Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Лабиринты в фильмах: 5 неожиданных, веселых и экзотичных типов

От серьеза до курьеза и обратно, а еще в сторону, и вспять, и вдоль, и поперек... Лабиринты – это всегда увлекательно. Причем во всех смыслах. Поэтому их любят показывать в кино как для массового, так и для элитного зрителя. При этом лабиринты книг и кино различаются. Оно и ясно – на экране больше технических возможностей показать нечто фееричное: Можно выделить как минимум 5 условных типов лабиринтов в фильмах разных стран и времен. Бывают лабиринты естественные, которые создает сама природа: пещеры. По этим коварным коридорам блуждали, к примеру, герои: Причем он показан как буквально (герой должен пройти под землей и сразиться с рогатым здоровяком… который оказался переодетым шутником из народа), так и метафорически (режиссер – гений неореализма обожал символы бессознательного); Причем это исторический факт – будущий гений мировой науки на самом деле разгадал тайну древних монахов Соловков. Разумеется, такое чудо чудное, диво дивное люди не могли не пожелать воссоздать. Как рез
Оглавление

От серьеза до курьеза и обратно, а еще в сторону, и вспять, и вдоль, и поперек... Лабиринты – это всегда увлекательно. Причем во всех смыслах. Поэтому их любят показывать в кино как для массового, так и для элитного зрителя.

При этом лабиринты книг и кино различаются. Оно и ясно – на экране больше технических возможностей показать нечто фееричное:

  • от водоворота с философским подтекстом «в одну реку нельзя войти дважды»
  • до воронки (иного измерения) у горизонта событий, затягивающей героя этак в лабиринт домашней библиотеки и одновременно в черную дыру, как в голливудской фантастике Кристофера Нолана «Интерстеллар» 2014 г.

Можно выделить как минимум 5 условных типов лабиринтов в фильмах разных стран и времен.

1. Лабиринты природные

Бывают лабиринты естественные, которые создает сама природа: пещеры. По этим коварным коридорам блуждали, к примеру, герои:

  • итальянского фильма Федерико Феллини «Сатирикон» 1969 г. В данном шедевре итальянского и мирового кино показан лабиринт с Минотавром.

Причем он показан как буквально (герой должен пройти под землей и сразиться с рогатым здоровяком… который оказался переодетым шутником из народа), так и метафорически (режиссер – гений неореализма обожал символы бессознательного);

  • детского фильма СССР Станислава Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна» 1981 г. Там заглавный герой повел очаровательную девочку прогуляться – осмотреть интересные виды, да вот не учел, что выбираться придется с большим трудом;
  • советского фильма Александра Прошкина «Михайло Ломоносов» 1984–1986 гг. Юный помор попадал с отцом на Соловки и на Заяцком острове проходил по лабиринту;
Причем это исторический факт – будущий гений мировой науки на самом деле разгадал тайну древних монахов Соловков.
Кадр из фильма СССР Прошкина «Михайло Ломоносов»
Кадр из фильма СССР Прошкина «Михайло Ломоносов»

  • постсоветской картины Владимира Попкова «Сердца трех» 1992 г. Здесь персонажи в поисках сокровищ майя попадали в таинственное перекрещивание коридоров под землей;
  • китайской комедии Стэнли Тонга «Доспехи бога: В поисках сокровищ» 2017 г. Персонаж в исполнении Джеки Чана попадал в самые разные приключения, разыскивая древние артефакты, в том числе в подземных ледяных пещерах;
  • и др.

2. Лабиринты искусственные

Разумеется, такое чудо чудное, диво дивное люди не могли не пожелать воссоздать. Как результат, их творения возникали и в реальности, и в книгах, и в фильмах в разных ракурсах.

К примеру, рукотворные веселые лабиринты показаны:

  • в знаменитом фильме Феллини «Амаркорд» 1973 г. Ледяной коридор здесь получился искрометным, как снег, который так редко видят, а потому так любят итальянцы.

В то же время маэстро неореализма подчеркнул глубину символа лабиринта – наравне с такими «фишками» бессознательного, как туман и пикантные нюансы, создающие чудесную ткань памяти (герой вспоминал свое детство);

  • комедии СССР Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» 1979 г. Здесь герои, совершавшие заплыв по Темзе, во время остановки попали в Хэмптон-Кортский лабиринт.
Он существует на самом деле – его соорудили в XVII в. из живой изгороди.

Люди, осматривавшие эту старинную достопримечательность, заплутали, и один из друзей-путешественников решил им помочь выбраться. Да только лучше бы он не пытался. Оказывается, известное правило «все время поворачивай только в правую [или только в левую] сторону» не так-то просто, если применять его на деле;

  • российском мульт-сериале нескольких режиссеров «Простоквашино» 2018–2024 гг. Здесь наши любимые Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик устроили ледяные коридоры во дворе.

