Уточняем и конкретизируем потери флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны (теперь уже в период перемирия), вспоминаем особенностей гибели (завершения службы) боевых единиц. К марту 1919 года большинство "погибших" боевых единиц -корабли, которые после подписания перемирия в войне были переданы странам победителям. В данной публикации - это подводные лодки. В основе материала- справочник Шишова А. А.(1996 год). Немецкие потери представлены в хронологическом порядке. Дополняем данные и добавляем подробности, насколько возможно. Надеемся, что читатели помогут добавить в судьбу перечисленных боевых единиц интересные детали, а при необходимости - поправят нас, если мы допустим ошибку.Неуклонно двигаемся к лету 1919 года в Скапа-Флоу, где все кончится окончательно.
1919 год
март
21 - Подводная лодка U-166 передана Франции, где была включена в состав флота под названием "Жан Ролье" (или "Жан Рулье"). Исключена из списков флота 24 июля 1935 года.
Принадлежала к подводным лодкам типа U93. Спущена на воду - 6 сентября 1918 года, введена в строй 21 марта 1919 года. Место постройки - Бремен, "АГ Вулкан". До окончания войны в строй введена не была.
Для справки: водоизмещение: 821/1002 т, размерения: 71,55х6,3х3,88 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х2400 л.с., 2 электродвигателя, 2х1230 л.с; Скорость хода (надводная/подводная): 16,2/8,2 уз., дальность плавания - 8500 (8)/50(5) миль; Глубина погружения- 50 м; Экипаж - 36 человек (в том числе 4 офицера). Вооружение: 6-500-мм ТА, 12-16 торпед, 1х1-105-мм орудие SK L/45.
26 - Подводная лодка UС-74 передана Франции на металлолом
Принадлежала к подводным лодкам типа UСII. Спущена на воду - 19 октября 1916 года, введена в строй 26 ноября 1916 года. Место постройки - Гамбург, "АГ Вулкан".
В годы войны совершила 10 боевых походов, в ходе которых потопила 35 торговых судов (92265 брт), два вспомогательных военных корабля (457 брт), повредила 4 торговых судна (13108 брт).
Для справки: водоизмещение: 410/493 т, размерения: 50,45х5,22х3,65 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х580-600 л.с., 2 электродвигателя, 2х620 л.с; Скорость хода (надводная/подводная): 11,8/7,3 уз., дальность плавания - 8660 -10230 (7)/ 52(4) миль; Глубина погружения- 50 м; Экипаж - 26 человек. Вооружение: 3-500-мм ТА, 7 торпед, 1х1-88-мм орудие SK L/30, 6 шахтных труб, 18 мин.
27 - Подводная лодка UВ-144 передана Великобритании на металлолом. Продана на слом 22 июля 1920 года, а корпус брошен в устье реки Медуэй в 1922 году.
Принадлежала к подводным лодкам типа UBIII. Заложена - 14 января 1918 года, спущена на воду - 5 октября 1918 года, введена в строй 27 марта 1919 года. Место постройки - Бремен, "АГ Везер".
В годы войны не совершала боевых походов. Недостроенная к концу войны, она была сдана союзникам в Гарвиче 27 марта 1919 года, а затем доставлена на верфь Чатема в качестве потенциального объекта для экспериментов и изучения, но так и не была использована. Была продана 22 июля 1920 года за 2000 фунтов стерлингов и отбуксирована в Рочестер (графство Кент). После того, как из нее демонтировали необходимые и важные материалы и оборудование, корпус был сброшен на мелководье в устье Медуэя вместе с корпусами двух других лодок UB-145 и UB-150. Останки всех трех кораблей, частично разрушившихся, в 1939–1945 годах еще можно было найти на берегу, причем один корпус из трех сохранился лучше двух других, но неясно, какой из них какой.
Для справки: водоизмещение: 523/653 т, размерения: 55,85х5,8х3,75 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х1050 л.с., 2 электродвигателя, 2х780 л.с; Скорость хода (надводная/подводная): 13,5/7,5 уз., дальность плавания - 7280 (6)/ 55(4) миль; Глубина погружения- 50 м; Экипаж - 34 человека (в том числе 3 офицера). Вооружение: 5-500-мм ТА, 10 торпед, 1х1-105-мм орудие SK L/45.
27 - Подводная лодка UВ-145 передана Великобритании на металлолом. Продана на слом 22 июля 1920 года, а корпус брошен в устье реки Медуэй в 1922 году.
Принадлежала к подводным лодкам типа UBIII. Заложена - 15 апреля 1918 года, спущена на воду - октябрь 1918 года, введена в строй 27 марта 1919 года. Место постройки - Бремен, "АГ Везер".
В годы войны не совершала боевых походов. Была продана 22 июля 1920 года за 2000 фунтов стерлингов и отбуксирована в Рочестер (графство Кент). После того, как из нее демонтировали необходимые и важные материалы и оборудование, корпус был сброшен на мелководье в устье Медуэя вместе с корпусами двух других лодок UB-144 и UB-150.
27 - Подводная лодка UВ-150 передана Великобритании на металлолом/ Продана на слом 22 июля 1920 года, а корпус брошен в устье реки Медуэй в 1922 году.
Принадлежала к подводным лодкам типа UBIII. Заложена - 20 ноября 1917 года, спущена на воду - 19 октября 1918 года, введена в строй 27 марта 1919 года. Место постройки - Бремен, "АГ Везер".
В годы войны не совершала боевых походов. Была продана 22 июля 1920 года за 2000 фунтов стерлингов и отбуксирована в Рочестер (графство Кент). После того, как из нее демонтировали необходимые и важные материалы и оборудование, корпус был сброшен на мелководье в устье Медуэя вместе с корпусами двух других лодок UB-144 и UB-145.
апрель
3 - Вспомогательный минный заградитель "Вотан" передан Великобритании по репарациям.
Построен в Бельгии в 1908 году как немецкий ST.JOHANN (4177брт), затем в 1912 году - "Освига", в 1915 году - "Вотан". С 1919 года - английский пароход: 1926 год - "BERKDALE", в 1933 году - "EVEROLANDA" (Рига, Латвия).
С 1933 года - в составе торгового флота Латвии под названием "Эвероланда".
В 1940 году включен в состав морского флота СССР, в 1960 году переименован в "Янис Райнис" (в 1945 году?), разобран в 1967 году (по другим данным - списан в августе 1969 года).
Понимаем, что такие краткие и однообразные списки Вам надоели, но других кораблей у Германии на тот момент не было, и мы закончим данный список. К сожалению, других подробностей о судьбе перечисленных кораблей найти не удалось.
Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг.- СПб, 1996,104 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard& Graefe Verlag, Munchen, De,1982.; Die UC-Boote der Kaiserlichen Marine.; H.Bendert; Бендерт, Харальд (2000). Die UB-Boote der Kaiserlichen Marine,1914–1918 гг. Einsätze, Erfolge, Schicksal; Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Подводные лодки и корабли противоминной обороны. Немецкие военные корабли 1815–1945 гг. Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press; Харальд Бендерт: Лодки UC Императорского флота 1914–1918 гг . ES Mittler & Sohn, 2001.; Шеер, Р.Германский флот в мировую войну. 1914-1918/Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу) /Морская коллекция, 1996, № 3. -26 с.; Гибсон,Р.Германская подводная война 1914-1918 гг. /Р.Гибсон, М.Прендергаст.- Мн.:Харвест, 2002. - 464 с.; Грёнер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Подводные лодки и минные суда. Немецкие военные корабли 1815–1945. Том 2. Перевод Томаса, Кейта; Магована, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press; Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Все боевые корабли мира Конвея 1906–1921.- Аннаполис, Мэрилен; Tarrant, VE. Наступление подводных лодок: 1914–1945. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. - 1989.; ресурсы Интернет