Всем привет! Недавно просматривая различные новости из мира транспорта, я увидел довольно интересную инфографику со статистикой отечественного рынка автобусов.
Самыми популярными автобусами остаются Пазики - их продолжают выпускать и продавать в очень больших объёмах. Если взглянуть на топ-5 марок, то наблюдается гигантский открыв ПАЗа от ближайшего преследователя - ЛиАЗа.
С Пазиками то понятно, а что у нас по закупкам более вместительной техники? В принципе дела неплохи - активно поступают ЛиАЗы-5292, НефАЗы-5299, а также электробусы КАМАЗ-6282.
А вот с сочленёнными машинами ситуация плачевная: новые "гармошки" практически не закупаются. Многие крупные города за последние годы вообще от них отказались, к примеру Екатеринбург, Ярославль...
Я решил поинтересоваться, в каких же городах РФ на текущий момент делается ставка на автобусы особо большого класса (ОБК). Сразу небольшая оговорочка - в сегодняшней статье не буду затрагивать Москву и СПБ.
Отмечу, что в столичном Мосгортрансе около полутора тысяч действующих гармошек, причём все одной модели - ЛиАЗ-6213. Петербургский "ПассажирАвтоТранс" имеет в общей сложности чуть больше 600 сцепок. Модельный ряд разнообразен - есть и ЛиАЗы, и Волгабусы, и МАЗы.
К слову, Санкт-Петербург сейчас единственный город во всей стране, закупающий именно новые автобусы-гармошки. Москва остановила закупки ещё в 2022 году.
Ну а теперь переходим к перечню других российских городов, где ездят самые вместительные автобусы. Поехали!
Кемерово и Новокузнецк
Начинаем с крупнейших городов Кузбасса - Кемерово и Новокузнецка. Население обоих сейчас за полмиллиона, нетрудно догадаться какая нагрузка идёт на общественный транспорт. В честь 300-летия с момента начала промышленного освоения Кузбасса регион получил новые автобусы, в том числе и сочленëнные.
- В Кемерово современные ЛиАЗы-6213 поступили осенью 2020. Их эксплуатируют два основных перевозчика - АО "Кемеровская транспортная компания" (13 единиц) и ГПК "Пассажиравтотранс" (20 единиц).
- Новокузнецку досталось гораздо меньше Лиазов-гармошек - всего 7 штук.
- А вот пришедший в ходе транспортной реформы Новокузнецка частник "Питеравто" приобрёл 50 автобусов Volgabus-6271.
Тюмень
Среди сибирских городов почётное первое место по числу автобусов-гармошек занимает Тюмень.
В общей сложности у тюменских перевозчиков около 70 действующих машин особо большого класса. Подавляющее большинство из них - это ЛиАЗы-6213 (63 единицы). Крупная партия с ликинского завода пришла Тюмень осенью 2017го, а 5 лет спустя закуплено ещё 15 машин.
На улицах Тюмени встречаются несколько белорусских сцепок МАЗ (моделей "105" и "205").
Псков
Автобусная система 189-тысячного Пскова безусловно образцовая. О ней я говорил подробно в одной из прошлых публикаций.
Сегодня основное предприятие Псковской области "ПсковПассажирАвтоТранс" эксплуатирует порядка 40 гармошек. Среди них есть новые МАЗы-216 2020 года выпуска, раритетные Мерседесы, МАНы и Hess (на шасси Volvo).
Березники
В крупном промышленном городе Березники (200 километров к северу от Перми) гармошки работают на служебных развозках до предприятия "Уралкалий".
Перевозки выполняет ООО "Автотранскалий". Организация имеет 24 автобуса МАЗ-215 (плюс один МАЗ-105 и один ЛиАЗ-6212). На регулярных маршрутах "сцепки" тоже попадаются - до сих пор в строю парочка старых Мерседесов O405G.
Челябинск
На Урале единоличным лидером по эксплуатируемым "гармошкам" являлся конечно же Екатеринбург со своими Икарусами-283. Но после их отстранения в УрФО автобусы особо большого класса остались, по сути, только в Челябинске.
Челябинск последний год располагал всего-навсего десятью экс-московскими ЛиАЗами-6213. В текущем году в парк местного МУП "Служба Организации Движения" прибыли 12 новых газомоторных Волгабусов-6271. Возможно в дальнейшем поставки гармошек будут продолжаться.
Череповец
Второй по численности город Вологодской области, где до недавнего времени "гармошки" активно ходили по самым загруженным маршрутам. Череповецкая автоколонна 1456 эксплуатировала так называемые российские "Мерсы" - Голазы-АКА 6226. Им на смену взяли московские ЛиАЗы-6213.
В череповецкой автоколонне заявили, что сочленённые машины поездят до мая месяца. Виной тому поставка 34 новых НефАЗов большого класса, которые и заменят экс-мосгортрансовские ЛиАЗы.
Великий Новгород
В современной России Великий Новгород не отставал по мощности транспортной системы от соседнего Пскова. В том числе из-за большого количества автобусов-сцепок.
Как ни странно, но самые массовые новгородские гармошки - это ЛиАЗы-6212, притом на газовом топливе.
Новые "сцепки" Новгород перестал закупать вовсе. Старую технику потихоньку выводят из эксплуатации, а на замену идут менее вместительные ЛиАЗы-5292. Действующих гармошек осталось около 20.
Саратов и Энгельс
Из крупных городов РФ ещё стоит выделить Саратов. Линейных сочленëнных автобусов для почти что миллионного города совсем немного - примерно десяток. Практически все линейные гармошки задействованы на междугородних маршрутах между Саратовом и Энгельсом. Нового подвижного состава естественно нет, трудятся старенькие Мерседесы и Маны.
В дачный сезон в Саратове выходят легендарные Икарусы (два 280-ых и один модели 283).
Вообще печально наблюдать тенденцию избавления от вместительных "гармошек". Да и производство автобусов ОБК в России сейчас, к сожалению, развито слабо: ЛиАЗ выпуск новых сцепок приостановил, остаются надежды на завод "Волгабас" и его модель "6271". Помогает Минский автобусный завод, поставляя в РФ новые МАЗы-216.
Кстати, Москва как-никак пыталась оказывать помощь городам в возобновлении работы гармошек, передавая на безвозмездной основе свои б/у машины. Помимо вышеупомянутых Челябинска и Череповца, можно вспомнить про Миасс, Рязань, Ростов-на-Дону, города Московской области...
Какие-то города попросту не тянут эксплуатацию сложных машин, например Нижний Новгород, где одно время простаивали все 30 ЛиАЗов-6213. Сейчас удалось реанимировать всего лишь 5 автобусов.
Автобусы-гармошки действительно стали редким видом подвижного состава. Технические задания новых контрактов на перевозки в большинстве городов не предполагают эксплуатацию сочленённых машин. Так или иначе хочется верить, что отечественные производители в скором времени порадуют нас новыми моделями техники особо большого класса, и тенденция к исчезновению "гармошек" прекратится.
Всем большое спасибо за внимание!
- Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
- Информация о подвижном составе взята с сайта Фотобус - автобусный транспорт.
Читайте другие публикации на канале: