Продолжение темы древних кладбищ — зачастую, это последние свидетельства нашего пребывания на земле. О неолитических гробницах тут: https://dzen.ru/a/ZufADWYVX14ZHggs
Бронзовый век Ирландии — самый продолжительный, а в Ирландии даже дольше неолита. Начало — примерно 2500 лет до н.э., конец — VIII-V до н.э. Именно в это время складываются основные черты материальной культуры ирландцев вплоть до высокого средневековья — жилища, организация производства, принципы торговли, связность общества и пространства, в котором оно существует, фортификация и война. Именно поэтому бронзовый век так важен. В то же время эпоха темна: к концу её количество памятников стремится к пугающе малому числу, и и тщательно изучены и классифицированы только погребения. Массовое капитальное и дорожное строительство в последние десятилетия XX — первое десятилетие XXI века сопровождалось спасательными раскопками, и накоплено достаточно много новых данных, но количество в качество не перешло.
Самым старым типом погребения эпохи бронзы считаются клиновидные галерейные гробницы. Эта конструкция представляет собой либо длинный коридор из ортостатов — плит поставленных «на попа», либо цепочку каменных ящиков, соединённых проходами. Перекрыта гробница плитами — замыкающими камнями. Считается, что галерейные гробницы строили постепенно, по мере заполнения удлиняя коридор или достраивая новые камеры. На перекрытии иногда делали круглые лунки диаметром 5 см, которые в англоязычной литературе называют cupmarks - отпечатки чашек. Самые большие галерейные гробницы — до 12 м в длину, самые маленькие — всего 2 м. Параллельно стенкам больших каирнов могли устанавливать ряд ортостатов, у входа сооружали портал, а поверх делали отсыпку в форме U либо D, с бордюром из валунов или без такового.
Галерейные гробницы сориентированы порталом / входом на запад. Напротив входа в конце коридора иногда устраивали нишу.
Начали строить галерейные гробницы ещё в неолите примерно 2500 лет до новой эры, далее традиция перешла в энеолит, потом в бронзовый век, и прекратилась в 1600-1500 до новой эры. Клиновидные галерейные гробницы выводят либо из портальных («дольменов»), либо из более монументальных галерейных гробниц Франции, но связь с последними не доказана. Раскопки произведены в 28 гробницах, в то время как общее количество идёт на сотни. Скудные данные не позволяют реконструировать похоронный обряд. Создаётся впечатление, что изначально он был таким же, как у неолитических земледельцев — с удалением плоти с костей и последующим обжигом последних, и гробница функционировала как оссуарий. Затем началась какая-то вакханалия — в гробнице хоронили по обряду трупосожжения, ставили какие-то сосуды, кого-то закопали, и в довершение в некоторых склепах старых жильцов попросили вон, а на их место высыпали пепел от своих покойников. Что почти точно — гробницы продолжили использовать столетиями, вдобавок к старым возводили новые, и эти сооружения были сердцем родовой территории.
Клиновидные галерейные гробницы строили в основном на западе и на юге Ирландии, причём 56% из них приходятся на северную и южную части Манстера. На закате их популярности на юго-западе Ирландии, на территории нынешнего графства Керри местные жители придумали возводить над могилой странное сооружение из трёх валунов примерно 1 м в диаметре и одного большого, поставленного поверх них. По понятной причине, копать под ними дураков нет, но там, где камни раскатали прежде, имеются все признаки могильной ямы между валунами. Кроме того, сооружения эти, как правило, связаны с кругами камней и даже образуют с ними единый комплекс. В англоязычной литературе такие постройки называют Boulder Burials или Boulder Monuments (валунные погребения или валунные памятники). Традиция продлилась до самого конца эпохи бронзы.
Наряду с сооружениями, которые восходят к практике возведения мегалитических построек, существовал и принципиально иной погребальный обряд: захоронение в каменных ящиках - цистах либо в могилах. В раннем бронзовом веке практиковали трупопопложение, но уже после 2000-х годов до новой эры стала преобладать кремация, причём покойника больше не таскали с места на место и не проделывали с телом загадочных манипуляций — просто сжигали и либо высыпали прах в могилу, либо собирали в керамический сосуд — урну, и ставили на дно ямы либо опять таки опрокидывали урну и водружали поверх праха (домик). Если над цистами и делали какую-то пологую насыпь, а поверх выкладывали камни, чтобы не потерять место, то могилы просто засыпали землёй и никак не обозначали.
