Найти в Дзене
zoom-spb

Ростов-на-Дону. Часть 1: история и колорит

"Ростов - папа, Одесса - мама" - известная присказка про город-миллионник на Дону. И действительно эти два города поразительно похожи своей атмосферой, так что гуляя здесь несколько дней, я мысленно представлял себе недоступную Одессу... Но Ростов и сам по себе прекрасен! Я, как житель северного и холодного Петербурга, заметил тут множество колоритных деталей, о них и пойдёт речь в первой части рассказа о "южной столице"; всего же статей об этом городе будет семь. Другие статьи о Ростове-на-Дону: Часть 1: история и колорит Часть 2: Большая Садовая Часть 3: Пушкинская Часть 4: Змиёвская балка Часть 5: Нахичевань Часть 6: Юг центра Часть 7: Север центра 1. До Ростова ходит несколько прямых поездов с Петербурга, но все они очень долгие кроме одного, №007А компании “Grand Train”. Я, очевидно, отправился именно на нём, доехав до пункта назначения всего за 24 часа. По пути два раза сменилось время года: в Петербурге и области к концу марта растаял весь снег, в Черноземье, наоборот, был серьё

"Ростов - папа, Одесса - мама" - известная присказка про город-миллионник на Дону. И действительно эти два города поразительно похожи своей атмосферой, так что гуляя здесь несколько дней, я мысленно представлял себе недоступную Одессу...

Но Ростов и сам по себе прекрасен! Я, как житель северного и холодного Петербурга, заметил тут множество колоритных деталей, о них и пойдёт речь в первой части рассказа о "южной столице"; всего же статей об этом городе будет семь.

Другие статьи о Ростове-на-Дону:

Часть 1: история и колорит

Часть 2: Большая Садовая

Часть 3: Пушкинская

Часть 4: Змиёвская балка

Часть 5: Нахичевань

Часть 6: Юг центра

Часть 7: Север центра

Герб Ростова-на-Дону (с Википедии)
Герб Ростова-на-Дону (с Википедии)

1. До Ростова ходит несколько прямых поездов с Петербурга, но все они очень долгие кроме одного, №007А компании “Grand Train”. Я, очевидно, отправился именно на нём, доехав до пункта назначения всего за 24 часа.

По пути два раза сменилось время года: в Петербурге и области к концу марта растаял весь снег, в Черноземье, наоборот, был серьёзный снежный покров, а к югу от Россоши начинаются уже вполне весенние степи.

2. Поезд делает по пути всего лишь 10 коротких остановок, одна из них - Грязи Воронежские, узловая станция близ Липецка:

-3

3. До 1928 года нынешний Пролетарский район города был отдельным городом Нахичеванью-на-Дону (о ней будет отдельная статья) с преимущественно армянским населением, и именно там первоначально хотели обустроить железнодорожную станцию. Однако местные жители воспротивились этому, боясь наплыва иногородних, так что вокзал был построен в 1876 году в овраге небольшой рички Темерник чуть западнее исторического центра Ростова.

То, чего боялись нахичеванские армяне, всё равно произошло позднее: сначала центр экономической активности сместился из Нахичевани ближе к вокзалу, что спровоцировало постепенную миграцию жителей. А при большевиках после объединения городов доля армян неуклонно снижалась, достигнув к 2020 году ничтожных 2,6%.

Старое здание вокзала не сохранилось, вместо него в 1970-е возвели унылую бетонную коробку, в 2000-е реконструированную в духе "хай-тек". Подобный путь проделали вокзалы, например, Нижнего Новгорода или Самары.

Ростов проходят все поезда с Европейской части России к черноморским курортам, так что трафик тут солидный:

-4

4. Почти сразу же по прибытию мне встретился трамвай, конкретно эта модель - распространённый 71-619 Усть-Катавского завода.

Трамвайная система открылась тут в 1902 году (на 5 лет раньше Петербурга), и в лучшие времена количество маршрутов доходило до 15:

-5

5. В настоящее время их работает всего лишь 5, но связывают они и Зажелезнодорожье, и Центр, и Нахичевань, и Сельмаш.

Самый старый представитель местного парка - симпатичная Tatra T6B5:

-6

6. Присутствует в Ростове-на-Дону и троллейбус (1936), один из первых в бывшем СССР, но больше всего мегаполису с населением 1,2 миллиона человек не хватает метрополитена... Строго говоря, не представляю, как в таком большом городе можно нормально передвигаться без подземки.

Причём планы и даже проектирование метро имели место в конце 1980-х, но Союз благополучно приказал долго жить, а нынешние власти предпочитают тратить деньги на другое. Хорошо, что тут хотя бы курсирует городская электричка (которой в Петербурге до сих пор нет).

Я же передвигался на такси, и должен сказать, что пробки здесь неслабые:

-7

7. Неприятный сюрприз получился с размещением.

Ещё задолго до трипа я забронировал квартиру на Островке, и мы с хозяйкой договорились списаться в WhatsApp, когда я буду подъезжать к городу. По приезде она проигнорировала мои звонки и сообщения, так что пришлось срочно шукать ночлег на месте. Но вот воистину «нет худа без добра»: бронь была без предоплаты, поэтому я спокойно заселился в приятнейший готель в отличном расположении примерно за ту же цену. Конечно, такое везение обусловлено низким сезоном, тем не менее, мне довелось пожить буквально во дворе пешеходной Пушкинской улицы:

-8

8. Необычный декор брандмауэра:

-9

9. Вечерняя и ночная жизнь вполне существует тут уже в марте - в самый тёплый день моего пребывания в Ростове было +16:

-10

10. Антон Чехов хоть и ассоциируется с соседним Таганрогом (там он родился и окончил гимназию), но и здесь ему поставили памятник:

-11

11. Также Ростов очень богат на стрит-арт. Показывая самые интересные его образцы, расскажу об истории города.

Многие города Причерноморья стоят на месте древних эллинистических или генуэзских колоний (Севастополь/Херсонес, Анапа/Горгиппия, Пантикапей/Керчь etc). Близ будущего Ростова тоже было подобное поселение - Танаис, располагавшийся ближе к устью Дона на месте нынешнего посёлка Недвиговка, но всё-таки о преемственности говорить не приходится.

Эта местность была в орбите Эллинистического мира, при этом являясь его крайней северо-восточной точкой, глухой далёкой провинцией и местом торговли с разными азиатскими племенами. Во времена Боспорского царства (греческого государства, существовавшего в V веке до н.э - VI веке н.э. в Причерноморье) окрестные земли населяли меоты (как я понимаю, их ближайшие современные родственники - адыги), позднее их сменяли тюркские кочевники, хазары и половцы. В общем, до XVIII столетия это была почти безлюдная степь, Дикое Поле от Днепра до Волги. В XVI столетии здесь стали селиться запорожцы с Днепра и просто беглые от государства люди, так появилось Донское казачье войско.

-12

12. Со временем российское государство начало осваивать Дикое Поле, до поры до времени вообще не подчинённое какой-либо юрисдикции, и в 1749 году по указу Елизаветы I при впадении Темерника в Дон была основана таможня и небольшой порт «для сбору тарифов и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров <…> где и донские казаки могут вести свою торговлю с приезжими греками, турками и армянами». Для защиты новоустроенного кордона от Османской империи и набегов кочевников была заложена фортеция Святого Дмитрия Ростовского (имелся в виду Ростов на Ярославщине). Посвящение не случайно, если знать историю этого человека: Данила Туптало (1651-1709, его мирское имя) был сыном запорожского сотника с Макарова (ныне это в Киевщине, Украина). Он выучился в знаменитой Киево-Могилянской академии и служил Ростовским митрополитом. За богоугодные дела в 1757 году его причислили к лику святых - это был первый канонизированный человек в синодальный период (то есть после 1700 года). Название, кажется, было дано по принципу "своего" для местных жителей.

-13

13. Обширную крепость возвели в 1761-1763 годах, однако спустя всего лишь десятилетие она потеряла военное значение, так как в ходе очередной русско-турецкой войны (1768-1774) к Российской империи был присоединён Крым и Северное Причерноморье. Уже к началу XIX века все её постройки были снесены, валы срыты, и в настоящее время об этих сооружениях не напоминает вообще ничего.

-14

14. Пётр I имел отнюдь не европейские взгляды на местное самоуправление: при нём страна была разделена на губернии и подчинялась исключительно ему. Донским казакам это не понравилось, и они подняли обширное восстание под предводительством Кондратия Булавина. Бунт был жестоко подавлен, и местные казаки были насильно лишены всех прав (а также до 1/3 своей численности). Однако, область Войска Донского в 1786 году была вновь выделена в отдельную территориальную единицу со столицей в Новочеркасске (с 1805-го). В неё был включён и Ростов с недавно основанной Нахичеванью (1779).

Несмотря на уездный статус, в XIX веке начался бурный рост Ростова как торгового порта, кратно ускорившийся к концу столетия после превращения города в главный южный железнодорожный узел. Тут сошлись частная Владикавказская железная дорога (1875) с ответвлениями к Новороссийску, Екатеринодару, Ставрополю и Махачкале (Петровску); Курско-Ростовская через густонаселённый Донбасс и Таганрог (1869) и основной ход на Москву через Воронеж (1870-е). Красноречивой иллюстрацией является численность жителей: в 1856-м их было 12 тысяч, в 1863-м - уже 29 тысяч, в 1897-м - 119 тысяч, а в 1914-м - 172 тысячи. Крупнее перед Первой мировой войной на нынешней территории России были только Петербург (2,12 млн), Москва (1,77 млн), Саратов (236 тыс) и Казань (194 тыс).

От торговли и грузоперевозок не отставало сельское хозяйство, чрезвычайно развитое на здешних чернозёмах, и промышленность, например, "Красный Аксай", судоверфь и "Донской табак".

/курение вредит вашему здоровью/

-15

15. Ещё с 1811 года город застраивался по регулярному генплану, так что в центре и Нахичевани сохранился характерный рисунок прямоугольных кварталов, причём параллельно Дону проходят улицы, а перпендикулярно реке - переулки и проспекты.

-16

16. Ещё Александр I высочайше даровал оккупированной Польше конституцию (1815) и Варшавский университет (1817). Спустя сотню лет в Первую мировую немцы стремительно наступали на польскую столицу, и русские власти решили эвакуировать вуз подальше от фронта. Таким образом в 1915 году в Ростове появился университет, подобным достижением общественной жизни до "революции" могли похвастаться только Москва (1755), Петербург (1819), Казань (1804), Пермь (1916), Томск (1878) и Саратов (1909).

Раскрашивают здесь даже обыкновенные трансформаторные будки:

17. Важнейший местный исторический сюжет - Гражданская война на Дону и роль казачества в ней.

Если в центре страны большевики победили довольно быстро, то в Сибири и на Юге Белое движение оказало им значительное сопротивление, причём Войско Донское поддержало белых, за что советы впоследствии обрушили на этот класс общества уничтожающие репрессии. В окрестных степях 2,5 года шла ожесточённая борьба, и в итоге в январе 1920-го 1-я конная армия под командованием Семёна Будённого вошла в город.

-18

18. Аналогом нынешнего "города федерального значения" до 1917 года были так званые "градоначальства", они подчинялись напрямую правительству страны и имели такой же статус, как и губернии. Высокий статус Ростова был отмечен в 1904 году (негоже такому крупному городу ходить в «уездниках»), кроме него к моменту распада империи градоначальств было ещё 8: Баку, Керчь, Москва, Николаев, Одесса, Петербург, Севастополь и Ялта.

-19

19. Большевики продолжили индустриализацию города, и самым широко известным в стране местным предприятием стал максимально актуальный на Юге производитель сельскохозяйственной техники "Ростсельмаш", основанный в 1929 году.

На базе завода в 1930-м была организована футбольная команда, в обозримом прошлом называвшаяся точно так же, в настоящее время же просто ФК "Ростов". В последние 10 лет это крепкий середняк российской лиги (максимальное место - 2-е в сезоне 2015/2016), а всего клуб участвовал в 31 сезоне РПЛ из 33. Кроме того, ростовчане выиграли Кубок России в сезоне 2013/2014 - свой самый значимый трофей.

20. Разнообразных муралов действительно много, некоторые отсылают прям к юго-западным испаноязычным штатам Америки:

«Больше любви, пожалуйста»
«Больше любви, пожалуйста»

21. Некоторыми особенностями обладает даже местный автопарк: во-первых, многие машины белые, совсем как на настоящем юге типа Туреччины, во-вторых, китайских тачек тут удивительно мало в сравнении с Петербургом, где они занимают около 2/3 рынка новых авто, а в-третьих, местные, насколько я понимаю, круглый год катаются на «липучке», зимняя шипованная резина тут вовсе не нужна - в этих широтах снег выпадает, но не ложится постоянным покровом.

-22

22. Вопреки мему про «порт пяти морей» (благодаря построенному ГУЛАГовскими заключёнными Волго-Донскому каналу отсюда можно добраться коротким путём в Каспий) от собственно моря Ростов удалён прилично (35 километров по прямой), и с города его не увидать. Но по крайней мере, отсюда относительно близко до черноморских курортов.

-23

23. Встречал я в городе и казаков в папахах и брюках с красными лампасами, они выполняют роль дружинников для поддержания общественного порядка. Но преемственность, к сожалению, нарушена: большевики за 74 года своей диктатуры уничтожили казачество как класс (см. «расказачивание»), ныне существует несколько организаций, претендующих звание «настоящих казаков».

-24

24. «Исходными» казаками были запорожцы, позднее расселившиеся по разным углам России; казачьи войска появились на Кубани, на Тереке, в Семиречье (Южный Казахстан), в Забайкалье, в Оренбуржье.

-25

25. Очень порадовала цена за парковку (всего 30 ₽/час), а завёрнутый в плёнку паркомат позабавил:

-26

26. Вообще надо сказать, что происходящее не особо заметно здесь за исключением большого количества военных на вокзале и небольшого количества - в городе, так что у нас получилось отдохнуть спокойно:

-27

27. Нельзя вот так просто приехать на Дон и не отведать раков, тем более я их никогда не пробовал. Честно говоря, совсем не понял это блюдо: мяса очень мало при высокой цене. Но, как мне объяснили, весь смак именно в процессе.

/алкоголь вредит вашему здоровью/

-28

28. В целом ресторан в морском стиле довольно неплох:

29. В Ростове присутствует большое разнообразие кофеен, так что я чувствовал себя тут как дома:)

-30

30. Также широко представлена грузинская кухня:

-31

31. Зашёл попробовать бургеры в Frank by Basta - по кайфу!

-32

32. Так вышло, что с «южной столицей» связаны целых два лауреата Нобелевской премии по литературе.

Александр Солженицын (1918-2008) сам с Кисловодска, но в Ростов переехал с матерью в 1924-м из-за потери отца на Первой Мировой. Семья жила бедно, но Солженицыну удалось окончить школу и физмат универа с отличием, а затем началась страшная Вторая Мировая… Службу Александр нёс исправно, дослужившись до капитана, однако со временем начал осознавать, что за фрукт был Джугашвили. 3 февраля 1945-го (всего за три месяца до победы!) его арестовали и отправили в лагерь ГУЛАГ, где он провёл долгих 8 лет. Как человек с образованием Солженицын некоторое время работал в «шарашке» (как например, уроженец Житомира Сергей Королёв, главный конструктор советских ракет - такая вот «добрая советская власть»), некоторое - в особом лагере в казахском Экибастузе. После смерти кремлёвского грузина были реабилитация (1957), первые публикации, травля из-за «Архипелага ГУЛАГ», Нобелевская премия (1970) «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы», выдворение из страны (1974) и возвращение (1994).

Михаил Шолохов (1905-1984) прошёл другой путь, но и его писательский гений был отмечен Нобелевским комитетом в 1964 году с формулировкой «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Памятник ему на набережной Дона:

-33

33. Литературу вообще тут уважают:

-34

34.

-35

35. Уже в марте здесь появляются одуванчики:

-36

36. Летом в Ростове очень жарко (средняя температура июля - +24 С), так что деревья очень нужны:

-37

37. Мне встретилось сразу три типа нумерации домов:

38. Центр окружают советские соцгорода каких-то заводов:

-39

39. Также мы посетили отличный аквапарк H2O, гораздо лучше петербургского Питерлэнда:

-40

40. Отдельная история - такие колоритные южные дворы:

-41

41.

-42

42.

-43

43. К слову о заботе о деревьях:

-44

44. В одном из двух художественных музеев встретился отличный призыв:)

-45

В следующей части прогуляемся по главной улице Ростова - Большой Садовой.

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание!