Вечерний киносеанс... И сегодня это будет детектив. В последний раз мы его с Мамой смотрели в октябре прошлого, 2023 года...
Очень даже неплохой польский детектив. Что-то в нём есть похожее по атмосфере на советский детектив 1956 года "Дело № 306". Хотя явно режиссёр Ян Батори хотел снять что-то в английском стиле. Кто его знает, что он под этим подразумевал, но в итоге получился пусть и скромный, но вполне приличный детектив.
В советском кинопрокате он был с 3 февраля 1964 года. Дубляж киностудии имени Максима Горького. Сняли картину по повести Мацея Сломчинского, который писал под псевдонимом "Джо Алекс", "Смерть и Ковальский".
В главных ролях Станислав Микульский и Барбара Рыльска (не путайте с Брыльской). Здесь Рыльска также сама исполнит несколько песен. Ну а сюжет такой...
В городе Гдыня по ночам происходят довольно странные и жутковатые преступления. Бесследно, один за другим, исчезают добропорядочные профессора, а таксисты подвергаются нападению грабителей и убийц. Хенрик Ковальский (Станислав Микульский) и его компаньон Казик Горский (Тадеуш Звездовский) как раз и работают в паре на такси. Хотя выглядит это весьма странно для страны, претендующей на почётное звание социалистической.
Выходит, что в Польше явно не было социализма, поскольку в картине показана совершенно дикая для Советского Союза картина: двое мужчин, на свои собственные деньги, покупают подержанную и разбитую в хлам машину, на которой начинают заниматься извозом аж по 12 часов кряду, как какое-нибудь Яндекс-Такси в современной РФ. При этом ремонт, запчасти и прочие издержки - тоже из своего кармана.
У нас ведь как было в советское время (мой дядя в такси работал): государственный автопарк предоставляет машину каждому водителю, достойные график и оплату (помимо сверхурочной), ремонт автомобиля вместе с запчастями, бензин - за счёт автопарка. Социализм. Задача таксиста в СССР - безопасно и быстро довести пассажира из пункта А в пункт Б. В общем всё как у людей. Смотри на дорогу и думай о пассажирах. Но в Польше получается ничего подобного даже в 1963 году не было...
Вернёмся к сюжету... Этот самый Ковальский, несмотря на свой резковатый нрав, был полностью под каблуком у своей невесты Марыси (Магдалена Соколовская). Она им крутила и вертела как хотела. Это всегда весьма жалкое зрелище. И вот, Хенрик должен был принять смену у своего напарника Казика, который 12 часов крутил баранку, но после ссоры со своей невестой, он его подводит. Ползёт неспеша по улице и видит как хулиганы пристают к какой-то женщине. "Подкаблучник" вдруг будит в себе зверя и бросается на хулиганов с кулаками, одерживая сокрушительную победу. Вот так вот! Благодарная за его помощь дама, оказывается певицей Кристиной (Барбара Рыльска), работающей в одном очень популярном клубе "Орион", куда она и приглашает своего спасителя. Забыв про работу и своего напарника, Ковальский с радостью соглашается.
А бедняге Казику пришлось сразу же поехать и во вторую 12-часовую смену. Нормально, да? Но беда не приходит одна. Так получилось в этот день у Казика, которого во время очередной поездки ограбили и убили. Первым под подозрение у милиции попадает Ковальский. Лейтенант Шиманский (Венечислав Глинский) начинает вести неустанное наблюдение за ним.
А тем временем, устав от ревности Марыси, сам Ковальский всерьёз увлекается Кристиной и, благодаря ей, попадает в среду обитателей ночного клуба "Орион", где появляются весьма состоятельные люди, рассчитывающие на нелегальную эмиграцию за границу в капстраны, и с которыми соблазнительная Кристина охотно заводит всё более и более тесные знакомства.
Обещая свою помощь с документами и прочим, она приглашает клиентов к себе на уединённую дачу в Орлово, по улице Зелёная, дом 8. Приезжали они сразу с деньгами, но здесь и попадали в руки сподручных Кристины - хладнокровных убийц. Таким же образом они "подхалтуривали", грабя и убивая таксистов.
Когда Ковальский близко подбирается к разгадке этой тайны Кристины, за ним по злополучному адресу следует не только лейтенант Шиманский, но и ревнивица Марыся. Концовка, конечно, будет благополучная для героев фильма. Злодеи получат по заслугам.
Это конечно похуже советских детективов, которые вообще можно выделить одним уникальным жанром в мировом кинематографе, но всё равно вполне неплохо. Может если бы не старались поляки походить на англичан, то получилось бы ещё лучше. Желаю вам приятного просмотра!