Найти в Дзене
zoom-spb

Ростов-на-Дону. Часть 5: Нахичевань

До 1928 года Пролетарский район Ростова был отдельным городом Нахичеванью(-на-Дону) с преимущественно армянскими жителями. Его и в наши дни можно легко распознать на картах - сегодня осмотрим эту часть обширного исторического центра Южной столицы. Другие статьи о Ростове-на-Дону: Часть 1: история и колорит Часть 2: Большая Садовая Часть 3: Пушкинская Часть 4: Змиёвская балка Часть 5: Нахичевань Часть 6: Юг центра Часть 7: Север центра 1. Нахичевань была основана в 1779 году переселившимися сюда крымскими армянами по указу Екатерины II, мотивация миграции, как и название по старинному городу в Азербайджане мне не ясны. На северной её окраине - стадион "Олимп-2" (1930): 2. Город, как и соседний Ростов, получил регулярный план застройки, в центре прямоугольной сетки которого располагается обширная площа с православным собором (снесённым большевиками), сквером и рынком. Это и сейчас центр района (название "Пролетарский" настолько нелепо, что "Нахичевань" до сих пор в ходу): рынок и парк на

До 1928 года Пролетарский район Ростова был отдельным городом Нахичеванью(-на-Дону) с преимущественно армянскими жителями. Его и в наши дни можно легко распознать на картах - сегодня осмотрим эту часть обширного исторического центра Южной столицы.

Герб Нахичевани (с Википедии)
Герб Нахичевани (с Википедии)

Другие статьи о Ростове-на-Дону:

Часть 1: история и колорит

Часть 2: Большая Садовая

Часть 3: Пушкинская

Часть 4: Змиёвская балка

Часть 5: Нахичевань

Часть 6: Юг центра

Часть 7: Север центра

1. Нахичевань была основана в 1779 году переселившимися сюда крымскими армянами по указу Екатерины II, мотивация миграции, как и название по старинному городу в Азербайджане мне не ясны.

На северной её окраине - стадион "Олимп-2" (1930):

-2

2. Город, как и соседний Ростов, получил регулярный план застройки, в центре прямоугольной сетки которого располагается обширная площа с православным собором (снесённым большевиками), сквером и рынком. Это и сейчас центр района (название "Пролетарский" настолько нелепо, что "Нахичевань" до сих пор в ходу): рынок и парк на месте, позднее к ним добавились дом культуры, консульство Армении и новая армянская церква.

По сторонам площади Свободы много старосветской застройки, например, особняк Гайрабетовых (1880), в котором размещается музей русско-армянской дружбы. А скромное двухэтажное здание справа - ни что иное как городской магистрат:

-3

3. В первой половине XIX века Нахичевань была даже побогаче Ростова, но с развитием порта и железных дорог последний развился в настоящий мегаполис, Нахичевань же со временем превратилась в тихое купеческое предместье. Формальная граница между городами проходила по нынешнему Театральному проспекту (я показал это место в статье о Большой Садовой улице), однако по факту они слились в единое целое, и большевики в 1928 году лишь закрепили это официально. Досадно лишь то, что новый район назвали Пролетарским, а не Нахичеванским, кроме того, советы варварски снесли почти все местные армянские храмы.

Особняк Поповых (1890-1891, Николай Дурбахян):

-4

4. Армянское присутствие в Ростове-на-Дону уменьшалось в течение всего XX столетия.

До 1917 года в Нахичевани проживало порядка 50 тысяч жителей, около 60% из них были армянами. После объединения городов их доля в общем количестве заметно уменьшилась и составила около 15%. В советский период армяне, видимо, уезжали отсюда на родину или за границу (см. Спюрк, который крупнее самой Армении в 5 раз) - в настоящее время их доля в населении города всего лишь 2,5%, хотя они довольно заметны на здешних улицах.

Нахичеванский городской театр (1894-1899, Николай Дурбахян), неожиданно монументальный для среднего дореволюционного города. Сейчас тут находится Ростовский академический молодёжный театр (РАМТ), тут начинал известный кино- и театральный режиссёр Кирилл Серебренников. Признаться честно, я его творчество не понимаю, слишком уж оно для меня авангардно.

-5

5. Николай Дурбахян (1858-1924) - армянин из Нахичевани, отучившийся в петербургской Академии художеств. Четверть века он занимал должность городского архитектора Нахичевани и спроектировал богато зданий как здесь, так и в соседнем Ростове, убрав из фамилии суффикс "-ян" - стандартный приём "европеизации" фамилии в Российской империи.

Детали отличного здания:

6. Армяне - тоже христиане по вероисповеданию, но у них своя церковь, отличная как от православия, так и от католицизма, которую возглавляет Католикос всех армян. Что интересно, в его подчинении находятся два патриарха: Иерусалимский Армянской апостольской церкви и Константинопольский ААЦ - не путаем с отдельными Иерусалимским и Константинопольским (Вселенским) предстоятелями соответствующих церквей. Кроме того, часть армян (около 5%) исповедует католическую веру.

