Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Юрий Тынянов. Историк-романист

Георгий Верейский, портрет Юрия Тынянова
Георгий Верейский, портрет Юрия Тынянова

На рубеже XIX-XX вв. сложилось много, порой противоречивых, художественных, литературных, философских течений. По счастью, и воплощавших эти идеи и стили авторов в те годы появилось тоже немало. Набоков, Маяковский, Зощенко, Мандельштам - при беглом обращении к памяти сознание уже выдает ярчайшую плеяду работавших в абсолютно разных жанрах и направлениях авторов. Вот и Юрий Николаевич Тынянов, историограф, романист, литературовед, формалист, родился осенью 1894 года в Режице, что в Витебской губернии (теперь это город Резекне в Латвии).

Резекне, Латвия, наши дни
Резекне, Латвия, наши дни

Его отец Насон ( на русский манер называемый Николаем) Аркадьевич, был родом из Бобруйска, а мама Софья Борисовна ( в девичестве Эпштейн) - из ныне белорусского местечка Докшицы, в той же Витебской губернии. В семье, где, помимо Юрия, были еще сын Лев и дочь Лидия, очень любили искусство, литературу. Обожали и вслух зачитывали Салтыкова-Щедрина, Пушкина.

То была эра зарождения кинематографа, и маленький Юра не обошел своим вниманием это чудо. В семь лет он увидел фильм о Французской революции. Его увлекла одновременно тема истории и чисто формальный, технологический процесс - то, как снимали картину, что за этим стоит. Отвлечь от сюжета удалось царапинкам на пленке, которые давали мальчику чувство одновременно и погружения в историю, и отстраненности от нее.

В начале ХХв. семья подалась на северо-запад России, осев в Пскове, где с 1904 по 1912 год Юра учился в мужской гимназии. Там он сдружился с Августом Летаветом, будущим выдающимся советским гигиенистом, и Львом Зильбером - братом писателя Вениамина Каверина, с которым позже ему предстояло и породниться.

Здание Псковской мужской гимназии, наши дни. Альма-матер Каверина, Тынянова и др.
Здание Псковской мужской гимназии, наши дни. Альма-матер Каверина, Тынянова и др.

Так или иначе, в мир литературы он и так уже уверенно входил, все свободное время посвящая истории литературы. Еще в гимназии он развил аналитические способности благодаря наставнику, учителю словесности В. И. Попову.

Учебу в гимназии он завершил с серебряной медалью, и в 18 лет ожидаемо поступил на вожделенный им историко-филологический факультет Петербургского университета.

В университете Тынянов участвовал в пушкинском семинаре Семена Афанасьевича Венгерова. Семинар был больше литературным обществом, чем академическим курсом. Здесь обсуждали сюжеты и стили, спорили о литературе, Венгеров активно поддерживал дискуссии. Доклад о Кюхельбекере получил одобрение Венгерова и стал началом его настоящей научной деятельности. Уже первые научные работы Тынянова — доклад «Литературный источник 'Смерти поэта'» (1913) и исследование «Каменного гостя» Пушкина (1914) — были концептуально насыщены и продемонстрировали его умение анализировать литературный процесс.

В молодости
В молодости

В 1916 году Тынянов женился на Елене (Лие), сестре Льва Зильбера и Вениамина Каверина (Каверин - псевдоним, по рождению у него такая же фамилия, как у Льва). В том же году у них родилась дочь Инна. Уже при зарождении СССР Тыняновы жили в Петрограде, в квартире на углу Греческого проспекта и 5-й Советской улицы. Частыми гостями дома были Вениамин Каверин, Виктор Шкловский и Ираклий Андроников.

Чета Тыняновых (Юрий с сестрой Каверина Лией (Еленой) Зильбер)
Чета Тыняновых (Юрий с сестрой Каверина Лией (Еленой) Зильбер)

Удивительно, но чуть позже Лидия, младшая сестра Юрия, вышла замуж за Вениамина Каверина. Именно она стала прототипом Кати Татариновой из романа «Два капитана».

Вениамин Каверин (Зильбер) и Лидия Тынянова дожили вместе до глубокой старости
Вениамин Каверин (Зильбер) и Лидия Тынянова дожили вместе до глубокой старости

В 1918 году Тынянов стал участником ОПОЯЗа (Общества изучения поэтического языка, т.н. русская формальная школа), где вместе с Виктором Шкловским и Борисом Эйхенбаумом молодой литературовед разрабатывал научные основы литературоведения — «формальный метод». Это тот самый русский формализм, который был очень популярен в стране в период с 1910-х до 1930х гг. и опирался на важность формы как условия качества литературного произведения. Случилась Революция, затем Гражданская война, в эти неспокойные годы все тот же Венгеров предложил Юрию остаться преподавать в университете, что помогло тому и выжить, и продолжать заниматься любимым делом.

В 1920-е формалисты набрали силу. С приходом советской власти реализм подвинул символизм прошлого, правда, акцент сместился на экономический материализм. Литературу стали рассматривать как отражение классовых интересов, что привело к упрощенным интерпретациям произведений.

И тогда формальная школа, к которой и принадлежал Тынянов, предложила свой подход: литературный материал эстетически трансформируется, поэтому произведения нельзя воспринимать как исторические документы, а помнить, что это, прежде всего, художественная литература. Не забывал Тынянов, как филолог, об исследованиях литературных источников, их сопоставлении, изучении жанров и стиля. Помните семейные увлечения сатирой вообще и Салтыковым-Щедриным в частности? Став зрелым литературоведом, Тынянов детально исследовал двойственную природу пародии, подчеркнув ее значимость и сложность. Его работы «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921) и «О пародии» (1929) остаются базой для любителей и знатоков литературы даже в наши дни, сто лет спустя. Между прочим, сам Юрий славился как отличный пародист.

Его друг Вениамин Каверин с гордостью вспоминал: «В литературных кругах мнение Тынянова считалось золотым, неоспоримым. Когда был организован Союз писателей и мы получили подписанные Горьким билеты, Тынянову был вручен билет номер один — факт незначительный, но характерный».

Тынянов - помимо прочего, автор романа "Кюхля" - о друге, современнике, коллеге Пушкина. Он был очень увлечен фигурой Вильгельма Карловича фон Кюхельбекера, читал о нем лекции, собирал сведения. Однажды после не нашедшей у публики отклика лекции о поэтике Кюхельбекера он возвращался из клуба ленинградского Госиздата вместе с Корнеем Чуковским. Тынянов горячо доказывал свое мнение о важности и трагичности судьбы Кюхельбекера — поэта, дуэлянта, участника восстания декабристов, закончившего жизнь в Тобольске. Чуковский оценил и страсть, и погруженность в тему.

Спустя некоторое время издательство «Кубуч» предложило Корнею Ивановичу написать серию биографий великих людей для детей. Не посоветовавшись с Тыняновым, он включил в план тыняновскую «брошюру» о Кюхельбекере. Тот, памятуя о холодном восприятии аудитории этой темы, поначалу отказался, но, нуждаясь в деньгах, вынужден был согласиться. В итоге, вместо заказанных пяти авторских листов он прислал девятнадцать, создав более 300 страниц исторического романа, а вовсе не научно-популярной брошюры.

Одно из многочисленных советских переизданий книги
Одно из многочисленных советских переизданий книги

Эта книга, не научный, сухой, академический текст, но живая яркая биография, стала любимой у многих поколений детей и взрослых. Это после ее выхода при встрече с Тыняновым его коллега и сверстник Маяковский сказал: «Ну, Тынянов, поговорим, как держава с державой». Такое признание дорогого стоило: Маяковский мало кого из современников ставил вровень с собой.

Успешным же стал и следующий роман - "Смерть Вазир-Мухтара", вышедший в 1928г. Здесь главным героем стал Александр Грибоедов.

Когда Тынянов заболел — еще в 1920-х у него диагностировали рассеянный склероз, — отношения с женой, ставшей к тому времени признанной виолончелисткой, разладились: Елена не поддерживала его, а постоянно упрекала.

-8

К началу Великой отечественной войны он уже был глубоким инвалидом, хотя, впрочем, и продолжал писать, как мог - пытаясь завершить роман "Пушкин".

Уже значительно позже, после смерти писателя, роман все же был опубликован, хоть и не в завершенном виде.

Уже значительно позже роман все же был опубликован, хоть и в не завершенном виде
Уже значительно позже роман все же был опубликован, хоть и в не завершенном виде

Он был эвакуирован, но в 1943м году вернулся в Москву, где 20 декабря того же года умер в больнице от пневмонии и последствий рассеянного склероза. Елена Тынянова умерла вслед за ним. Дочь Инна Юрьевна Тынянова стала поэтессой и переводчицей с испанского и португальского языков и ушла из жизни 20 лет назад.

📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:

📚YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/

📚Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/