Когда зимой 2025 года генералы ВСУ планировали операцию по захвату летом Запорожской АЭС, они рассчитывали использовать при этом все новейшие технологические разработки, а также усовершенствованную тактику наступления, которое должно быть неожиданным, быстрым, гибким, и в то же время неудержимым. Русские будут ожидать, что будет десант к АЭС через Днепр, поэтому с той стороны поставлены непроходимые минные поля и оборонительные линии. А с юга и востока защита слабая.
Нужно пройти от города Запорожье вдоль Каховского водохранилища и ударом с тыла окружить АЭС, захватить город, а десант через реку обеспечить после этого. Для контрнаступа решено использовать тактику продвижения малых мобильных групп. Линия фронта не сплошная, а состоит из разбросанных опорников, поэтому малые мобильные группы просачиваются сквозь оборону противника как вода сквозь песок, там, где их не ожидают, и действуют в его ближнем тылу. Используется ночь, дым, плохая погода (дождь, туман, снег). При этом создается преимущество в РЭБ, в дронах, особенно волоконных и самонаводящихся, а также в артиллерии и боеприпасах. Штурмовики движутся на ББМ, малых машинах, мотоциклах, квадроциклах.
Традиционная бронетехника наступает вторым эшелоном. Малые наземные транспортные и боевые дроны активно поддерживают наступление.
Наступление осуществляется дневными и ночными отрядами, не останавливаясь, и днем, и ночью.
Все это, при хорошей организации должно обеспечить быстрое продвижение.
Конечно, в реальности время поджимало и не успели как следует собрать и обучить ударные войска, было в ходе контрнаступа и много ошибок, тем не менее украинский ударный кулак прошил русскую оборону, ВСУ пробились почти к Энергодару.
Но потери оказались гораздо большими, чем ожидалось, времени потратили больше, да и усталость войск накопилась до предела.
Дроны и спутники показывали, что русские успели создать перед Энергодаром эшелонированную оборону. Линии траншей, проволочные заграждения, рвы, минные поля - все это нужно было преодолеть. Поэтому украинские ударные части вынуждены были остановиться на несколько дней, чтобы подготовиться к штурму и подтянуть тылы.
В это время российские войска в этих местах быстро наращивали свою мощь. Перебросили недавно образованные мобильные части дроноводов, артиллерию, расширяли использование авиации, направили сюда лучших командиров и отряды опытных бойцов.
Из-за беспрерывных бомбежек украинцы несли потери, поэтому они не стали затягивать подготовку, лишь огородились с юга опорниками и после перегруппировки и небольшого отдыха двинулись вперед. Начались тяжелые бои, особый накал которых наблюдался в районах населенных пунктов Новоднепровка, Нововодяное, Ивановка. Пробиться тут малыми группами было нелегко, так как имелись сплошные фортификации с огневыми точками. Тем не менее, благодаря множеству ударов дронами и точным обстрелам боевикам удавалось продвинуться. День за днем лучшие подразделения прорывались все ближе к Энергодару. Далее нужно было и обходить его юга, но русские нарастили мощь своих ударов. Начались жестокие встречные бои. Ночью боевикам удавалось прорваться и захватить позиции, но днем эти позиции возвращались к противнику. Обстрелы и бомбежки, налеты дронов, следующие с высокой частотой - все это не давало боевикам шансов выжить. Невероятными усилиями во время ночных штурмов украинцы все же захватили поселки Новоднепровка, Благовещенка и Ивановка. После этого начали осуществлять десант с правого берега Днепра. Десант пробивался с потерями только в эти поселки и еще восточнее, так как ближе к Энергодару все попытки высадиться и прорваться к городу кончались плачевно.
Украинское руководство было крайне встревожено новостями с других участков фронта: русские полностью деблокировали Орехов и двигались к г. Запорожье, также они уже охватывали Павлоград, начали штурм Васильевки, атаковали с юга Днепрорудное. Да и у Харькова российская армия наступала, осталось немного до его охвата с трех сторон.
