Найти в Дзене
Хельга

Барская дочка. Часть 2

Часть 1

Путь Марии в Вильно был длинным и трудным, но наконец она добралась. Только вот вместо дома по указанному адресу было лишь пепелище...
Она пыталась хоть что-то узнать о том, что случилось с домом, и Каминские ли тут жили, но все проходили мимо, качая головой или пожимая плечами, не зная русских слов. И вдруг из соседнего деревянного дома вышла женщина, кутаясь в шаль.
- Кто ты, милая? - она говорила на русском, но с акцентом.
- Меня Марией зовут. Приехала к Ольге Васильевне и Петру Андреевичу Каминским. Только вот не пойму - неужто адрес перепутала?
- Не перепутала ты ничего, - вздохнула женщина. - Только вот ни дома, ни самих хозяев больше нет. Эх, а ведь хорошими людьми они были. А кем ты приходишься?
- Родственница. Племянница я Петра Андреевича, из бедной семьи, эмигрантка из Советов. Меня вот дядюшка приютить хотел, - солгала Мария.
- Долго же ты добиралась, родственница. Уж три месяца как дом сгорел, а хозяева на кладбище. Почти все угорели, только вот дочь Елены, внучка Петра Андреевича уцелела. Ей несколько месяцев было.
- А где она? - вздрогнула Мария, стараясь держать себя в руках. Она не знала семью родного отца, только по рассказам матери, но всё же жаль их. И выходит, племянница её выжила.
- Неведомо мне. Зять Петра Андреевича вынес дочку, да сам в госпиталь попал. Я уж судьбой ребенка не интересовалась, видимо, в приют какой отнесли девчонку.
- Вы говорите, зять вынес. А он, значит, выжил...
- Нет, не прожил в госпитале и двух дней, - покачала головой женщина. - Да что мы тут стоим, ты с дороги, замерзла, наверное, да голодная. Пойдем, покормлю и расскажу тебе всё. Меня Алантой звать.
- Мария, - протянула ей руку девушка.

***
Уже через час Мария знала некоторые факты о жизни её отца.
Петр Андреевич с супругой Ольгой Васильевной обосновались в Вильно, купили тут дом. Двое их старших сыновей уехали во Францию, дочь Елена в шестнадцать лет замуж вышла, а уж через год родила девочку Агнию.
Зять жил в доме Каминских, жили дружно и хорошо. Лишь чуть больше года назад, еще до рождения внучки, Аланта заметила, что соседка стала какой-то грустной. Однажды она набралась смелости и спросила, в чем причина её печали. Неужто тоска по Родине?
- Тоска есть по Родине. Но по той, которая прежде была. По новой - нет. Призраки из прошлого объявились, а мне мириться с ними.

Ничего больше Ольга Васильевна не сказала, а Аланта не лезла с расспросами. У каждого есть свой скелет в шкафу. А потом уж как внучка родилась, так и повеселела женщина. А три месяца назад беда случилась, которая унесла жизни четверых взрослых, оставив малютку в одиночестве в этом мире.

- Вы не искали девочку?
- Не искали. Думаю, может быть сыновья Петра Андреевича нашли и забрали её? Они приехали, когда уж девять дней было. Помянули, да в гостиницу отправились. Говорила я им про девочку, может и искали они её, да только я больше не видела ни Андрея, ни Владимира. Больше сюда они не приезжали, да и зачем? Горе еще раз пережить? Никого у них больше нет.

Повисло молчание, Мария сидела, опустив голову.
- Такой долгий путь, столько было всего сделано для того, чтобы я смогла сюда приехать и всё зазря... - она заплакала. - Куда мне теперь? Опять обратно возвращаться? Как мне быть одной на чужбине?
- Переночуй здесь, а наутро что-то решим, - ласково и участливо произнесла Аланта.

А наутро она вдруг сказала Марии:
- На пекарне, где я работаю, уборщица нужна. Если договорюсь, пойдешь?
- Мне жить негде, - покачала головой Мария. - А так бы с радостью, у меня ведь даже на обратную дорогу денег нет.
- А у меня поживи, всё равно одна в четырех стенах. Мужа в Первой Мировой не стало, а больше я замуж не вышла. Детей родить не успели, так что не стеснишь, наоборот, мне хоть не тоскливо будет.

****

И Мария осталась в Вильно, начала учить местный язык, а Аланта совершенствовала русский.
Работала она уборщицей на пекарне, жила у этой доброй женщины и... ходила по приютам городским, но никого похожего на племянницу по возрасту и причине попадания в заведения не было.
Когда Аланта у неё спросила, зачем она ищет девочку, Мария прямо ответила:
- Дедушка этой девочки - мой отец. Хоть и не знала я его. Но он многое сделал для моей семьи, и он, и его отец. Пусть моя матушка с ним согрешила, но ведь он устроил её жизнь, а мог бы просто за порог выставить... Я буду рада, если малышку забрали мои братья по отцу и увезли во Францию. А если нет? А если ей помощь моя нужна?

Вдруг через полгода, идя по рынку, Мария услышала крики мальчишки. Его поймали за воровство, а он отчаянно сопротивлялся, крича что-то про приют и костел.
- Костел? Это же церковь, правильно? А там тоже есть приют разве? - спросила Мария стоявшую рядом Аланту.
- Наверное, есть. Я точно не знаю, - пожала плечами Аланта. - А пойдем спросим.
Они подошли к мальчику и договорились со взрослыми, чтобы его отпустили. Он ведь попался, так что хозяин не успел лишиться своего кошелька.
- Как зовут тебя? - по-литовски спросила Мария.
- Марюс, - шмыгая носом, произнес мальчишка.
- Марюс, ты что-то говорил про костел, про приют. Может отвести меня туда?
- Зачем вам, тётя? Отцу-настоятелю про меня расскажете? Так разве же от хорошей жизни я воровать пошел? В приюте голодно, у нас животы сводят, а сам настоятель как тень ходит.
- Я девочку ищу. Месяцев девять назад её могли в ваш приют доставить после пожара.
- А, Агнийка! - мальчик встал, как вкопанный. - Санитарка из госпиталя принесла её. Имя знала, вроде отец так её называл. Она единственная такая маленькая. Отец-настоятель под опеку взял, но еды у нас всё меньше и меньше, всё труднее стало. И девчонка уж на ладан дышит.
- Веди скорее! - поторопила его Мария.

Костел находился на другом конце города, дорога была не близкая, но Мария не замечала ни усталости, ни то, что много времени потратила. Если правду Марюс сказал. то девочку надо взять. Хоть и не знала она родни своей, но племянница она ей, родная по крови. И спасать её надо из голодного приюта.

****

Прошёл ещё год. Жизнь в Вильно становилась всё сложнее и денег, которые Мария получала за мытьё полов, уже не хватало. Да и Аланта стала меньше зарабатывать. А тут еще и маленькая Агния, которую надо было кормить правильно, молоком и овощами, а не кашей на воде и пустым супом.
Мария стала замечать, что Аланта от них уже устала, что в тягость они ей.
- Аланта, мне бы скопить хоть немного на обратную дорогу и попробую вернуться в Советы.
- А кто тебя с девчонкой пропустит? Кто она тебе? - вздохнула Аланта. - Слушай, я попробую выправить документы, всё же знакомства у меня кое-какие есть среди местных властей. Сделаем так, будто она твоя дочь.
- И во сколько же я её родила? Едва семнадцать исполнилось? - удивилась Мария.
- А что такого? Твоя сестра Елена её в 17 лет и родила, - усмехнулась Аланта. - А у вас с ней всего полгода разницы. Только так ты сможешь привезти дочь на свою Родину.

***

А через несколько месяцев Мария возвращалась опять же сложным и трудным путём к себе на Родину к маме и брату. Только уже не одна, а со своей племянницей, которая по документам дочкой ей стала. И имя этой девочки теперь - Анна.

Думала девушка, что жизнь больше не будет испытывать её на прочность, но не знала она, что приключения в Вильно - это только начало всех её бед...

ПРОДОЛЖЕНИЕ