Как в цисту, так и в могилу, как правило, помещали одно тело в скорченном положении, и погребальный инвентарь. Как исключение могло быть и несколько тел, но не много, как в гробнице, где счёт шёл на десятки. Практиковавшие этот обряд были такими индивидуалистами, что могли похоронить родственника вообще в чистом поле, отдельно от других. Но чаще несколько погребений образуют кладбище — плоское либо на кургане. Курган — насыпь над неолитической гробницей, никто специально землю не перемещал. В таком случае, кого-то и в саму гробницу водворяли — в ящике либо закапывали в земляной пол. Такое впечатление, что, занимая территорию, приватизировали и место последнего пристанища, поступали с ним уже по своим обрядам и с чужими мертвецами не церемонились. И так отмечали действительно серьёзных людей, а остальных — на плоское кладбище, в поле.
Цист в настоящее время найдено свыше 700. Каменный ящик кому попало не полагался. Но и продержалась практика захоронений в цистах относительно недолго и укладывается во временной интервал 2200-1850 до новой эры. Позже — только могилы. Больше того, уже из средней бронзы не известно ни одного трупопопложения, только кремация.
Могил обнаружено немного, но, судя по тому, что на исследованных кладбищах количество их в разы превышает количество цист, это и был способ последнего упокоения для подавляющего большинства людей. Кроме того, на протяжении средней и поздней бронзы захоронение пепла в могиле — единственный вариант погребения.
На далёкий путь покойного оснащали скромно. Уходил обитатель цисты одетым, кое-кто — в простейших украшениях, мужчины — при оружии, все — с небольшим набором посуды. И с кубком — куда без него. Потому что так хоронили только носителей культуры колоколовидных кубков, причём, далеко не всех, а только заслуженных. Остальных, вместе с подарками, просто закапывали в землю, а когда пошла мода на кремацию, количество инвентаря и у важных, и у простых утоптали до урны для праха и миски либо вазочки, которая у нас называется почему-то амфорой. А на границе эпох бронзы и железа остались только урны.
Читается ли в этом какая-то мифология? Если о кубочнике — то он отправлялся в странствие, во время которого должен был преодолевать трудности, встречать опасности и добывать зверей (лук со стрелами). Кому-то он в конце концов должен был накрыть поляну. Посмертие у людей разного статуса было разным, потому что оружие уносили в мир иной не все мужчины и женщины. В общем, какие-то версии индоевропейского мифа они нашептали. У аборигенов и у тех владельцев кубков, кто пользовался галерейными гробницами, миф был проще и старше, но если прежде он был направлен на возрождение (вход в гробницу на восток), то теперь — на обретение покоя (вход на запад), и в обоих случаях — на слияние с землёй. Кремация — отсылка к сожжению стерни на поле, на котором убран урожай, а высыпать пепел на пол гробницы или на дно могилы — удобрить почву. Борьба идей тянулась долго. В конце концов, традиция победила новацию. Кубочники потеряли веру. Пепел в урне, похороненный в неглубокой могиле — компромисс между желанием сохранить хотя бы какую-то персональность и соединить умершего с землёй и всем рядом предков, живших на ней. Мёртвому не нужны каменные памятники, надгробия, и даже сами гробы — они нужны живым, тем, кто остаётся, чтит и любит родственника и не хочет его забывать. В этом смысле бронзовый век жестоко лишал людей даже места, куда можно прийти помянуть и поплакать — могилу затягивал дёрн, и следа от неё не оставалось.
Как долго продержалась идеология кубочников? Хоронили в цистах в 2200-1850, то есть почти 350 лет, но непохоже, чтобы смена представлений о загробном мире была постепенной, хотя о динамике мы мало что знаем. Интересно, что в Британии прошли те же самые процессы, и кое-где на территории нынешней Шотландии было жарко: люди активно сопротивлялись изменению похоронного обряда (спойлер).