Найти в Дзене
Тест Опросыч

Викторина: угадайте кино по сцене в подземелье

Подземелья всегда волновали кладами, тайнами и мистикой. В кино они символизируют многое, от серьезного до курьезного и от экзотичного до пикантного. Назовем несколько примеров. 1. Скрытые сокровища, тайные клады А это вам и гномы, и тролли в культурах самых разных народов. Допустим, дракон в фильме Питера Джексона «Хоббит» обворовал людей и гномов и спокойно почивал в пещере на этом добре. Из сокровищ в более философском смысле можно вспомнить пещеры из «Пер Гюнта» Генриха Ибсена (и Эдварда Грига...), включая мультфильм по ним Вадима Курчевского, а также многочисленные мифы о легендарной библиотеке Ивана Грозного под Москвой. Кстати, в определенном смысле таким местом, где можно было «схоронить» / спрятать накопленное богатство, было подполье, или подпол. Большинство из вас наверняка такие видели в деревенских домах. А вот в советском кино Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» в этом подполе спрятали… местную интриганку – caмoгoнщицу Алевтину Власьевну. Ей, видите ли, перешла д
Оглавление

Подземелья всегда волновали кладами, тайнами и мистикой.

В кино они символизируют многое, от серьезного до курьезного и от экзотичного до пикантного. Назовем несколько примеров.

1. Скрытые сокровища, тайные клады

А это вам и гномы, и тролли в культурах самых разных народов.

Допустим, дракон в фильме Питера Джексона «Хоббит» обворовал людей и гномов и спокойно почивал в пещере на этом добре.

Кадр из фильма «Хоббит»
Кадр из фильма «Хоббит»

Из сокровищ в более философском смысле можно вспомнить пещеры из «Пер Гюнта» Генриха Ибсена (и Эдварда Грига...), включая мультфильм по ним Вадима Курчевского, а также многочисленные мифы о легендарной библиотеке Ивана Грозного под Москвой.

Кстати, в определенном смысле таким местом, где можно было «схоронить» / спрятать накопленное богатство, было подполье, или подпол. Большинство из вас наверняка такие видели в деревенских домах.

А вот в советском кино Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» в этом подполе спрятали… местную интриганку – caмoгoнщицу Алевтину Власьевну. Ей, видите ли, перешла дорожку новая учительница. И вот Алевтина решила ее извести, подговорив Ларису, терявшую мужа, чтоб та отравила «разлучницу» настоем, который сама эта «предпринимательница» изготовила.

Однако Лариса вовремя превозмогла свою ревность и вырвала у соперницы стакан с ядом. Алевтину же, чтоб более не хулиганила, на время посадили в подпол – такой, о каком в кино о Мэри Поппинс говорили: «А там темно и крысы». Добавим: и еще очень холодно…

Кадр из кино Ростоцкого «Дело было в Пенькове»
Кадр из кино Ростоцкого «Дело было в Пенькове»

2. Место заточения

И в кино Александра Птушко «Руслан и Людмила», и в современном мультфильме Дарины Шмидт и Константина Феоктистова «Иван Царевич и Серый Волк» рассказывали: «В темнице там царевна тужит».

Образ девушки, плененной в темном месте, вызывает особо печальные эмоции публики. Прям-таки как в той народной загадке: «Сидит девица в темнице, а коса – на улице».

3. Потусторонний мир

И тут разброс вновь широк – от заглавного героя французского фильма Жана Кокто «Орфей» до сцен ухода героев в мир иной.

А порой эта тема может обыгрываться даже юмористически. Так, Лев Хоботов в советской комедии Михаила Козакова «Покровские ворота» иронично цитировал, рассказывая о своей тяжкой (ну, якобы) жизни: «Зарыты в каменные рвы, мы не воротимся, увы».

Наверняка он свою жизнь под гнетом и бдительным оком экс-супруги представлял именно как прозябание в подземелье.

4. Забытье как один из способов ухода

С древности разного рода склепы, усыпальницы и другие места погребения обустраивались именно в подземельях. Великих и (или) близких людей частенько уводили в мир иной через пещеры – естественно возникшие либо даже специально выдолбленные в скалах.

Отчасти можно тут назвать «Пелагею и красного петуха». Но эта книга так и осталась не экранизированной.

5. Боязнь света / недоступность света

Опять же вспоминаются толкиеновские герои из «Хоббита». Там эльфы одного из городов жили в подземелье и праздновали торжество луны. А хоббит, привыкший обитать на земле, поеживался и не понимал этакой традиции.

В психологии даже специальный термин придумали: аврорафобы. Причем понимать их можно:

  • в прямом смысле – как боящихся реального света. К примеру, некоторые люди, выходя из тени на солнышко, чихают;
  • в переносном смысле – как тех, кто думает штампами, имеет ограниченное сознание и «боится рассвета» (по словам из песни БГ).

6. Социальное неравенство

Как тут не вспомнить книгу Владимира Короленко «Дети подземелья» и снятый по ней одноименный фильм-спектакль В. Феклисова.

Тема неравенства в связи с доступом к сокрытым богатствам обыгрывалась в многочисленных книгах, фильмах и мультфильмах о поисках кладов. Одних только экранизаций стивенсоновского «Острова сокровищ» десятки в мировом кино!

Также назовем кино Харальда Рейнля «Сокровище Серебряного озера», фильм Джуда Венга «Охана: в поисках сокровища», картину Теда Николау «Остров дикарей», приключения от Джона Тартелтауба «Сокровище нации», южнокорейских «Пиратов: Последнее королевское сокровище» от Кима Джона-хуна, отечественных «Кладоискателей» от Николая Щербакова и др.

Кадр из кино Рейнля «Сокровище Серебряного озера»
Кадр из кино Рейнля «Сокровище Серебряного озера»

С некоторой условностью и в другом ракурсе тут можно указать целое культурное течение андеграунда, в том числе культовую музыкальную группу из Штатов с таким названием: Velvet Underground. Кстати, совсем недавно вышел одноименный фильм Тодда Хейнса.

7. Портал

С помощью лабиринтов под землей порой можно попасть в совсем другое место. От иного измерения такой портал отличается тем, что он лишь направляет.

Первой тут вспоминается кэрролловская Алиса с ее путешествием через колодец к антиподам, в том числе в советском мультфильме Ефрема Пружанского «Алиса в Стране чудес».

Между прочим, многие подхватили идею такого путешествия, и даже астрономы способ быстрого перемещения на далекие расстояния в космосе назвали кротовой норой. О странствованиях по ней рассказано, к примеру, в современном фантастическом голливудском кино Кристофера Нолана «Интерстеллар».

Или вот в советском фильме Александра Павловского «Зеленый фургон» показали катакомбы, которые на самом деле существуют на берегу Черного моря и туристы могут по ним даже побродить.

8. Иное измерение

Тут можно, цитируя Библию с ее упоминанием «в доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2), назвать заглавного героя булгаковского романа «Мастер и Маргарита», а также экранизации Владимиром Бортко.

Не зря в конце повествования о мастере говорили, что «он не заслужил света, он заслужил покой». Условным подземельем стало его последнее пристанище, если вдуматься...

9. Глубины души / бессознательного

Это по Карлу Густаву Юнгу, например. И данный вариант нередко обыгрывался интеллектуальными режиссерами, допустим Федерико Феллини в «Сатириконе» по Петронию.

Кадр из фильма Феллини «Сатирикон»
Кадр из фильма Феллини «Сатирикон»

Или вот, к примеру, Фридрих Ницше в труде «По ту сторону добра и зла» анализировал то, что он называл «тайны и подземелья немецкой души». И этакий ракурс показывали в «Мepтвeце» Джима Джармуша и др.

Процитируем также истину о том, что «сон разума рождает чудовищ». И разные кино явно этой истиной вдохновлялись, в частности экранизации книг Стивена Кинга.

10. Юмористические моменты

Как тут не вспомнить известное из народа «темно, как в желудке у негра». Наверняка именно такая бездонная пропасть была в животах героев комедии итальянца Марко Феррери «Большая жpaтвa». Они словно бы соревновались: кто съест больше. А если пища внутрь уже не влезала – один другому помогал ее вталкивать.

Пожалуй, это был тот вариант юмора, который подчас называют черным.

Более светлый (ну, в определенном смысле) вариант показали в шоу «Уральские пельмени» в сценке с разговором о зяте:

«– Доченька, опять своему троглодиту много еды готовишь? Он и так слишком полный.

– Мама, но путь к сердцу мужчины лежит через его желудок.

– Тогда тебе надо направляться в экспедицию с обозом».

Кадр с шоу «Уральских пельменей»
Кадр с шоу «Уральских пельменей»

__________

Итак, готовы ли вы пройти… нет, пока не подземелье, а наш непростой, но интересный тест о подземельях? Тогда берем в руки нить Ариадны – и вперед!

А на близкие темы отвечайте на тесты, где надо угадать фильмы или мультики по таким нюансам в кадрах, как окно, а также лестница, ну и еще балкон.

И смотрите видео пещеры в Турции, куда не водят туристов.

Тест: угадайте кино по сцене в подземелье