Когда-то аббревиатура "МТС" была самым настоящим прорывом в мировом сельском хозяйстве. Сейчас об этом уже мало кто помнит, подразумевая под этим набором букв мобильного оператора.
28 ноября 1928 года под Одессой создана первая в СССР машинно-тракторная станция (МТС).
В качестве первого опыта, в 1927 году на Украине, при совхозе имени Шевченко, был организован первый отряд из десяти тракторов, обслуживавший окрестные ещё бедные хозяйства, а уже в 1928 году на его базе, была создана первая в СССР машинно-тракторная станция, которая предоставляла колхозам сельскохозяйственную технику.
Это стало мощным рычагом помощи деревне от государства, а на XVI конференция ВКП(б), состоявшаяся в 1929 году, было признано, что МТС отныне станет одной из главных форм производственного взаимодействия с крестьянством. 5 июня 1929 года Совет труда и обороны принял постановление «Об организации машинно-тракторных станций», а вскоре был создан Всесоюзный центр машинно-тракторных станций под названием «Трактороцентр». Строительство МТС стало повсеместным и началось сразу после постановления ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 года «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».
И всё бы было хорошо, но Никита Хрущёв, вредитель-ревизионист, как известно угробил сельское хозяйство помимо прочих достижений и завоеваний советской власти при И.В. Сталине.1957-58 годы - последние годы существования машинно-тракторных станций, поскольку в 1958 году они были упразднены Никиткой.
И здесь следует вспомнить речь И.В. Сталина, в сентябре 1952 года, когда он разъяснял почему он против передачи техники МТС колхозам:
«Мы все радуемся колоссальному росту сельскохозяйственного производства нашей страны, росту зернового производства, производства хлопка, льна, свеклы и т.д. Где источник этого роста? Источник этого роста в современной технике, в многочисленных современных машинах, обслуживающих все эти отрасли производства. Дело тут не только в технике вообще, а в том, что техника не может стоять на одном месте, она должна все время совершенствоваться, что старая техника должна выводиться из строя и заменяться новой, а новая – новейшей.
Без этого немыслим поступательный ход нашего социалистического земледелия, немыслимы ни большие урожаи, ни изобилие сельскохозяйственных продуктов. Но что значит вывести из строя сотни тысяч колесных тракторов и заменить их гусеничными, заменить десятки тысяч устаревших комбайнов новыми, создать новые машины, скажем, для технических культур? Это значит нести миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6–8 лет.
Могут ли поднять эти расходы наши колхозы, если даже они являются миллионерами? Нет, не могут, так как они не в состоянии принять на себя миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6–8 лет. Эти расходы может взять на себя только государство, ибо оно и только оно в состоянии принять на себя убытки от вывода из строя старых машин и замены их новыми, ибо оно и только оно в состояния терпеть эти убытки в течение 6–8 лет с тем, чтобы по истечении этого срока возместить произведенные расходы.
Что значит после всего этого требовать продажи МТС в собственность колхозам? Это значит вогнать в большие убытки и разорить колхозы, подорвать механизацию сельского хозяйства, снизить темпы колхозного производства».
Вот когда было грамотное руководство... Вот чем знаменателен день 28 ноября...