Что до лабиринтов серьезных, то вспомним бесконечные ходы и закоулки огромной монастырской библиотеки во французском фильме Жана-Жака Анно «Имя розы» 1986 г. – экранизации известного романа Умберто Эко.

3. Лабиринты улиц, зданий и компьютерных «внутренностей»

Идея лабиринта постоянно увлекает авторов, провоцируя показывать зигзаги, плутания и проч. в переносном смысле.

Так, заглавный герой драмы Джозефа Стрика «Улисс» 1967 г. по известному роману Джеймса Джойса блуждал в суровых лабиринтах бесконечной одиссеи по своей жизни.

Максимальную философичность подразумевал роман Франца Кафки, который в 1984 г. экранизировал Алексей Балабанов: «Замок». Чтобы проникнуть в загадочный Замок, герою предстояло пройти множество улиц самых разных... хотя дело происходило в деревне.

В широком смысле лабиринт Интернета и вселенной, созданной неким запредельным архитектором, изображен во франшизе братьев Вачовски «Матрица» 1999–2021 гг.

Также по большому счету можно усмотреть в нем аллюзию с библиотекой Хорхе Борхеса и Умберто Эко с ее смешением культур, языков, направлений, смыслов, слов, категорий, имен…

Ну, а курьезные лабиринты данного типа встречались, к примеру, в советских комедиях:

  • Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» 1968 г. Там бедный неудачник Геша блуждал в путанице восточных улиц.

То он заходил в одни и те же дворики, то его обливали сверху грязной водой, то за ним гнались дети, то он попадал в тупик. «Видно, в понедельник его мама родила!»;

  • Константина Бромберга «Чародеи» 1982 г. Здесь добрый, но приземленный и чуждый волшебству гость с юга приехал с прагматичной целью – выкупить волшебную палочку. И вот незадача, он угодил в заколдованный круг и больше суток по нему ходил, изредка оглашая коридоры горестными криками «Кто так строит?!».

4. Фэнтези- и фантастические лабиринты

В нашем контексте логично вспомнить о фэнтези и фантастике.

Так, испанец Гильермо дель Торо в 2006 г. даже поместил наше любимое слово в название своего фильма: «Лабиринт фавна».

Еще один фантастический сюжет – фильм о бегущем в лабиринте (он так и называется) – в 2014 г. снял Уэс Болл, который во многом вдохновлялся «Планетой обезьян».

Ну, а зеркальный лабиринт скоро должен появиться в экранизации цикла книг Роджера Желязны «Хроники Амбера». Подбором актеров и съемками начал заниматься Стивен Колбер.

У самого Желязны это был потрясающий зеркальный коридор отражений реальных людей и событий – но не тех, что существуют сейчас, а тех, что, вероятно, произойдут когда-то. Или не произойдут.

5. Лабиринты метафорические

Если говорить о глубокой символике, то еще с древности известен зверь уроборос, который кусает сам себя за хвост и знаменует бесконечность.

Чуть более современная его аналогия – лента Мебиуса.

Также иносказательные лабиринты изображались в разное время в виде пути для Ариадны с ее нитью, или странствий для ищущих Святой Грааль, или жизненного Дао для верящих в сансару и законы кармы...

Да и любой хороший детектив может быть условно назван лабиринтом, вот хоть «Визит к Минотавру» Эльдора Уразбаева 1987 г. или фильмы-путешествия в жарне роул-муви (погони, покушения, прекрасная незнакомка…).

В конце концов, как говорил главный герой кино Микеланджело Антониони «Профессия: репортер» 1975 г., «люди исчезают всякий раз, выходя из комнаты». Это было продемонстрировано в реалистическом варианте – в данном итальянском кино, а в фантастическом – в фильме Роберта Швентке «Жена путешественника во времени» 2009 г.

Кадр из  кино Швентке «Жена путешественника во времени»
Кадр из кино Швентке «Жена путешественника во времени»

На более простом уровне метафорический лабиринт подразумевался в лирической комедии Дмитрия Астрахана «Перекресток» 1998 г. Тут солист ранее популярной, а ныне забытой рок-группы «Дядя Алик», в которого воплотился Леонид Ярмольник, пел песню о перекрестке семи дорог и пытался выпутаться сразу из нескольких кризисов: среднего возраста, творческого и любовного.

__________

Словом, лабиринты настолько сложны, что вносят путаницу уже при попытке вывести их типы: все типы постоянно пересекаются, наслаиваются друг на друга, даже противоречат самим себе и логике...

А вообще лабиринт – явление настолько интересное, что пройти его самостоятельно надо непременно. Хотя бы раз в жизни. Главное (как пел мэтр русского рока) – не заходить «слишком далеко: потом нужно будет вернуться обратно».

Друзья, а какие лабиринты можете назвать вы? В книгах, фильмах и мультфильмах... может быть, даже в жизни...

И на близкие темы:

#кино #культура #телевидение #книги #литература #философия #психология #символы