Сегодня 9 декабря. Считаю нужным вспомнить такое знаменательное событие... 9 декабря 1965 года был введён в эксплуатацию участок Красноярской железной дороги Абакан - Тайшет (646 км), названный Великой трассой мужества.
Именно 9 декабря 1965 года, железная дорога Абакан – Тайшет была принята Государственной комиссией в постоянную эксплуатацию. А началось всё ещё в 1935 году с поисков оптимального варианта трассы через Саяны. Изыскателям необходимо было проработать пять линий будущей железной дороги. Когда шёл самый разгар битвы за Сталинград, 5 октября 1942 года, из посёлка Верх-Гутара, что в Тофаларии, вышла первая советская экспедиция в составе проводника – тофа Холямоева и трёх изыскателей: Александра Кошурникова, Алексея Журавлёва и Константина Стофато. Но вышла она с опозданием почти на месяц. Тофы (или тофалары) - это коренной народ Южной Сибири, исторически проживавший в долине реки Уды и на северо-восточных склонах Восточных Саян.
На самом деле трасса должна была пройти по берегу реки Казыр и образовать железнодорожную ветку Абакан-Нижнеудинск. Но этого так и не случилось, хотя именно Нижнеудинское направление считал наиболее перспективным главный инженер проекта Александр Кошурников. Экспедиции предстояло без карт пройти двести с лишним километров по абсолютно нехоженым местам, намечая будущую трассу и отыскать проход в горном хребте длиной в 700 километров, расположенном поперёк будущей Южно-Сибирской магистрали.
Утром 10 октября изыскатели вышли на реку Казыр.
"Стеной стояла по ее берегам глухая тайга. Вплотную к воде подступали скалы, а между ними – завалы из поваленных деревьев. Обходя скалы и пробиваясь через бурелом, шла экспедиция, торопясь обогнать время. Через несколько дней исчез мох – корм для оленей, пришлось проводнику повернуть назад. Идти с поклажей было неимоверно трудно. Сколачивали плоты и сплавлялись по реке, но она разбивала их один за другим о пороги и появившиеся торосы".
Но даже в этих условиях, советские инженеры выполняли свою работу на самом высоком уровне. Все 180 километров пройденного маршрута, Александр Кошурников вёл дневник, в котором оценивал местность, подробно описывал берега Казыра, его излучины и притоки, геологическое строение будущей трассы, а также делал наброски чертежей, брал образцы горных пород и отмечал удобство трассировки линии вдоль реки.
Мокрый снег не переставал идти. Спички совсем размокли, а от одежды и обуви остались одни лохмотья. Припасы группы закончились. Перевалы закрылись и Казыр начал замерзать. Тогда Кошурников записал в дневнике:
"Заметно слабеем, что выражается в чрезмерной сонливости. Стоит только остановиться и сесть, как сейчас же начинаешь засыпать. От небольшого усилия кружится голова. К тому же все совершенно мокрые уже трое суток. Просушиться нет никакой возможности». Последняя ночевка: «Все ослабели настолько, что за день не смогли сделать плот. Утром не мог встать... Снег не перестает. У всех опухли лица, руки и, главное, ноги..."
Поиски пропавшей экспедиции ничего не дали. Только через год рыбаки обнаружили за Базыбайским порогом тело Кошурникова и плавающие в воде страницы его дневника. И хотя в нём о Нижнеудинском направлении были положительные отзывы, но строители всё-таки решили прокладывать трассу через Тайшетское направление.
Дальнейшие изыскания продолжил ученик Кошурникова, Евгений Алексеев. Так в 1948 году была произведена аэрофотосъёмка горной местности от районов будущих Кордонского до Манского тоннелей. А в 1953 году была закончена съёмка всей трассы и произведены наземные привязочные работы на площади свыше 15 000 квадратных километров. Теперь в глухой Саянской тайге одновременно передвигалось около двадцати экспедиций и партий, которые, разумеется, были оснащены во много раз лучше первой, проводимой в Великую Отечественную войну.
Перед тем как выбрать окончательный маршрут трассы, по картам и планам были обследованы восемь с половиной тысяч километров всевозможных путей!..
А в 1959 году проект был утверждён. Строительство дороги Абакан-Тайшет было объявлено комсомольской стройкой. По комсомольским путёвкам в Саяны отправились 35 000 молодых людей со всего Советского Союза.
В 1962 году, в процессе строительства дороги, экспедиция Кошурникова, Журавлёва и Стофато была символично завершена четырьмя сотрудниками института Сибгипротранс. Также фамилиями первых изыскателей были названы станции Кошурниково и Журавлёво, а также разъезд Стофато.
И стоит отметить, что чуть ранее, 9 декабря 1959 года, Юрий Алексеевич Гагарин написал своё заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.
Через неделю он уже проходил всестороннее медицинское обследование в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале 1960 года последовала ещё одна специальная медицинская комиссия, после которой старший лейтенант Гагарин был признан годным для космических полётов.
3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего военно-воздушных сил К.А. Вершинина, Юрий Алексеевич был зачислен в группу кандидатов в космонавты. 11 марта 1960 года, Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы.
Вот чем знаменателен день 9 декабря в нашей истории...