Такое положение складывалось из-за постоянных военных неудач в большинстве районов. Вырвать инициативу украинцам удалось только при наступлении на Энергодар за счет неожиданности удара, перевеса в силах и неплохой организации. Создать перевес в других местах не удавалось, не только из-за недостатка численности войск и вооружений, но и из-за низкого морального духа боевиков, который не получалось поднять. Русские бомбы легко перебивали любые аргументы националов, призывающих погибать за Украину.
Дезертирство и разные способы уклонения от фронта в начале лета снова быстро нарастали, а реальная численность войск на фронте падала из-за ежедневных потерь. У русских тоже было немало проблем с набором и подготовкой войск, но весной 2025 года были подняты премии и льготы штурмовикам (например, героям выдавались участки в хороших местах, освобожденные на 10 лет от налогов, либо дома с участками), укреплены гарантии бесплатных лечения, отдыха, проезда (и т.д.), усилено прославление героев и т.д. , и поэтому удавалось сохранять численность штурмовиков. В сочетании с улучшением их оснащения снаряжением, транспортом и вооружением, а также при постоянном росте мощи артиллерийских, бомбовых и дроновых ударов, все это позволяло удерживать инициативу. В не меньшей степени улучшалось положение из-за роста опыта и уверенности командования.
В этих условиях украинское командование форсировало штурм окраин Энергодара. Переправа всех наличных войск и вооружений с правого берега Днепра должна была подпитать силы атакующих, сюда же перебрасывали и почти все резервы.
Но и русское командование направляло сюда все резервы. В результате жесточайших боев боевикам полка "Азов" удалось зайти в Новоукраинку, вернее ее развалины. Но удержаться там было трудно, ибо тяжелые бомбы, снаряды и дроны не давали никаких шансов.
Множество азовцев там и погибло, в итоге в поселке сформировалась серая зона. Другие азовцы вместе с морпехами пытались закрепиться в руинах окраин города, но не смогли, почти никто не вернулся. Каждые сутки в сражении стороны теряли по много сотен бойцов и десятки единиц техники, но напряжение не снижалось, а движение измерялось лишь метрами.
Почти три недели длилось сражение, но ворваться в Энергодар украинцам так и не удалось. В ярости они обстреливали не только город, но и станцию, но, слава Богу, серьезных повреждений и утечки радиации не было отмечено.
В это время русским удалось захватить Васильевку и ворваться в Днепрорудное.
Г. Запорожье уже был практически блокирован, а Павлоград - почти окружен. Армия Украины отступала почти везде и остановить этот ускоряющийся процесс было почти невозможно.
Ухудшение снабжения ввиду частичного захвата русскими Днепрорудного остановило наступление украинцев на Энергодар. Далее нужно было думать, как спасти наиболее опытные войска, оказавшиеся на левом берегу водохранилища в полуокружении мощных вражеских сил.
Так закончилось украинское наступление на Энергодар.
В технологическом плане наибольшее влияние на все процессы имели, конечно, БПЛА, особенно fpv-дроны, ярко проявили себя и небольшие наземные боевые дроны, хотя их было еще слишком мало (сотни). Транспортные наземные дроны уже стали применяться повсеместно. С российской стороны огромное влияние на украинцев имели планирующие бомбы, и не только сбрасываемые с самолетов, но и доставляемые ракетами РСЗО, и даже выстреливаемые артиллерией планирующие снаряды. Уже активно применялись планирующие осколочно-зажигательные бомбы, взрываемые не в земле, а над поверхностью, что резко повышало их поражающие свойства.
В результате неудачи под Энергодаром и отступлений в других местах уже всем стало понятно, что ВСУ не в силах сдержать русскую армию, даже с максимальным подключением наемников. А вводить регулярные армии на украинскую территорию страны НАТО пока так и не решились. Но готовились. И готовили сюрпризы для России.
Продолжение следует.
Уважаемые друзья. Прошу вас написать комментарий, поставить лайк и подписаться.
Рекомендуемые публикации: