"Ростов - папа, Одесса - мама" - известная присказка про город-миллионник на Дону. И действительно эти два города поразительно похожи своей атмосферой, так что гуляя здесь несколько дней, я мысленно представлял себе недоступную Одессу...
Но Ростов и сам по себе прекрасен! Я, как житель северного и холодного Петербурга, заметил тут множество колоритных деталей, о них и пойдёт речь в первой части рассказа о "южной столице"; всего же статей об этом городе будет семь.
Другие статьи о Ростове-на-Дону:
1. До Ростова ходит несколько прямых поездов с Петербурга, но все они очень долгие кроме одного, №007А компании “Grand Train”. Я, очевидно, отправился именно на нём, доехав до пункта назначения всего за 24 часа.
По пути два раза сменилось время года: в Петербурге и области к концу марта растаял весь снег, в Черноземье, наоборот, был серьёзный снежный покров, а к югу от Россоши начинаются уже вполне весенние степи.
2. Поезд делает по пути всего лишь 10 коротких остановок, одна из них - Грязи Воронежские, узловая станция близ Липецка:
3. До 1928 года нынешний Пролетарский район города был отдельным городом Нахичеванью-на-Дону (о ней будет отдельная статья) с преимущественно армянским населением, и именно там первоначально хотели обустроить железнодорожную станцию. Однако местные жители воспротивились этому, боясь наплыва иногородних, так что вокзал был построен в 1876 году в овраге небольшой рички Темерник чуть западнее исторического центра Ростова.
То, чего боялись нахичеванские армяне, всё равно произошло позднее: сначала центр экономической активности сместился из Нахичевани ближе к вокзалу, что спровоцировало постепенную миграцию жителей. А при большевиках после объединения городов доля армян неуклонно снижалась, достигнув к 2020 году ничтожных 2,6%.
Старое здание вокзала не сохранилось, вместо него в 1970-е возвели унылую бетонную коробку, в 2000-е реконструированную в духе "хай-тек". Подобный путь проделали вокзалы, например, Нижнего Новгорода или Самары.
Ростов проходят все поезда с Европейской части России к черноморским курортам, так что трафик тут солидный:
4. Почти сразу же по прибытию мне встретился трамвай, конкретно эта модель - распространённый 71-619 Усть-Катавского завода.
Трамвайная система открылась тут в 1902 году (на 5 лет раньше Петербурга), и в лучшие времена количество маршрутов доходило до 15:
5. В настоящее время их работает всего лишь 5, но связывают они и Зажелезнодорожье, и Центр, и Нахичевань, и Сельмаш.
Самый старый представитель местного парка - симпатичная Tatra T6B5:
6. Присутствует в Ростове-на-Дону и троллейбус (1936), один из первых в бывшем СССР, но больше всего мегаполису с населением 1,2 миллиона человек не хватает метрополитена... Строго говоря, не представляю, как в таком большом городе можно нормально передвигаться без подземки.
Причём планы и даже проектирование метро имели место в конце 1980-х, но Союз благополучно приказал долго жить, а нынешние власти предпочитают тратить деньги на другое. Хорошо, что тут хотя бы курсирует городская электричка (которой в Петербурге до сих пор нет).
Я же передвигался на такси, и должен сказать, что пробки здесь неслабые:
7. Неприятный сюрприз получился с размещением.
Ещё задолго до трипа я забронировал квартиру на Островке, и мы с хозяйкой договорились списаться в WhatsApp, когда я буду подъезжать к городу. По приезде она проигнорировала мои звонки и сообщения, так что пришлось срочно шукать ночлег на месте. Но вот воистину «нет худа без добра»: бронь была без предоплаты, поэтому я спокойно заселился в приятнейший готель в отличном расположении примерно за ту же цену. Конечно, такое везение обусловлено низким сезоном, тем не менее, мне довелось пожить буквально во дворе пешеходной Пушкинской улицы:
8. Необычный декор брандмауэра:
9. Вечерняя и ночная жизнь вполне существует тут уже в марте - в самый тёплый день моего пребывания в Ростове было +16:
10. Антон Чехов хоть и ассоциируется с соседним Таганрогом (там он родился и окончил гимназию), но и здесь ему поставили памятник:
11. Также Ростов очень богат на стрит-арт. Показывая самые интересные его образцы, расскажу об истории города.
Многие города Причерноморья стоят на месте древних эллинистических или генуэзских колоний (Севастополь/Херсонес, Анапа/Горгиппия, Пантикапей/Керчь etc). Близ будущего Ростова тоже было подобное поселение - Танаис, располагавшийся ближе к устью Дона на месте нынешнего посёлка Недвиговка, но всё-таки о преемственности говорить не приходится.
Эта местность была в орбите Эллинистического мира, при этом являясь его крайней северо-восточной точкой, глухой далёкой провинцией и местом торговли с разными азиатскими племенами. Во времена Боспорского царства (греческого государства, существовавшего в V веке до н.э - VI веке н.э. в Причерноморье) окрестные земли населяли меоты (как я понимаю, их ближайшие современные родственники - адыги), позднее их сменяли тюркские кочевники, хазары и половцы. В общем, до XVIII столетия это была почти безлюдная степь, Дикое Поле от Днепра до Волги. В XVI столетии здесь стали селиться запорожцы с Днепра и просто беглые от государства люди, так появилось Донское казачье войско.
