Автор слова футуризм и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим (так же окажется обречено в силу не соответствия синтезу настоящего в противовес отмирающему дуализму прошлого). 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…». Футуризм так любят молодые! Строго говоря, любой бунтарь-подросток, юноша, представитель субкультуры – всегда в чем-то футурист. Плевать он хотел на «стариков» вчерашнего, все его взоры обращены в будущее.
Для футуризма в искусстве характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолетам. Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Тогда они только появились, а сегодня обновляются. Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур. В России - Маяковский, а еще - Хлебников — наиболее известные имена. В первом манифесте Маяковского «Пощёчина общественному вкусу» мы видим призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней» - и это русский футуризм!
Маяковский – певец русского футуризма. Оратор, трибун, при этом – нежный лирик, сверхчувствительный, изысканный и изящный. Весь собой являет отражение времени. Его предшественники – авторы 19в. – гораздо более ровные, однозначные, определенные литераторы. За исключением, может быть, гения Пушкина – ну на то он и гений, чтоб разобщать, собирая, сотрясать, созидая. Линия творчества литераторов XIXв., как правило, куда более выверенная, чем метания упаднического Серебряного века. И Маяковский со своим громогласным с одной стороны и лирическим тембром с другой – тому пример.
Владимир Владимирович Маяковский родился в семье лесничего в 1893г. в селе Багдади под Кутаиси. В 1906 году, после смерти отца, семья Маяковских переехала в Москву. Здесь Володя учился в московской гимназии. Общался со студентами-большевиками, вступил в партию.
Трижды подвергался арестам, в 1909г. (ему 16!) был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Росту был высокого (189см), так просидел несколько месяцев, по сути, по ошибке – его приняли за вполне совершеннолетнего взрослого «лба». За это-то время он и подошел вплотную к поэзии, стал писать стихи, которые, впрочем, при выходе отобрали. Тому Маяковский был очень рад, говорил потом, будучи взрослым «Слава Богу, забрали! Могли бы и напечатать»
Выйдя, «сел учиться» - в 1911-м году Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Кода в декабре того же года умер художник Серов, именно Маяковский произносил трогательную речь на похоронах мастера.
Маяковский воспринимал футуризм по-своему, как подступ к решению задачи - создать новый демократический поэтический язык. В этом близость к создателю нового языка-футуристу Хлебникову. У Маяковского язык как инструмент связи разных слоев в государстве. Как у Пушкина! Сочетание художественного мастерства с литературным открывает возможности для социальной иконописи нового времени – плакатному искусству. Если иконопись послужила в культуре Древней Руси как инструмент донесения смысла Писания до неграмотных людей – а грамотными в IX-X вв. на Руси было лишь духовенство да знать, то плакат призван донести смысл коммунистических идей до неграмотных крестьян, солдат, матросов. Но в поэзии Маяковского 20-х годов появляется лирический герой нового типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь, не мыслит интимное вне социального - вспомним «Люблю (1922 г.), «Про это» (1923 г.), «Лилечка».
В результате поездок Маяковского в США, Германия, Франция, Куба и другие) появляются циклы стихов «Париж» (1924-25 гг.) и «Стихи об Америке» (1925-1926 гг.). Маяковский выступал как полпред молодого социалистического государства, бросающий вызов буржуазному строю. Знакомился с Дягилевым и Цветаевой, чьи судьбы потом так разнятся, так – у каждого по-своему - трагичны. Трудно представить, что все трое – футурист Маяковский, категоричная и пессимистичная Цветаева, жизнелюбивый модник Дягилев – родом из одной страны и одного примерно времени.
Кстати, у Маяковского и Дягилева была одна общая особенность – оба панически боялись заразиться, микробов, бактерий. Оба не открывали двери, не вооружившись платком, перестраховывались насчет дезинфекции всего и вся…
Маяковский воспевал «весну человечества» и любовь как весну отдельно взятой души. Маяковский - лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, «сплошного сердца». А его сатирические пьесы, новаторские по форме, сыграли большую роль в развитии советской драматургии.
Маяковский создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии; его воздействие испытали турок Назым Хикмет, француз Луи Арагон, чилиец Пабло Неруда. Исходя из своей идейно-художественной задачи, Маяковский существенно реформировал русский стих. Это сказывается в системе графических обозначений: повышенная экспрессивность передаётся и при помощи изменений в рамках традиционной орфографии и пунктуации, и введением новых приёмов графической фиксации текста – «столбика», «лесенки». Хотя и бытует гипотеза, что Маяковский просто делал ставку на гонорары, рассчитанные по количеству строк…
Маяковский покончил с собой 14 апреля 1930 года. Его 36 лет дали миру и времени потрясающий всплеск, и круги на воде расходятся до сих пор. Серебряный век - это первые звуки верлибров и перформансов, концептуального искусства и балета, благодаря печальному эху революции разнесшие семена его по всему свету. Балет, мода, литературное мастерство, драматургия, кино, современное искусство – все вышло оттуда. И звучащий где-то на другом конце земли емкий стих с острой как бритва мыслью, напоминает нам сохранившееся в записи громогласное авторское чтение «Послушайте, если звезды зажигают…» Владимира Маяковского.
Автор: Юлия Милович-Шералиева
📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:
📚 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA
📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky
📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory
📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/
📚 Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno
📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/