На рубеже XIX-XX вв. сложилось много, порой противоречивых, художественных, литературных, философских течений. По счастью, и воплощавших эти идеи и стили авторов в те годы появилось тоже немало. Набоков, Маяковский, Зощенко, Мандельштам - при беглом обращении к памяти сознание уже выдает ярчайшую плеяду работавших в абсолютно разных жанрах и направлениях авторов. Вот и Юрий Николаевич Тынянов, историограф, романист, литературовед, формалист, родился осенью 1894 года в Режице, что в Витебской губернии (теперь это город Резекне в Латвии).
Его отец Насон ( на русский манер называемый Николаем) Аркадьевич, был родом из Бобруйска, а мама Софья Борисовна ( в девичестве Эпштейн) - из ныне белорусского местечка Докшицы, в той же Витебской губернии. В семье, где, помимо Юрия, были еще сын Лев и дочь Лидия, очень любили искусство, литературу. Обожали и вслух зачитывали Салтыкова-Щедрина, Пушкина.
То была эра зарождения кинематографа, и маленький Юра не обошел своим вниманием это чудо. В семь лет он увидел фильм о Французской революции. Его увлекла одновременно тема истории и чисто формальный, технологический процесс - то, как снимали картину, что за этим стоит. Отвлечь от сюжета удалось царапинкам на пленке, которые давали мальчику чувство одновременно и погружения в историю, и отстраненности от нее.
В начале ХХв. семья подалась на северо-запад России, осев в Пскове, где с 1904 по 1912 год Юра учился в мужской гимназии. Там он сдружился с Августом Летаветом, будущим выдающимся советским гигиенистом, и Львом Зильбером - братом писателя Вениамина Каверина, с которым позже ему предстояло и породниться.
Так или иначе, в мир литературы он и так уже уверенно входил, все свободное время посвящая истории литературы. Еще в гимназии он развил аналитические способности благодаря наставнику, учителю словесности В. И. Попову.
Учебу в гимназии он завершил с серебряной медалью, и в 18 лет ожидаемо поступил на вожделенный им историко-филологический факультет Петербургского университета.
В университете Тынянов участвовал в пушкинском семинаре Семена Афанасьевича Венгерова. Семинар был больше литературным обществом, чем академическим курсом. Здесь обсуждали сюжеты и стили, спорили о литературе, Венгеров активно поддерживал дискуссии. Доклад о Кюхельбекере получил одобрение Венгерова и стал началом его настоящей научной деятельности. Уже первые научные работы Тынянова — доклад «Литературный источник 'Смерти поэта'» (1913) и исследование «Каменного гостя» Пушкина (1914) — были концептуально насыщены и продемонстрировали его умение анализировать литературный процесс.
В 1916 году Тынянов женился на Елене (Лие), сестре Льва Зильбера и Вениамина Каверина (Каверин - псевдоним, по рождению у него такая же фамилия, как у Льва). В том же году у них родилась дочь Инна. Уже при зарождении СССР Тыняновы жили в Петрограде, в квартире на углу Греческого проспекта и 5-й Советской улицы. Частыми гостями дома были Вениамин Каверин, Виктор Шкловский и Ираклий Андроников.
Удивительно, но чуть позже Лидия, младшая сестра Юрия, вышла замуж за Вениамина Каверина. Именно она стала прототипом Кати Татариновой из романа «Два капитана».
В 1918 году Тынянов стал участником ОПОЯЗа (Общества изучения поэтического языка, т.н. русская формальная школа), где вместе с Виктором Шкловским и Борисом Эйхенбаумом молодой литературовед разрабатывал научные основы литературоведения — «формальный метод». Это тот самый русский формализм, который был очень популярен в стране в период с 1910-х до 1930х гг. и опирался на важность формы как условия качества литературного произведения. Случилась Революция, затем Гражданская война, в эти неспокойные годы все тот же Венгеров предложил Юрию остаться преподавать в университете, что помогло тому и выжить, и продолжать заниматься любимым делом.
В 1920-е формалисты набрали силу. С приходом советской власти реализм подвинул символизм прошлого, правда, акцент сместился на экономический материализм. Литературу стали рассматривать как отражение классовых интересов, что привело к упрощенным интерпретациям произведений.
И тогда формальная школа, к которой и принадлежал Тынянов, предложила свой подход: литературный материал эстетически трансформируется, поэтому произведения нельзя воспринимать как исторические документы, а помнить, что это, прежде всего, художественная литература. Не забывал Тынянов, как филолог, об исследованиях литературных источников, их сопоставлении, изучении жанров и стиля. Помните семейные увлечения сатирой вообще и Салтыковым-Щедриным в частности? Став зрелым литературоведом, Тынянов детально исследовал двойственную природу пародии, подчеркнув ее значимость и сложность. Его работы «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921) и «О пародии» (1929) остаются базой для любителей и знатоков литературы даже в наши дни, сто лет спустя. Между прочим, сам Юрий славился как отличный пародист.
Его друг Вениамин Каверин с гордостью вспоминал: «В литературных кругах мнение Тынянова считалось золотым, неоспоримым. Когда был организован Союз писателей и мы получили подписанные Горьким билеты, Тынянову был вручен билет номер один — факт незначительный, но характерный».
Тынянов - помимо прочего, автор романа "Кюхля" - о друге, современнике, коллеге Пушкина. Он был очень увлечен фигурой Вильгельма Карловича фон Кюхельбекера, читал о нем лекции, собирал сведения. Однажды после не нашедшей у публики отклика лекции о поэтике Кюхельбекера он возвращался из клуба ленинградского Госиздата вместе с Корнеем Чуковским. Тынянов горячо доказывал свое мнение о важности и трагичности судьбы Кюхельбекера — поэта, дуэлянта, участника восстания декабристов, закончившего жизнь в Тобольске. Чуковский оценил и страсть, и погруженность в тему.
Спустя некоторое время издательство «Кубуч» предложило Корнею Ивановичу написать серию биографий великих людей для детей. Не посоветовавшись с Тыняновым, он включил в план тыняновскую «брошюру» о Кюхельбекере. Тот, памятуя о холодном восприятии аудитории этой темы, поначалу отказался, но, нуждаясь в деньгах, вынужден был согласиться. В итоге, вместо заказанных пяти авторских листов он прислал девятнадцать, создав более 300 страниц исторического романа, а вовсе не научно-популярной брошюры.
Эта книга, не научный, сухой, академический текст, но живая яркая биография, стала любимой у многих поколений детей и взрослых. Это после ее выхода при встрече с Тыняновым его коллега и сверстник Маяковский сказал: «Ну, Тынянов, поговорим, как держава с державой». Такое признание дорогого стоило: Маяковский мало кого из современников ставил вровень с собой.
Успешным же стал и следующий роман - "Смерть Вазир-Мухтара", вышедший в 1928г. Здесь главным героем стал Александр Грибоедов.
Когда Тынянов заболел — еще в 1920-х у него диагностировали рассеянный склероз, — отношения с женой, ставшей к тому времени признанной виолончелисткой, разладились: Елена не поддерживала его, а постоянно упрекала.
К началу Великой отечественной войны он уже был глубоким инвалидом, хотя, впрочем, и продолжал писать, как мог - пытаясь завершить роман "Пушкин".
Уже значительно позже, после смерти писателя, роман все же был опубликован, хоть и не в завершенном виде.
Он был эвакуирован, но в 1943м году вернулся в Москву, где 20 декабря того же года умер в больнице от пневмонии и последствий рассеянного склероза. Елена Тынянова умерла вслед за ним. Дочь Инна Юрьевна Тынянова стала поэтессой и переводчицей с испанского и португальского языков и ушла из жизни 20 лет назад.
📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:
📚YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA
📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky
📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory
📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/
📚Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno
📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/