12. Со временем российское государство начало осваивать Дикое Поле, до поры до времени вообще не подчинённое какой-либо юрисдикции, и в 1749 году по указу Елизаветы I при впадении Темерника в Дон была основана таможня и небольшой порт «для сбору тарифов и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров <…> где и донские казаки могут вести свою торговлю с приезжими греками, турками и армянами». Для защиты новоустроенного кордона от Османской империи и набегов кочевников была заложена фортеция Святого Дмитрия Ростовского (имелся в виду Ростов на Ярославщине). Посвящение не случайно, если знать историю этого человека: Данила Туптало (1651-1709, его мирское имя) был сыном запорожского сотника с Макарова (ныне это в Киевщине, Украина). Он выучился в знаменитой Киево-Могилянской академии и служил Ростовским митрополитом. За богоугодные дела в 1757 году его причислили к лику святых - это был первый канонизированный человек в синодальный период (то есть после 1700 года). Название, кажется, было дано по принципу "своего" для местных жителей.
13. Обширную крепость возвели в 1761-1763 годах, однако спустя всего лишь десятилетие она потеряла военное значение, так как в ходе очередной русско-турецкой войны (1768-1774) к Российской империи был присоединён Крым и Северное Причерноморье. Уже к началу XIX века все её постройки были снесены, валы срыты, и в настоящее время об этих сооружениях не напоминает вообще ничего.
14. Пётр I имел отнюдь не европейские взгляды на местное самоуправление: при нём страна была разделена на губернии и подчинялась исключительно ему. Донским казакам это не понравилось, и они подняли обширное восстание под предводительством Кондратия Булавина. Бунт был жестоко подавлен, и местные казаки были насильно лишены всех прав (а также до 1/3 своей численности). Однако, область Войска Донского в 1786 году была вновь выделена в отдельную территориальную единицу со столицей в Новочеркасске (с 1805-го). В неё был включён и Ростов с недавно основанной Нахичеванью (1779).
Несмотря на уездный статус, в XIX веке начался бурный рост Ростова как торгового порта, кратно ускорившийся к концу столетия после превращения города в главный южный железнодорожный узел. Тут сошлись частная Владикавказская железная дорога (1875) с ответвлениями к Новороссийску, Екатеринодару, Ставрополю и Махачкале (Петровску); Курско-Ростовская через густонаселённый Донбасс и Таганрог (1869) и основной ход на Москву через Воронеж (1870-е). Красноречивой иллюстрацией является численность жителей: в 1856-м их было 12 тысяч, в 1863-м - уже 29 тысяч, в 1897-м - 119 тысяч, а в 1914-м - 172 тысячи. Крупнее перед Первой мировой войной на нынешней территории России были только Петербург (2,12 млн), Москва (1,77 млн), Саратов (236 тыс) и Казань (194 тыс).
От торговли и грузоперевозок не отставало сельское хозяйство, чрезвычайно развитое на здешних чернозёмах, и промышленность, например, "Красный Аксай", судоверфь и "Донской табак".
/курение вредит вашему здоровью/
15. Ещё с 1811 года город застраивался по регулярному генплану, так что в центре и Нахичевани сохранился характерный рисунок прямоугольных кварталов, причём параллельно Дону проходят улицы, а перпендикулярно реке - переулки и проспекты.
16. Ещё Александр I высочайше даровал оккупированной Польше конституцию (1815) и Варшавский университет (1817). Спустя сотню лет в Первую мировую немцы стремительно наступали на польскую столицу, и русские власти решили эвакуировать вуз подальше от фронта. Таким образом в 1915 году в Ростове появился университет, подобным достижением общественной жизни до "революции" могли похвастаться только Москва (1755), Петербург (1819), Казань (1804), Пермь (1916), Томск (1878) и Саратов (1909).
Раскрашивают здесь даже обыкновенные трансформаторные будки:
17. Важнейший местный исторический сюжет - Гражданская война на Дону и роль казачества в ней.
Если в центре страны большевики победили довольно быстро, то в Сибири и на Юге Белое движение оказало им значительное сопротивление, причём Войско Донское поддержало белых, за что советы впоследствии обрушили на этот класс общества уничтожающие репрессии. В окрестных степях 2,5 года шла ожесточённая борьба, и в итоге в январе 1920-го 1-я конная армия под командованием Семёна Будённого вошла в город.
18. Аналогом нынешнего "города федерального значения" до 1917 года были так званые "градоначальства", они подчинялись напрямую правительству страны и имели такой же статус, как и губернии. Высокий статус Ростова был отмечен в 1904 году (негоже такому крупному городу ходить в «уездниках»), кроме него к моменту распада империи градоначальств было ещё 8: Баку, Керчь, Москва, Николаев, Одесса, Петербург, Севастополь и Ялта.
19. Большевики продолжили индустриализацию города, и самым широко известным в стране местным предприятием стал максимально актуальный на Юге производитель сельскохозяйственной техники "Ростсельмаш", основанный в 1929 году.
На базе завода в 1930-м была организована футбольная команда, в обозримом прошлом называвшаяся точно так же, в настоящее время же просто ФК "Ростов". В последние 10 лет это крепкий середняк российской лиги (максимальное место - 2-е в сезоне 2015/2016), а всего клуб участвовал в 31 сезоне РПЛ из 33. Кроме того, ростовчане выиграли Кубок России в сезоне 2013/2014 - свой самый значимый трофей.
20. Разнообразных муралов действительно много, некоторые отсылают прям к юго-западным испаноязычным штатам Америки:
21. Некоторыми особенностями обладает даже местный автопарк: во-первых, многие машины белые, совсем как на настоящем юге типа Туреччины, во-вторых, китайских тачек тут удивительно мало в сравнении с Петербургом, где они занимают около 2/3 рынка новых авто, а в-третьих, местные, насколько я понимаю, круглый год катаются на «липучке», зимняя шипованная резина тут вовсе не нужна - в этих широтах снег выпадает, но не ложится постоянным покровом.
22. Вопреки мему про «порт пяти морей» (благодаря построенному ГУЛАГовскими заключёнными Волго-Донскому каналу отсюда можно добраться коротким путём в Каспий) от собственно моря Ростов удалён прилично (35 километров по прямой), и с города его не увидать. Но по крайней мере, отсюда относительно близко до черноморских курортов.
23. Встречал я в городе и казаков в папахах и брюках с красными лампасами, они выполняют роль дружинников для поддержания общественного порядка. Но преемственность, к сожалению, нарушена: большевики за 74 года своей диктатуры уничтожили казачество как класс (см. «расказачивание»), ныне существует несколько организаций, претендующих звание «настоящих казаков».
24. «Исходными» казаками были запорожцы, позднее расселившиеся по разным углам России; казачьи войска появились на Кубани, на Тереке, в Семиречье (Южный Казахстан), в Забайкалье, в Оренбуржье.
25. Очень порадовала цена за парковку (всего 30 ₽/час), а завёрнутый в плёнку паркомат позабавил:
26. Вообще надо сказать, что происходящее не особо заметно здесь за исключением большого количества военных на вокзале и небольшого количества - в городе, так что у нас получилось отдохнуть спокойно:
27. Нельзя вот так просто приехать на Дон и не отведать раков, тем более я их никогда не пробовал. Честно говоря, совсем не понял это блюдо: мяса очень мало при высокой цене. Но, как мне объяснили, весь смак именно в процессе.
/алкоголь вредит вашему здоровью/
28. В целом ресторан в морском стиле довольно неплох:
29. В Ростове присутствует большое разнообразие кофеен, так что я чувствовал себя тут как дома:)
30. Также широко представлена грузинская кухня:
31. Зашёл попробовать бургеры в Frank by Basta - по кайфу!
32. Так вышло, что с «южной столицей» связаны целых два лауреата Нобелевской премии по литературе.
Александр Солженицын (1918-2008) сам с Кисловодска, но в Ростов переехал с матерью в 1924-м из-за потери отца на Первой Мировой. Семья жила бедно, но Солженицыну удалось окончить школу и физмат универа с отличием, а затем началась страшная Вторая Мировая… Службу Александр нёс исправно, дослужившись до капитана, однако со временем начал осознавать, что за фрукт был Джугашвили. 3 февраля 1945-го (всего за три месяца до победы!) его арестовали и отправили в лагерь ГУЛАГ, где он провёл долгих 8 лет. Как человек с образованием Солженицын некоторое время работал в «шарашке» (как например, уроженец Житомира Сергей Королёв, главный конструктор советских ракет - такая вот «добрая советская власть»), некоторое - в особом лагере в казахском Экибастузе. После смерти кремлёвского грузина были реабилитация (1957), первые публикации, травля из-за «Архипелага ГУЛАГ», Нобелевская премия (1970) «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы», выдворение из страны (1974) и возвращение (1994).
Михаил Шолохов (1905-1984) прошёл другой путь, но и его писательский гений был отмечен Нобелевским комитетом в 1964 году с формулировкой «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Памятник ему на набережной Дона:
33. Литературу вообще тут уважают:
34.
35. Уже в марте здесь появляются одуванчики:
36. Летом в Ростове очень жарко (средняя температура июля - +24 С), так что деревья очень нужны:
37. Мне встретилось сразу три типа нумерации домов:
38. Центр окружают советские соцгорода каких-то заводов:
39. Также мы посетили отличный аквапарк H2O, гораздо лучше петербургского Питерлэнда:
40. Отдельная история - такие колоритные южные дворы:
41.
42.
43. К слову о заботе о деревьях:
44. В одном из двух художественных музеев встретился отличный призыв:)
В следующей части прогуляемся по главной улице Ростова - Большой Садовой.
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание!