Найти тему

Как неолитические земледельцы Ирландии почитали предков

Портал неолитической гробницы Нью Грэйндж. Оцените масштаб работ.
Портал неолитической гробницы Нью Грэйндж. Оцените масштаб работ.

Так уж вышло : покойники — основные кормильцы археологов. Как-то за всеми историями о бронзовом и железном веке Ирландии я совсем забыла неолитических земледельцев. Между тем, они очень много строили и практиковали до крайности странный погребальный обряд, и их умения и представления повлияли на последующие культуры.

Плодородный полумесяц - колыбель технологии земледелия, приручения некоторых домашних животных и общественного неравенства - куда же без него?
Плодородный полумесяц - колыбель технологии земледелия, приручения некоторых домашних животных и общественного неравенства - куда же без него?


Кто же были эти люди, и с какими древними народами они состояли в родстве? Не вызывает сомнения, что неолитические земледельцы Ирландии — выходцы из так называемого «плодородного полумесяца». Одна из волн миграции распространялась вдоль побережья и через острова Средиземного моря; часть этого миграционного потока обосновалась на Сардинии, и уже от этих людей, продвинувшихся затем на Пиренейский полуостров, а оттуда вдоль побережья Бискайского залива на север, в последствии произошло неолитическое население Британских островов. На всех Британских островах исконное, коренное население, пришедшее некогда посуху, было помножено на ноль.

Карта неолитической миграции. Взята из Википедии (другой приличной не было под рукой). На ней глюк: заселение Ирландии зачем-то омолодили на 200 лет. Но в целом схема продвижения народов правильная.
Карта неолитической миграции. Взята из Википедии (другой приличной не было под рукой). На ней глюк: заселение Ирландии зачем-то омолодили на 200 лет. Но в целом схема продвижения народов правильная.


В отличие от собирателей и охотников, неолитические земледельцы были прекрасно организованы. Они не просто умели объединяться на непродолжительное время несколькими семейными группами, а концентрировать усилия сотен людей для преобразования ландшафта — строительства ирригационных систем и постоянных поселений, примитивных укреплений и домов мёртвых; Египет — на другом конце мира, но в Британию, а затем и в Ирландию приплыли дальние родственники трудолюбивых подданных фараонов, некогда говорившие на родственном языке и имевшие те же представления о благотворном и душеспасительном труде.

Реконструкция гробницы с двориком.
Реконструкция гробницы с двориком.


Поселенцы прибыли в Ирландию через Северный пролив (между Шотландией и Ирландией) на понтонах, поставленных на лодки-однодеревки, и тут же принялись за дело: выгрызать себе местообитание в историческом ландшафте. А местообитание они понимали своеобразно: дом — не место, где Вы живёте, а место, где упокоены Ваши предки. Первым делом, едва устроив крышу над головой, поселенцы сооружали склеп, а точнее — костницу, то есть помещение, куда будут складывать скелетированные останки.

Расположение гробниц с двориками не территории Ирландии
Расположение гробниц с двориками не территории Ирландии

Самые древние гробницы — так называемые гробницы с двориками. Их ставили на возвышенности в центре земель поселения рода, чтобы всем было видно, и предки делились с потомками своей волшебной силой. Перед усыпальницей - огороженная с трёх сторон площадка, на которой производили какие-то церемонии. Портал усыпальницы обращён на восток и сориентирован таким образом, чтобы лучи солнца попадали в погребальную камеру, точнее, хранилище, во время равноденствий.


Покойника в гробницу с двориком просто так, как есть, никто не помещал. Сначала его выдерживали где-то на открытом месте, пока мягкие ткани сойдут с костей или животные помогут, после чего кости обжигали и, наконец, складывали в усыпальнице, перемешав с помещёнными прежде. Кое-кому помогали пройти утомительный путь к вечному покою: на костях — многочисленные надрезы от обвалочных ножей. Некоторые трубчатые кости разбиты до обжига, как будто из них извлекали костный мозг. Что делали родственники с мясом, неизвестно. Часть костей была изъята ещё в то время, когда гробницы функционировали. Предполагается, что предки принимали какое-то участие в ритуалах, и не обязательно в качестве зрителей. Содержимое погребальной камеры потихоньку расходовалось на амулеты. Это не ирландское изобретение, а ритуал, общий для всех неолитических земледельцев Европы и западной части Азии, от Кавказа до побережья Атлантики.

Что важно. Создаётся впечатление, что первое погребение в гробнице — взрослый мужчина (родоначальник). Это ингумация. После, всегда в глубине костницы — как правило, кремированные, но сохраняющие целостность, кости. Те, для кого пол удавалось установить — мужчины. Возле входа, отдельно, — дети и женщины; в погребальной камере детских останков и, возможно, женских, нет. Общество сугубо патриархальное. В гробницах с двориками имеется и инвентарь — орудия труда, оружие, украшения (бусины), черепки керамики, во двориках — остатки пиров. Невольно вспоминается, что жертвовать и жрать — слова однокоренные.


Работало каждое такое кладбище долго, лет триста, пока люди куда-то не переезжали, но тогда покойников они забирали с собой и устраивали в новую гробницу, которую возводили загодя. Многие склепы были опустошены ещё в каменном веке - гробницы с двориками часто находятся в не самых населённых местах, и покинутые среди них имеются. Останки были, но почти всё унесли.

Расположение коридорных границ на территории Ирландии (острова, а не государства)
Расположение коридорных границ на территории Ирландии (острова, а не государства)


Гробницы с двориками эксплуатировали с начала неолита Ирландии (3900 лет до новой эры) и вплоть до позднего неолита 3300 лет до н.э., когда растёт население, растёт благосостояние, происходит переход от клановой системы общества к кланово-племенной, и в один оссуарий все предки не влезут, как ни уплотняй. Дворик, в котором без давки поместилось бы целое племя, тоже обустроить было трудно, и от него отказались в пользу символически огороженного пространства перед входом. Длинный коридор, в стороны от которого расположены ниши-камеры, дал название этому новому типу погребальных сооружений — коридорная гробница. Нью Грэйндж относится к данной группе, но рядом с гигантом, отсыпка которого 80 м, расположено ещё несколько поменьше, так что это не одна могила, а погребальный комплекс. Таких кладбищ из кучно расположенных гробниц несколько, и они опоясывают Ирландию.


Что важно. Коридорных гробниц на порядок меньше, чем гробниц с двориками. Коридорных гробниц больше в северо-восточной и восточной части Ирландии, чем в западной. Монолитный ранее ритуал дал трещину: вход по-прежнему сориентирован по сторонам света, но в Нью Грэйндж, например, — на юго-восток, чтобы на рассвете зимнего солнцестояния луч солнца проникал в самую глубину погребальной камеры и скользил по замыкающему камню. Именно в коридорных гробницах начали снова практиковать ингумации, и благодаря этому известно, что люди, занимавшие привилегированное положение в обществе (хорошо кушали и не злоупотребляли физическим трудом) практиковали инцест, как фараоны Египта. Коридорные гробницы всегда возводили на возвышенности, но в непосредственной близости от водоёма. В декоре коридорных гробниц широко представлена резьба по камню, причём высокохудожественная. Коридорные гробницы Ирландии — один в один с теми, которые строили в конце неолита в Британии.

Расположение портальных гробниц на территории Ирландии
Расположение портальных гробниц на территории Ирландии


В среднем неолите и начале позднего неолита в Ирландии появилась и другая традиция — портальных гробниц. Это громоздкие сооружения, напоминающие чем-то дольмены, которых много на Кавказе, но увеличенные раз в пять. Погребальная камера представляла собой ограждение из ортостатов — вертикальных камней до 20 тонн весом. На них сверху клали плиту (в самом тяжёлом случае - стотонную). Чтобы это конструкция как-то держалась, её элементы соединяли в шип-паз. Когда усыпальница была построена, на ней делали земляную отсыпку-курган. Именно на портальных гробницах эти насыпи в первую очередь сдувало и смывало, выставляя напоказ каменную гробницу. С сопроматом у ребят было грустно, и долго эти конструкции не продержались, многие рухнули под собственным весом. Если на кости ляжет многотонная плита, от них труха останется, но некоторые гробницы сложились очень удачно, «домиком», да так, что проникнуть внутрь люди смогли только в XX веке, применяя тяжёлую строительную технику. Как бригада мужиков и помогающие им женщины и дети ворочали многотонные блоки вручную — отдельная тема.


Важно: в портальных гробницах — только трупоположение. Покойников по прежнему мариновали где-то под открытым небом, но не обжигали кости. Поэтому известно, что в немногих нетронутых гробницах мужчины и женщины лежали вперемежку с детьми. Всё в очередной раз перемешано, целый скелет не собрать. Все портальные гробницы стоят на равнине, не на возвышенности (при весе камней это было бы слишком жестоко по отношению к строителям). И в этом случае, ритуал неоднороден. Например, есть один памятник, в котором к человеческим костям добавилось несколько сотен съеденных зайцев — не за один присест, всё носили и носили, пока продолжали хоронить родственников. И портальные гробницы тоже украшали резьбой.

Слева - галерейные гробницы, справа -  кладбища с одиночными погребениями новой волны миграции (носители культуры колоколовидных кубков). Некоторое время коренные и пришлые делили территорию. Победили пришлые
Слева - галерейные гробницы, справа - кладбища с одиночными погребениями новой волны миграции (носители культуры колоколовидных кубков). Некоторое время коренные и пришлые делили территорию. Победили пришлые


Строительство портальных и коридорных гробниц резко прекратилось в последнее столетие третьего тысячелетия до новой эры, практически на границе энеолита (медно-каменного века). В западной половине острова теперь хоронили в
галерейных гробницах: строили каменный ящик, вокруг — отсыпка (курган). Заполнили костями (снова кремация, то есть обжиг) - пристраивали к порталу следующий блок, насыпали землю, хоронили — и в конечном итоге на холме оказывалась каменная гусеница под невысоким земляным валом; таких упрощённых погребальных сооружений сохранилось очень много, и некоторые продолжали функционировать вплоть до ранней бронзы. Синхронно с ними на восточной половине острова другой ритуал — хоронят теперь всех индивидуально, и некоторых — в каменных ящиках-цистах. Пришли индоевропейцы со своими представлениями о загробном мире.

Модель галерейной гробницы -   склепа "на вырост". Хоронили в последнем отсеке, ближайшем к выходу.
Модель галерейной гробницы - склепа "на вырост". Хоронили в последнем отсеке, ближайшем к выходу.


Погребальный ритуал неолитических земледельцев выглядит крайне брутально; вовсе исключить то, что кого-то съедали во время похорон, нерезонно — слишком уж настойчиво педалировали в Ирландии позже запрет на поедание мяса собаки и мертвечины, а кости для извлечения костного мозга не разбивают просто так. Обычай имеет этнографические параллели - это оживление покойного и слияние его с живыми родственниками, всеми причастными. Ещё неолитические земледельцы придумали, что смерть — воссоединение человека с животворящей землёй (ландшафтом), которая источник жизни и всякого богатства, поэтому брать кости предков на амулеты — вполне потребное занятие. Камешки с дыркой использовать можно, а кости дедушки нельзя — с какого такого перепугу? Со временем растаскивать мертвецов на магические изделия всё-таки перестали, но многое из традиции сохранилось.


Двоякое отношение к честным останкам укоренилось на острове настолько прочно, что вплоть до средневековья обходились без гробов и надгробий, зато верили, что в Ночь Ноября (Ойхе Хоуна) неупокоенные предки, свои и чужие, ходят по домам угощаться. Заложным покойникам и просто подозрительным людям, случалось, руки меняли местами с ногами, а голову снимали и пристраивали между ног. Могли вверх тормашками зарыть. Могли и каменюку на могилку такую прикатить, что бульдозер не сдвинет, не то что какой-то изуроченный мертвец. Загробный мир ирландцев до принятия христианства — не тварный, ничего вещественного в нём нет, поэтому нет инвентаря. Верили ли в него вообще, неизвестно. Кто бы к ним не приезжал со своими представлениями о посмертном существовании, быстро разубеждались и придерживались местным обычаев. В нескольких поколениях буквально. Человек не индивидуален, он персонален — как часть своего клана. У него есть пол, возраст, родственники, навыки, опыт и мастерство. Это и есть персональность. Умер — до свидания, одни воспоминания остались, и они должны быть хорошими, как и достойные проводы. Поэтому ирландцы — единственный европейский народ, который танцует и веселится на поминках.

Христианство распространилось в Ирландии быстро и легко, потому что подарило всем людям посмертие и душу, не только избранным. Но и сейчас ревностный католик повязывает ленточку на ветку дерева, выросшего на входе во дворик неолитической гробницы, а концы соединяет в магический узел — науз. Просто так, на исполнение желания. Если желание исполняется, узел развязывают, а ленточка так и остаётся на дереве в подарок предкам. Треть населения Ирландии унаследовало митохондриальную ДНК неолитических земледельцев, у 10% мужского населения присутствуют гаплогруппы строителей гробниц. Так что, основания просить о чём-то тех, кто там смешался с землёй и пророс деревьями, есть.

И ирландец, предлагая обручальное кольцо даме сердца, и сейчас, по традиции, может на полном серьёзе спросить: «Хочешь упокоиться с моими предками?»