15 декабря... Три события, одно из которых было печальным, произошли в нашей истории в этот день.
15 (2) декабря 1917 года был введён первый отличительный знак в Красной Армии. Им стала Красная Звезда.
Изначально "красная звезда" рассматривалась исключительно как нагрудный знак. Так, приказом № 321 от 7 мая 1918 года, она была утверждена как знак, определяющий принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной армии. Однако полгода использования знака привёли к изменению его местоположения. И 15 ноября 1918 года, приказом РВС РСФСР № 773, звезду стали носить на головных уборах вместо бывших царских кокард, при этом ношение "красных звёзд" распространялось и на моряков.
Как геральдический символ, "красная звезда" тоже имела своё толкование. Так, в первые годы существования Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА) под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли: пять концов звезды - пять материков планеты. Красный цвет - цвет пролетарской революции, должен был объединить все пять континентов с единой целью и единым началом. В более поздний период, красная звезда трактовалась и как символ воинов, стоящих на страже мирного труда, защищающих трудящихся от голода, войны, нищеты и рабства.
А 15 декабря 1938 года, при испытании нового истребителя "И-180", погиб Валерий Павлович Чкалов, легендарный советский лётчик–испытатель. Герой Советского Союза, который разработал целый ряд новых фигур высшего пилотажа. В 1936-1937 годах, он совершил беспосадочные перелёты Москва – остров Удд (Дальний Восток) и Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) вместе с Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым.
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 г в селе Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области. Его отец был котельщиком казённых мастерских, а мать он потерял в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, небольшое время работал кочегаром и молотобойцем.
Его биография лётчика началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах, плавающих по Волге, первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолётов.
А в 1921 году Чкалову выдали путёвку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу.
Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20-22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолёта "АНТ-25" Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелёт из Москвы в район острова Сахалин.
За этот полёт, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трём участникам экипажа, (в него входили также лётчики Беляков и Байдуков), присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Второй подвиг, уже в звании героя Советского Союза, Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 года, когда совершил аналогичный перелёт без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Протяжённость этого маршрута составляла 8 504 км, а длительность полёта – 63 часа 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских лётчиков приветствовал и сам президент Соединённых Штатов, Франклин Рузвельт.
За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награждён орденами Красного знамени.
Но вот, 15 декабря 1938 года, совершая испытательный полёт на истребителе "И-180", Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной аварии стала неустранимая поломка мотора, которая и привела самолёт к крушению. Совершая, по своей сути, ещё один подвиг, Валерий Чкалов постарался отвести падение истребителя от жилых построек, в результате чего он врезался в высоковольтную опору. От полученных ран, Чкалов скончался два часа спустя в Боткинской больнице.
Также в этот день, 15 декабря, произошло ещё одно знаменательное событие. Назло американцам, кстати, и их очередной подлянке.
15 декабря 1961 года, впервые в истории воздушного сообщения, был совершён межконтинентальный перелёт советских самолётов "Ан-12" и "Ил-18" из Москвы в Антарктиду и обратно.
После двух советских антарктических экспедиций (1955-1957 гг. и 1958-1960 гг.) стало очевидным, что путь к Южному полюсу через моря и океаны обходится слишком дорого и занимает около двух месяцев. Воздушные перелёты могли сэкономить время и позволить полнее использовать тот короткий летний сезон для трансконтинентальных переходов и доставки личного состава. Так был выбран маршрут протяжённостью 25 793 километра "Москва - Ташкент - Дели - Рангун - Джакарта - Дарвин - Сидней - Крайстчерч - МакМердо (Антарктида)". Последним пунктом посадки стал аэродром советской антарктической станции Мирный.
Всё шло хорошо, но самым драматическим для экипажей стал последний отрезок пути, Крайстчерч - МакМердо (американская база в Антарктиде). Это был маршрут протяжённостью в 6 000 км с запасом горючего на 10 000 км. Казалось, топлива в баках должно хватить с большим запасом. "Точка возврата" планировалась на отметке 4 000 км. Пролетая её, пилоты стали выходить на связь с американцами, но в ответ... тишина. Советские лётчики решили всё же рискнуть и лететь дальше, ведь была ещё возможность попытаться совершить посадку на плато в 300 км от станции Мирный.
И вдруг через два с половиной часа в эфире вдруг появились американцы: "Простите, у нас технические неполадки со связью". "Ну, неполадки так неполадки, - проворчал Слон (так называли за его габариты и молчаливость командира экипажа), - вспоминал Андрей Капица. - А на подходе заложил лихой вираж и с ходу, не осматривая посадочную полосу, приземлился в самом начале ледяной полосы, далеко от того места, где его ждали американцы. Потом подрулил, и хозяева встретили его рёвом восторга. Такой посадки здесь никто никогда не видел. Вечером они устроили в нашу честь приём. Зайдя к радистам, я спросил, какие были технические трудности. - "Да не было никаких неполадок. Просто начальство приказало помолчать, проверяло ваши навигационные приборы и нервы. Всё оказалось в порядке. Плюнь ты на это, ты же русский, давай выпьем". Что мы и сделали…" А зря. Надо было в морду дать и ихнюю эту базу отправить к прямиком к Нечто.
Так что и здесь не обошлось без традиционной американской трусливой подлости... Враг он и есть враг. А мы всё прощаем и пьём...Вот и допились...
Вот такие события произошли в нашей истории в прошлом, в этот день - 15 декабря...