Современная армянская церковная архитектура выдержана в узнаваемом стиле - с облицовкой розовым туфом. Именно так и выглядит церква Сурб Арутюн/Святого Воскресения (2005-2011) в центре Нахичевани - в наиболее подходящей для неё локации:

-7

7. Ранее на этом месте стоял кафедральный собор Сурб Григор Лусаворич/Святого Григория Просветителя (1783-1807), уничтоженный во времена большевистской диктатуры, о чём сообщает хачкар:

-8

8. Вдохновителем создания Нахичевани считается Иосиф Аргутинский-Долгорукий, или Овсеп Аргутян (1743-1801), армянский католикос, сторонник переселения армян в христианскую, а значит близкую по духу Россию:

-9

9. …У армянской нации очень сложный исторический путь - неспроста у них такая значительная зарубежная община (Спюрк).

С IV века до н. э. по V век н. э. существовала Великая Армения, первое христианское государство в истории, простиравшееся от Каспийского моря до Малой Азии. Несмотря на то, что страна то распадалась на мелкие княжества, то страдала от нашествий других племён, то оккупировалась соседями, армяне широко расселились в регионе, составляя к рубежу XIX-XX веков порядка 15% населения всей Османской империи и около 50% в её восточных областях. Восточная часть Армении к этому моменту находилась в составе Российской империи как Эриванская губерния.

Армяне в Османской империи использовали в быту преимущественно турецкий язык, но сохраняли свою веру. Порта относилась к ним как к людям "второго сорта" и значительно поражала в правах, периодически случались погромы - в общем, их положение было похоже на положение евреев в России.

В 1913 году в Османской империи произошёл государственный переворот, в результате которого к власти пришли так званые "три паши" (Талаат-паша, Энвер-паша, Джемаль-паша). Эти трое военных преступников конкретно наломали дров: вступили в Первую мировую войну на стороне Германии с объявлением мобилизации, потерпели в ней поражение, разрушили экономику страны и устроили страшный геноцид христианских меньшинств - армян, греков и ассирийцев. Количество именно армянских жертв оценивается в 1,5 миллиона, архитектурное наследие и топонимы были уничтожены. Это ужасная трагедия для такого относительно небольшого народа, горе от которой не выразить словами.

Все три "паши" вскоре после Великого злодеяния (как сами армяне называют геноцид 1915 года) получили заслуженное возмездие: Талаат и Джемаль погибли от рук армянских агентов в ходе операции "Немезис" (по имени греческой богини возмездия Немезиды), а Энвер подался в басмачи и сгинул в боях с большевиками в Средней Азии в 1922-м.

Логично, что в центре Нахичевани стоит пронзительный памятник несчастным людям:

10. В общем, количество бедствий, свалившихся на этот народ в течение его истории, вызывает искреннее сочувствие: армяне пережили геноцид (1915), потерю половины исторической территории проживания с природными символами (озеро Ван, гора Арарат) и древними столицами (например, Ани, Ван), вытеснение из оригинальной Нахичевани и Нагорного Карабаха, катастрофическое землетрясение в Спитаке (1988), откровенный кидок от как бэ товарища по ОДКБ РФ в 2020-е...

Хотя бы в Нахичевани-на-Дону всё спокойно: на площе стоит армянский храм, а также памятник греко-римскому борцу Вартересу Самургашеву, олимпийскому чемпиону Сиднея (2000). Мне же запал в память другой армянский спортсмен - Шаварш Карапетян.

Шаварш Владимирович был многократным рекордсменом мира по подводному плаванию. Утром 16 сентября 1976 года он совершал пробежку - и тут проехавший мимо троллейбус внезапно упал в воду Ереванского водохранилища. Карапетян принялся спасать людей из затонувшей машины: ему удалось вытащить с мутной воды с глубины 10 метров 46 человек из 92 (!!!), 20 из них смогли выжить после оказания медицинской помощи в больнице. Сам герой получил воспаление лёгких и многочисленные раны от разбитых стёкол - и тоже долго находился на госпитализации. Безмерное уважение!

-11

11. Парк здесь довольно уютен:

-12

12. Памятник павшим во Вторую мировую, которая коснулась всех народов бывшего СССР:

-13

13. Главной улицей Нахичевани можно считать Соборную (официальное название - Советская), по факту она является продолжением Большой Садовой:

-14

14. Интересная особенность местной топонимики - номерные улицы-линии как на Васильевском острове в Петербурге, всего их 49:

-15

15. В плане архитектуры Нахичевань, конечно, попроще Ростова, она больше смахивает на крупный уездник Средней полосы. Впрочем, очень достойные здания есть и тут, сосредоточены они, в основном, вокруг площи и Соборной улицы и окружены южным по духу бескрайним частным сектором с вкраплениями многоэтажек:

-16

16. Особняк Хазизьяна:

-17

17. Красивый дом Дабаховой пребывает в отличном состоянии:

-18

18. Дом депутата городской думы Бахчисарайцева, чья фамилия явно намекает на переселение сюда из Крыма:

-19

19. Рядом - тоже хороший особнячок:

-20

20. Несколько кадров, дающих представление о среде Нахичевани:

-21

21.

-22

22.

-23

23. Справа в кадре - особняк почётного гражданина Хатранова (1890-е, архитектор Арсен Тер-Акопян):

-24

24. Дом Красильниковой тоже увенчан стильной башенкой:

-25

25. А это не просто модерновый дом с лавками, как кажется на первый взгляд, а ни много ни мало Южнорусское автомобильное общество. До "революции" автомобильная эра только начиналась, так что машина была абсолютной роскошью и редкостью:

-26

26. Окончание Нахичевани отмечает высотка Донского пароходства - я уже говорил, что в Ростове неожиданно много интересной архитектуры её самого неинтересного периода:

-27

27. Детский парк имени Черевичкина примыкает к великолепному дореволюционному зданию Ростов-Владикавказской железной дороги, которое я показывал в статье о Большой Садовой улице. За этой фамилией стоит пронзительная история с Второй мировой войны.

Витя Черевичкин - ростовский подросток, оставшийся в городе с семьёй во время первой фашистской оккупации (20-28 ноября 1941-го). Он занимался разведением голубей (популярной тогда забавой), и когда вражеская администрация почему-то запретила это, укрыл птицек дома. Через несколько дней тайна открылась, и фашисты Витю не пожалели...

-28

28. Армянское влияние, конечно же, распространялось и за пределы Нахичевани - их в отличие от евреев империя не принудила жить в "черте оседлости". Так что перенесёмся на северную окраину Ростова в бывшее предместье Мясникован к церкве Сурб Хач.

Фактически Сурб Хач ("Святой Крест") - старейшее здание Южной столицы. Храм строился в 1786-1792 годах для недавно прибывших с Крыма армянских поселенцев, автором проекта в захолустном тогда городе выступил петербургский архитектор Иван Старов (Таврический дворец и Князь-Владимирский собор в Петербурге). То есть это подлинный шедевр армянской архитектуры.

-29

29. Изначально это был целый монастырь с типографией, архиерейским домом, колокольней и школой, своеобразный филиал одноимённого средневекового монастыря в Крыму, но при большевиках все его постройки были утрачены. Вполне мог быть уничтожен и главный храм - советы разместили тут зернохранилище - однако уже в начале 1970-х чиновники опомнились, и тут была проведена реставрация для размещения музея русско-армянской дружбы (дружбу, видимо, демонстрировали советские партийные деятели, закрывшие армянскую церкву).

-30

30. Да и вообще Сурб Хач как влитой смотрелся бы в Петербурге - напрашивается сходство с Казанским собором. Также великолепны ворота:

-31

31. Интерьер храма прост, но гораздо важнее его главная реликвия - Анийский хачкар VI века (именно он и есть Святой Крест, давший название церкве) из древней армянской столицы Ани, его видно в кадре слева.

У Армении вообще за всю историю было целых 12 (!!!) столиц, что ещё раз демонстрирует сложность их истории. Ереван, собственно, 12-й (с 1918 года), а вот предыдущие 11:

  • Ван (ныне в Туреччине), IX-VI века до н.э.;
  • Армавир (не тот, что на Кубани), IV-III века до н.э.;
  • Ервандашат, III век до н.э.;
  • Арташат (античная Артаксата), 69 до н.э. - 168 н.э.;
  • Тигранакерт (ныне турецкий Диярбакыр), 77-69 до н.э.;
  • Эчмиадзин, 168-335;
  • Двин, 335-428;
  • Багаран, 885-890;
  • Ширавакан, 890-928;
  • Карс (ныне в Туреччине), 928-961;
  • Ани (ныне в Туреччине), 961-1045.
-32

32. Вокруг похоронено несколько деятелей армянской культуры, например, поэт Арутюн Аламдарян (1795-1834):

33. От Сурб Хач открывается вид на Северное водохранилище на ричке Темерник с морем малоэтажной застройки за ним:

-34

34. На прилегающей территории разбит сад:

35. Вокруг выросли микрорайоны с обыкновенными панельками:

-36

36. В «нулевые» и «десятые» советские окраины городов-миллионников обзавелись церквами. Чаще всего они не отличаются красотой (белые стены с золотыми куполами), а вот эта (2004-2007) неожиданно неплоха:

-37

37. Необходимый атрибут спального района - торговый центр:

-38

38. Всё это - Северный жилой массив, где живут около 150 тысяч ростовчан.

Вдоль проспекта Космонавтов стоят брежневские многоэтажки-свечки:

-39

В следующих двух статьях (6-й и 7-й про Ростов) осмотрим оставшиеся куски исторического центра.

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание!