Сегодня особенный день в нашей истории... 20 ноября 1941 года отправился в путь первый конно-санный обоз по льду Ладожского озера... Так начала действовать легендарная ленинградская Дорога Жизни!..
Когда 8 сентября 1941 года, немцы захватили Шлиссельбург и, таким образом, окружили Ленинград, единственной возможной транспортной коммуникацией с сушей стало Ладожское озеро. Да, с тылом также связывали и воздушные пути, но в небе постоянно шли бои. На западном берегу Ладожского озера, в небольшой бухте Осиновец, что в 55 км от Ленинграда, начали сооружать порт.
Отсюда осуществляли перевозки продовольствия Ладожская военная флотилия и Северо-Западное речное пароходство. Так 12 сентября с восточного берега Ладоги пришли две баржи к причалам мыса Осиновец, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки из тыла. Блокадная артерия Ленинграда начала свою работу. В период с 12 сентября по 15 ноября транспортировка грузов осуществлялась по воде, и удалось переправить около 26 тысяч тонн продовольствия. Также водным путём было эвакуировано 33 479 человек. До начала блокады эвакуация осуществлялась посредством железной дороги.
Это было самым настоящим подвигом! Каждый такой рейс по воде. Судоходство было практически невозможным из-за ноябрьских штормов. Вражеская авиация неистово свирепствовала. Она громила любой транспорт, перевозивший как людей, так и грузы. Но благодаря мужеству и мастерству экипажей Ладожского флота, навигация не прекращалась.
С 16 ноября навигация официально закончилась. Поверхность Ладожского озера покрылась льдом. Началась подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладоги. И 20 ноября пошёл в свой путь первый конно-санный обоз... С Вагановского спуска у деревни Коккорево вместе с грузом - 63 тонны муки. На следующее утро обоз прибыл в Осиновец, а на следующий день, 22 ноября, в обратный путь за продовольствием ушла уже колонна из 60 грузовиков ГАЗ-АА (знаменитые "полуторки"). Лёд был ещё очень тонким и потому ещё нельзя было загружать машины до отказа. Сам ГАЗ-АА весил две тонны, поэтому он вёз лишь два-три мешка муки. Но, учитывая что грузовиков отправилось много, то, совершив трудный рейс, им удалось вернуться с 33 тоннами продуктов.
В самом начале декабря лёд окреп, и тогда на ледовую трассу отправились трёхтонные грузовики ЗИС-5. Теперь уже шофёры ездили по толстому льду не так сильно опасаясь провалов. Стояли страшные морозы и бушевали метели... Постоянный огонь вражеской артиллерии, а также удары с воздуха... Но работа Дороги Жизни не прекращалась ни на один день!..
До конца 1941 года по этой трассе было доставлено 16 449 тонн грузов, что позволило впервые за время блокады Ленинграда, несколько увеличить хлебный паёк с 25 декабря.
С января 1942 года работа Дороги Жизни стабилизировалась. Она стала сложнейшим инженерным сооружением. Строители этой трассы изготавливали дорожные знаки, вехи, переносные щиты, мостики, а также строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, пункты питания и технической помощи автомобилям, мастерские, телефонные и телеграфные станции. Плюс приспосабливали разнообразные средства маскировки.
Сама Дорога Жизни состояла из двух кольцевых трасс, с двумя отдельными направлениями у каждой.Протяжённость первой трассы, по которой эвакуировали ленинградцев, была 87 км. Протяжённость второй трассы, по которой перевозили грузы, была более длинной - 111 км. Главное было как можно скорее вывезти и спасти людей.
Дорога Жизни работала до последней возможности. Когда весной 1942 года температура стала подниматься до +15 градусов, то ледовый покров Ладожского озера стал очень быстро разрушаться. 21 апреля ледовая трасса была официально закрыта.
А вот 20 ноября 1945 года начался знаменитый Нюрнбергский процесс - суд Международного военного трибунала над главными военными преступниками нацистской Германии Он проходил с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года в городе Нюрнберг (Германия). На нём были осуждены 24 человека, среди них Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтель, А. Розенберг, Э. Редер, Ф. Заукель, А. Шпеер и другие известные немецкие политики, военные, активисты нацистской пропаганды, непосредственно принимавшие участие в преступлениях против всего человечества и мира. Сейчас, увы, такие правят всем этим миром и в каждой стране имеют своих ставленников.
По итогам Нюнбергского процесса было проведено около 400 судебных разбирательств. А. Гитлер по причине своей утверждённой смерти, участия в суде не принимал, также как и другие его соратники – Йозеф Геббельс (министр пропаганды) и Генрих Гиммлер (министр внутренних дел). А Мартину Борману обвинение было предъявлено заочно, так как его смерть не была подтверждена официально. Да и с Гитлером не всё ясно. Густав Крупп и вовсе был признан недееспособным, а потому не подлежал обвинительному приговору. Легко отмазался.
Советской стороной, перед заключительным приговором, был представлен фильм о немецких концентрационных лагерях, где были показаны все ужасы лагерей смерти Дахау, Освенцима и Бухенвальда. В итоге к высшей мере наказания через повешение, было приговорено лишь12 немцев – самых активных фашистских деятелей (Г.Геринг, И.Риббентроп, В.Кейтель, Э.Кальтенбруннер, А. Роззенберг, Г. Франк, В. Фрик, Ю. Штрейхер, Ф. Заукель, А.Зейсс-Инкварта, М. Борман - заочно, Йодль – посмертно оправдан в 1953 году). А к пожизненному сроку содержания было приговорено всего трое: Р.Гесс, В.Функ, Э.Редер. Главнокомандующему ВМФ Германии К. Дёницу дали всего лишь 10 лет тюрьмы, а немецкому дипломату К.Нейрату при этом 15 лет. Троих и вовсе оправдали: Г. Фриче, Ф. Папен, Я.Шахт.
Так что, несмотря на громкий слоган, но суд, прямо скажем, был более чем гуманный по отношению к нелюдям.
Вот чем был ознаменован день 20 ноября в прошлом...