От серьеза до курьеза и обратно, а еще в сторону, и вспять, и вдоль, и поперек... Лабиринты – это всегда увлекательно. Причем во всех смыслах. Поэтому их любят показывать в кино как для массового, так и для элитного зрителя.
При этом лабиринты книг и кино различаются. Оно и ясно – на экране больше технических возможностей показать нечто фееричное:
- от водоворота с философским подтекстом «в одну реку нельзя войти дважды»
- до воронки (иного измерения) у горизонта событий, затягивающей героя этак в лабиринт домашней библиотеки и одновременно в черную дыру, как в голливудской фантастике Кристофера Нолана «Интерстеллар» 2014 г.
Можно выделить как минимум 5 условных типов лабиринтов в фильмах разных стран и времен.
1. Лабиринты природные
Бывают лабиринты естественные, которые создает сама природа: пещеры. По этим коварным коридорам блуждали, к примеру, герои:
- итальянского фильма Федерико Феллини «Сатирикон» 1969 г. В данном шедевре итальянского и мирового кино показан лабиринт с Минотавром.
Причем он показан как буквально (герой должен пройти под землей и сразиться с рогатым здоровяком… который оказался переодетым шутником из народа), так и метафорически (режиссер – гений неореализма обожал символы бессознательного);
- детского фильма СССР Станислава Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна» 1981 г. Там заглавный герой повел очаровательную девочку прогуляться – осмотреть интересные виды, да вот не учел, что выбираться придется с большим трудом;
- советского фильма Александра Прошкина «Михайло Ломоносов» 1984–1986 гг. Юный помор попадал с отцом на Соловки и на Заяцком острове проходил по лабиринту;
Причем это исторический факт – будущий гений мировой науки на самом деле разгадал тайну древних монахов Соловков.
- постсоветской картины Владимира Попкова «Сердца трех» 1992 г. Здесь персонажи в поисках сокровищ майя попадали в таинственное перекрещивание коридоров под землей;
- китайской комедии Стэнли Тонга «Доспехи бога: В поисках сокровищ» 2017 г. Персонаж в исполнении Джеки Чана попадал в самые разные приключения, разыскивая древние артефакты, в том числе в подземных ледяных пещерах;
- и др.
2. Лабиринты искусственные
Разумеется, такое чудо чудное, диво дивное люди не могли не пожелать воссоздать. Как результат, их творения возникали и в реальности, и в книгах, и в фильмах в разных ракурсах.
К примеру, рукотворные веселые лабиринты показаны:
- в знаменитом фильме Феллини «Амаркорд» 1973 г. Ледяной коридор здесь получился искрометным, как снег, который так редко видят, а потому так любят итальянцы.
В то же время маэстро неореализма подчеркнул глубину символа лабиринта – наравне с такими «фишками» бессознательного, как туман и пикантные нюансы, создающие чудесную ткань памяти (герой вспоминал свое детство);
- комедии СССР Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» 1979 г. Здесь герои, совершавшие заплыв по Темзе, во время остановки попали в Хэмптон-Кортский лабиринт.
Он существует на самом деле – его соорудили в XVII в. из живой изгороди.
Люди, осматривавшие эту старинную достопримечательность, заплутали, и один из друзей-путешественников решил им помочь выбраться. Да только лучше бы он не пытался. Оказывается, известное правило «все время поворачивай только в правую [или только в левую] сторону» не так-то просто, если применять его на деле;
- российском мульт-сериале нескольких режиссеров «Простоквашино» 2018–2024 гг. Здесь наши любимые Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик устроили ледяные коридоры во дворе.
Что до лабиринтов серьезных, то вспомним бесконечные ходы и закоулки огромной монастырской библиотеки во французском фильме Жана-Жака Анно «Имя розы» 1986 г. – экранизации известного романа Умберто Эко.
3. Лабиринты улиц, зданий и компьютерных «внутренностей»
Идея лабиринта постоянно увлекает авторов, провоцируя показывать зигзаги, плутания и проч. в переносном смысле.
Так, заглавный герой драмы Джозефа Стрика «Улисс» 1967 г. по известному роману Джеймса Джойса блуждал в суровых лабиринтах бесконечной одиссеи по своей жизни.
Максимальную философичность подразумевал роман Франца Кафки, который в 1984 г. экранизировал Алексей Балабанов: «Замок». Чтобы проникнуть в загадочный Замок, герою предстояло пройти множество улиц самых разных... хотя дело происходило в деревне.
В широком смысле лабиринт Интернета и вселенной, созданной неким запредельным архитектором, изображен во франшизе братьев Вачовски «Матрица» 1999–2021 гг.
Также по большому счету можно усмотреть в нем аллюзию с библиотекой Хорхе Борхеса и Умберто Эко с ее смешением культур, языков, направлений, смыслов, слов, категорий, имен…
Ну, а курьезные лабиринты данного типа встречались, к примеру, в советских комедиях:
- Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» 1968 г. Там бедный неудачник Геша блуждал в путанице восточных улиц.
То он заходил в одни и те же дворики, то его обливали сверху грязной водой, то за ним гнались дети, то он попадал в тупик. «Видно, в понедельник его мама родила!»;
- Константина Бромберга «Чародеи» 1982 г. Здесь добрый, но приземленный и чуждый волшебству гость с юга приехал с прагматичной целью – выкупить волшебную палочку. И вот незадача, он угодил в заколдованный круг и больше суток по нему ходил, изредка оглашая коридоры горестными криками «Кто так строит?!».
4. Фэнтези- и фантастические лабиринты
В нашем контексте логично вспомнить о фэнтези и фантастике.
Так, испанец Гильермо дель Торо в 2006 г. даже поместил наше любимое слово в название своего фильма: «Лабиринт фавна».
Еще один фантастический сюжет – фильм о бегущем в лабиринте (он так и называется) – в 2014 г. снял Уэс Болл, который во многом вдохновлялся «Планетой обезьян».
Ну, а зеркальный лабиринт скоро должен появиться в экранизации цикла книг Роджера Желязны «Хроники Амбера». Подбором актеров и съемками начал заниматься Стивен Колбер.
У самого Желязны это был потрясающий зеркальный коридор отражений реальных людей и событий – но не тех, что существуют сейчас, а тех, что, вероятно, произойдут когда-то. Или не произойдут.
5. Лабиринты метафорические
Если говорить о глубокой символике, то еще с древности известен зверь уроборос, который кусает сам себя за хвост и знаменует бесконечность.
Чуть более современная его аналогия – лента Мебиуса.
Также иносказательные лабиринты изображались в разное время в виде пути для Ариадны с ее нитью, или странствий для ищущих Святой Грааль, или жизненного Дао для верящих в сансару и законы кармы...
Да и любой хороший детектив может быть условно назван лабиринтом, вот хоть «Визит к Минотавру» Эльдора Уразбаева 1987 г. или фильмы-путешествия в жарне роул-муви (погони, покушения, прекрасная незнакомка…).
В конце концов, как говорил главный герой кино Микеланджело Антониони «Профессия: репортер» 1975 г., «люди исчезают всякий раз, выходя из комнаты». Это было продемонстрировано в реалистическом варианте – в данном итальянском кино, а в фантастическом – в фильме Роберта Швентке «Жена путешественника во времени» 2009 г.
На более простом уровне метафорический лабиринт подразумевался в лирической комедии Дмитрия Астрахана «Перекресток» 1998 г. Тут солист ранее популярной, а ныне забытой рок-группы «Дядя Алик», в которого воплотился Леонид Ярмольник, пел песню о перекрестке семи дорог и пытался выпутаться сразу из нескольких кризисов: среднего возраста, творческого и любовного.
__________
Словом, лабиринты настолько сложны, что вносят путаницу уже при попытке вывести их типы: все типы постоянно пересекаются, наслаиваются друг на друга, даже противоречат самим себе и логике...
А вообще лабиринт – явление настолько интересное, что пройти его самостоятельно надо непременно. Хотя бы раз в жизни. Главное (как пел мэтр русского рока) – не заходить «слишком далеко: потом нужно будет вернуться обратно».
Друзья, а какие лабиринты можете назвать вы? В книгах, фильмах и мультфильмах... может быть, даже в жизни...
И на близкие темы:
- отвечайте на тесты, где надо угадать фильмы или мультики по таким частям лабиринтов, как подземелье, а также лестница, плюс окно, ну и вот даже балкон;
#кино #культура #телевидение #книги #литература #философия #психология #символы