Найти тему
"Хомо люденс"

4 книги Лукьяненко, более достойные экранизации, чем его «дозоры»

Любители русской фантастики в курсе: книги Лукьяненко о дозорах (такой дозор… сякой дозор…) сегодня интересны больше тем, кому понравились экранизации 2 из них, а у самого Сергея Васильевича есть и более интересные, хоть и не раскрученные poмaны.

«Нeдoтeпа» и «Непоседа»

Эти 2 очаровательно подростковые книги Лукьяненко будут очень интересны и взрослым любителям фантастики, а также игры в бисер. Именно этой игрой они привлекают больше всего.

Правда, «меня терзают смутные подозрения», что данный стиль взят автором в 3 книгах о Жихаре от Михаила Успенского… Но ведь реализована идея на ура: читаешь романы о юном маге – и увлекаешься, и отойти не можешь, и ждешь продолжения.

Мир 2 книг о подрастающем герцоге-маге похож на Средневековье. При этом он напичкан драконами, гномами, живыми неживыми силами и всякой потусторонщиной. И все они реальны.

Наш герой умудряется с ними сражаться и побеждать их. А всё потому, что с детства имеет талант придумывать и произносить магические заклинания.

И это еще одна замечательная черта книг Лукьяненко о подростке-маге: они близки по духу книгам Владислава Крапивина, описавшего особый мир мальчишечьего братства...

Кстати, и сами заклинания, и идея их возникновения у Лукьяненко настолько остроумны, что читать об этом одно удовольствие... но еще интереснее было бы увидеть это на экране.

Изображение с piruja55.blogspot
Изображение с piruja55.blogspot

«Черновик» и «Чистовик»

Во многом оба экранизированных дозора Лукьяненко стали популярными из-за их чисто внешней эффектности. В начале 2000-х гг. как раз в моду вошли фильмы для всех этих любителей, знаете ли, кpoвyшки…

В «Черновике» и «Чистовике» также есть много эффектов, но без темных тягостных моментов, как в дозорах.

Кроме того, обе эти книги гораздо более взрослые (со всеми вытекающими…), чем описанные выше сказания о геройствах юного мага.

Так, здесь рассказано о системе параллельных миров, где, кроме простых обитателей, есть:

1) функционалы, которые выполняют определенные функции по наблюдению за миром.

Например, они сторожат башни – переходы между мирами. Миров много – целый веер. И вход в любой из них должен охранять таможенник, который «дает добро».

Есть много и других функционалов – полицейские, учителя, врачи, музыканты и проч.;

2) aкyшepы, которые помогают обычным людям стать избранными – функционалами;

3) кураторы, которые стоят вообще выше всех… и экспериментируют с мирами. Им, видите ли, крайне интересно: а что будет, если мир, допустим, задержать на стадии Средневековья? А если его отправить развиваться назад, остановив в «золотом» (античном) веке?

То есть кураторы решают как сразу за всех жителей этих миров, так и конкретно за функционалов. Ведь, прежде чем стать функционалом, человек оказывается выкинутым из своего мира самым странным образом:

  • его постепенно забывают все – от собственных родителей и домашних животных до коллег.

Чем больше была эмоциональная привязанность какого-то человека к тому, кого из этого мира «вытaлкuвaли», тем дольше он про него помнит;

Порой бывают курьезные моменты в связи с этим.
Так, главный герой обнаруживает, что одним из тех, кто помнил его долго, был парень с его работы, с которым он сталкивался довольно редко.
Из этого герой делает вывод о привязанности к себе того парня… и поначалу даже больше поражается от этого факта, чем от своего «вытaлкuвaния».
  • его документы и ключи истлевают на глазах;
  • в его квартире поселяются новые люди, которых даже «помнят» соседи.

Попав в систему веера миров, герой задумывается: кто взял на себя право решать за других – в каком мире и с какой ролью жить остальным людям? Каждый сам должен выбирать свой путь. Поэтому надо найти тех, кто виновен в самой системе «вытaлкuвaния»: людей из начального, стартового измерения – с «Земли-ноль».

Обложка  книги Лукьяненко в серии «Звездный лабиринт»
Обложка книги Лукьяненко в серии «Звездный лабиринт»

Правда вот, заканчивается эта история… как-то не геройски.

Попытавшись «спасти мир», герой понимает: «нaxpaпoм» не получится. Если бы он продолжал делать это год за годом, десятилетие за десятилетием, привлекая всё новых союзников, узнавая всё новые полезные сведения, то, возможно, у него что-то и получилось бы в итоге.

Но герои нынче на длительные проекты не подписываются.

И вот наш главный герой… впрочем, тут мне его так уже не хочется называть – скажем лучше: наш главный персонаж решает сделать выбор в пользу личной свободы.

Он разрывает связи с функционалами, сам теряет дарованные ему необычные способности, чтобы жить, как обычные люди. А веер миров… веер так и продолжает существовать, постоянно корректируясь неведомыми существами из измерения «Земля-ноль».

Это как если бы Нео в «Матрице» выбрал спасение не всех «попавших под раздачу» Архитектора, а лишь своей шкуры. Ну, максимум – еще шкуры Тринити.

Мир для всех герои современной фантастики спасают всё реже – они как-то больше для себя стараются… И описано это авторами книг настолько убедительно, что веришь: да, спасти себя – самое главное.

Но шанс на правильный выбор остается всегда. Как знать: может, если бы достойный режиссер экранизировал Лукьяненко, в фильме спасали бы все измерения веера, не ограничиваясь собственной шкурой?..

П. с. Ах, да… «Черновик» на самом-то деле экранизировали в 2018 г. (режиссер – Сергей Мокрицкий, в главной роли – Никита Волков).

Но этот фильм получился снят очень по мотивам книги. Поэтому лично для меня это отдельное, самостоятельное произведение, которое имеет лишь отдаленное отношение к книге.

П. п. с. Также читайте посты «Эти замечательные мальчишки в подростковых книгах Владислава Крапивина», и еще «Почему любители "Властелина колец" кapayлили Перумова в пoдвopoтнях», ну и плюс «Книга Садова, которая может составить конкуренцию книгам Булычева».

#искусство #чтение #книги #литература #культура #фантастика