Ярославича Тверского в том, что именно он поднял восстание против ханской власти, захватил в московско-тверском сражении Кончаку – супругу Юрия Данииловича и сестру хана Узбека, чем обрёк его на страшную гибель. Более того, долгое время держал тело убитого противника в Москве и тем самым оказывал влияние на нового правителя – Дмитрия Михайловича Грозные Очи.
Милость ханов изменчива. И Узбек, удовлетворённый гибелью Михаила Ярославича, вновь задался вопросом: «Кому именно отдать золотой ярлык на княжение». Так, волею судеб, Юрий Даниилович и Дмитрий Михайлович встретились в Орде. И тверской правитель, памятуя о прежних оскорблениях, прямо на глазах хана отправил своего давнего противника на тот свет, чем освободил престол для Ивана Калиты и его дальнейших манипуляций.
После «наказания» Твери Иван Даниилович наконец-то получил вожделенный великокняжеский ярлык, контроль над Тверским княжеством и право называть себя главным баскаком русской земли (сборщиком дани). Именно в этот момент Москва получила решительное преимущество, однако борьба не закончилась
Второй этап состоялся на фоне продолжительного конфликта Великого Княжества Литовского (ВКЛ) и Москвы, который продлился с 1368 по 1382 год. В результате противоборства двух гигантов Восточной Европы, Тверь снова смогла обособиться от Московского княжества и вернуть себе независимый статус. Можно сказать, что такой исход – победа Твери. Но и Москве было не до того, с учётом постоянной необходимости биться на два фронта – против ВКЛ и Мамая. Только воцарение хана Тохтамыша и хоть какая-то стабильность в русских землях вновь позволила правителям Москвы взглянуть на соседние земли.
Третий этап- это полное уничтожение тверской независимости. Данная борьба продолжалась всего 2 года - с 1483 по 1485 год. И, как вы уже должно быть догадались исходя из названия этого материала, сегодня мы сосредоточимся именно на 3 этапе московско-тверского противостояния. Но при этом очень важно понимать, что вне указанных периодов и датировок оба города очень часто сходились на полях многочисленных сражений, как союзники противоборствующих сторон. И простое перечисление абсолютно всех точек бесконечных боестолкновений двух непримиримых противников заняло бы значительную часть данного материала.
После того как закончилось противоречивое и очень сложное правление Василия II Тёмного, Москва впервые получила возможность называть своего правителя государем. А потому при Иване III (1462–1505) начался уверенный курс на дальнейшее объединение удельных русских княжеств вокруг одного центра.
Этому способствовало и падение Константинополя в 1453 году, после которого русские земли остались единственными носителями православия и тем самым библейским царством добра, которое должно было бороться против огромных полчищ иноверцев. Этому напыщенному религиозному самоопределению способствовала деятельность представителей Русской православной церкви того времени.
Особенно отличался свежеиспечённый митрополит Иона, который когда-то смог вызволить Василия II из темницы после восстания Дмитрия Шемяки, Ко всему прочему именно Василий II помог Ионе обособиться от Константинопольского патриархата и занять высочайший церковный сан.
Признаться честно, Василий Васильевич ещё не мог называть себя полноценным царём всея Руси, хоть и очень страстно желал этого. Об этом говорит и тот факт, что именно он начал первым выпускать свою особую монету, на которой провозглашал себя «Государем всея Руси». Но только Иван III, который взял себе в жёны Софью Палеолог - племянницу последнего Византийского императора Константина Палеолога. Бракосочетание произошло 12 ноября 1472 года. И исходя из позиций своего реального родства с римскими правителями, именно Иван Васильевич получил реальное право легитимно называть себя царём.
В это же время Москва приняла высокое звание Третьего Рима и единственного центра православной веры. А потому (теперь уже) Московское царство начало немедленно стремится к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига, ибо по всем параметрам уже могла конкурировать с Большой Ордой – остаточным центром некогда могущественной Золотой Орды.
В 1480 году после судьбоносного противостояния на реке Угре, когда войска Ивана III благодаря «огненному бою» и большому количеству пушек не допустили переправы монгольского войска под предводительством хана Ахмата, Москва уже считалась самым могущественным и всесильным княжеством русского пространства. А потому, если сравнивать Московское и Тверское княжества, то следует признать очевидное - силы были не равны.
Более того, буквально накануне неизбежного конца самостоятельности Твери, в 1478 году потерял свою самостоятельность Великий Новгород. И всё началось с того, что жаждущую независимости купеческо-боярскую знать этого города уличили в заигрываниях с литовской стороной, а также в стремлении изменить православной вере. Не успели – суд Ивана III был очень сложным, а новгородское войско, несмотря на многократное численное превосходство, несколько раз в пух и прах проиграло московским профессиональным войскам. Например, в битве на реке Шелони в 1471 году.
Только после Великого Новгорода настала очередь в Твери. К тому времени Тверское княжество стремительно приходило в упадок. Ключевые сражения были проиграны. Бояре не имели единства с князем Михаилом Борисовичем. Войска этого все ещё независимого государственного образования практически не развивалась в сторону ружей и пушек. Поэтому нужно сказать, что многие тверичане полностью осознавали уровень угрозы, исходящий со стороны Москвы. И не тешили себя надеждами о том, что смогут сохранить независимость. Более того, многие открыто симпатизировали московскому правителю.
Другая часть тверичан, во главе с Михаилом Борисовичем, просто так уступать свою свободу не собиралась. Но кровопролитие оттягивалось, так как у Ивана III и у тверского правителя имелись родственные связи по первой жене царя - Марии Борисовне, которая приходилась сестрой соседнего князя. Но данное обстоятельство совершенно не помешало московскому государю иным путём прийти к реализации плана о дальнейшей экспансии и централизации русских земель. Просто потому, что на руку Ивану Васильевичу играл тот факт, что Михаил Борисович был бездетным правителем, а потому на правах бывшего зятя московский государь планировал без прибегания к военной силе, прибрать к себе земли дальнего родственника, когда бывший тесть уйдёт в мир иной.
Иван III занял выжидательную позицию, так как с малолетства славился своим умением долго выжидать нужное событие. Однако тут он просчитался, ибо в 1485 году Михаил Борисович совершенно неожиданно женился на внучке Казимира IV - могущественного польско-литовского короля. В виду этого пренеприятного обстоятельства у Ивана III совершенно неожиданно появился конкурент. Более того по праву ближайшего родственника Тверь после смерти Михаила Борисовича забрал бы именно Казимир IV, а не Иван III. И это однозначно воспринималось как большое-большое предательство общерусских интересов в растревоженной Москве.
Ко всему прочему, если внимательно рассматривать 2 этап обсуждаемого конфликта, то можно обратить внимание на то, что в сторону ВКЛ Тверь всегда принимала в разы охотнее, чем хотя бы отдалённое союзничество с Москвой. И с учётом того, что указанное княжество значительно увеличило свои силы после объединения с Польшей, указанные обстоятельства просто не могли вызвать негативную и немедленную реакцию со стороны Москвы, которая почувствовала планомерное окружение и угрозу своему существованию.
В 1485 году, действительно многочисленные, обученные и профессиональные московские полки в очередной раз в истории осадили в Тверь. Когда тверичане увидели бесчисленные рати под стенами древнего города, они поняли обречённость своего положения. Более того, многие тверские бояре немедленно осознали, что дальнейшее сопротивление приведёт к совершенно напрасным жертвам и страданиям. А потому легко изменили Михаилу Борисовичу почти в полном составе.
Пока изменившая знать приносила присягу на верность Ивану Васильевичу за растворёнными воротами, Михаил Борисович смог сбежать в ВКЛ. Это было просто необходимым действием для того, Чтобы сохранить жизнь себе и своей супруге. Иван Васильевич погони не организовал, но немедленно посадил на опустевший тверской трон. Своего сына - Ивана Молодого.
Силовой захват Тверского княжества вызвал незамедлительное ухудшение отношений между Польско-литовским государством и зарождающимся Московским царством. Казимир IVуже не скрывал открытой враждебности по отношению к русскому правителю. А потому в воздухе уже чувствовался звон грядущих сражений и удушливый запах пороха. Этому способствовало и особое местоположение Тверского княжества, которое западной границей касалось территории Литвы и Польши. Но Ивану III очень повезло, что его давний противник и конкурент в борьбе за тверские земли совершенно неожиданно покинул этот свет в 1492 году, а на великокняжеский престол сел его сын Александр.
Новый правитель ВКЛ был намного дальновиднее своего почившего отца. И прекрасно осознавал, что война с могущественным соседом несвоевременна и непростительно ослабит позиции сразу двух государств. А потому совершенно неожиданно для всего европейского и азиатского сообщества того времени отправил сватов к дочке Ивана III – к красавице Елене.
Иван Васильевич, прекрасно понимая, насколько выгодное поступило предложение, немедленно согласился на новый династический брак. Но, к большому сожалению, родственные связи, как и во времена Василия I и Витовта, не привели к тому, что титулованные родственники обоюдно стремились сохранить мир. Впоследствии между тестем и зятем часто происходили ссоры. А в 1500 году между Польско-литовским королевством и Московским царством вспыхнула полноценная война. Однако исход противостояния остался за русскими дружинами, которые на реке Ведрош одержали решительную победу, после которой наше государство приросло новыми землями.
Можно сказать, что данная война практически окончательно решила вопрос о дальнейшей принадлежности тверских земель. И проигрыш отобрал у ВКЛ стремление отнять исконно русские наделы на которые, признаться честно, после опрометчивого решения Михаила Борисовича у местных правителей были все основания.
Александр в 1501 году стал польско-литовским королём. При поддержке многочисленных европейских союзников он попытался взять реванш. Но Иван Васильевич не только оказал достойное сопротивление своими многоопытными и профессиональными войсками, не покидая пределов Москвы как правитель, но и смог уговорить своего союзника - Крымского хана ударить по польско-литовским силам с другой стороны. Воевать на 2 фронта было крайне непросто, а потому мирный договор от 1503 года не заставил себя ждать. И согласно этому договору Тверь отныне навсегда отходила под власть Москвы. Но Смоленск (слава Богу – временно) вошёл в состав Польско-литовского королевства.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.