Подземелья всегда волновали кладами, тайнами и мистикой.
В кино они символизируют многое, от серьезного до курьезного и от экзотичного до пикантного. Назовем несколько примеров.
1. Скрытые сокровища, тайные клады
А это вам и гномы, и тролли в культурах самых разных народов.
Допустим, дракон в фильме Питера Джексона «Хоббит» обворовал людей и гномов и спокойно почивал в пещере на этом добре.
Из сокровищ в более философском смысле можно вспомнить пещеры из «Пер Гюнта» Генриха Ибсена (и Эдварда Грига...), включая мультфильм по ним Вадима Курчевского, а также многочисленные мифы о легендарной библиотеке Ивана Грозного под Москвой.
Кстати, в определенном смысле таким местом, где можно было «схоронить» / спрятать накопленное богатство, было подполье, или подпол. Большинство из вас наверняка такие видели в деревенских домах.
А вот в советском кино Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» в этом подполе спрятали… местную интриганку – caмoгoнщицу Алевтину Власьевну. Ей, видите ли, перешла дорожку новая учительница. И вот Алевтина решила ее извести, подговорив Ларису, терявшую мужа, чтоб та отравила «разлучницу» настоем, который сама эта «предпринимательница» изготовила.
Однако Лариса вовремя превозмогла свою ревность и вырвала у соперницы стакан с ядом. Алевтину же, чтоб более не хулиганила, на время посадили в подпол – такой, о каком в кино о Мэри Поппинс говорили: «А там темно и крысы». Добавим: и еще очень холодно…
2. Место заточения
И в кино Александра Птушко «Руслан и Людмила», и в современном мультфильме Дарины Шмидт и Константина Феоктистова «Иван Царевич и Серый Волк» рассказывали: «В темнице там царевна тужит».
Образ девушки, плененной в темном месте, вызывает особо печальные эмоции публики. Прям-таки как в той народной загадке: «Сидит девица в темнице, а коса – на улице».
3. Потусторонний мир
И тут разброс вновь широк – от заглавного героя французского фильма Жана Кокто «Орфей» до сцен ухода героев в мир иной.
А порой эта тема может обыгрываться даже юмористически. Так, Лев Хоботов в советской комедии Михаила Козакова «Покровские ворота» иронично цитировал, рассказывая о своей тяжкой (ну, якобы) жизни: «Зарыты в каменные рвы, мы не воротимся, увы».
Наверняка он свою жизнь под гнетом и бдительным оком экс-супруги представлял именно как прозябание в подземелье.
4. Забытье как один из способов ухода
С древности разного рода склепы, усыпальницы и другие места погребения обустраивались именно в подземельях. Великих и (или) близких людей частенько уводили в мир иной через пещеры – естественно возникшие либо даже специально выдолбленные в скалах.
Отчасти можно тут назвать «Пелагею и красного петуха». Но эта книга так и осталась не экранизированной.
5. Боязнь света / недоступность света
Опять же вспоминаются толкиеновские герои из «Хоббита». Там эльфы одного из городов жили в подземелье и праздновали торжество луны. А хоббит, привыкший обитать на земле, поеживался и не понимал этакой традиции.
В психологии даже специальный термин придумали: аврорафобы. Причем понимать их можно:
- в прямом смысле – как боящихся реального света. К примеру, некоторые люди, выходя из тени на солнышко, чихают;
- в переносном смысле – как тех, кто думает штампами, имеет ограниченное сознание и «боится рассвета» (по словам из песни БГ).
6. Социальное неравенство
Как тут не вспомнить книгу Владимира Короленко «Дети подземелья» и снятый по ней одноименный фильм-спектакль В. Феклисова.
Тема неравенства в связи с доступом к сокрытым богатствам обыгрывалась в многочисленных книгах, фильмах и мультфильмах о поисках кладов. Одних только экранизаций стивенсоновского «Острова сокровищ» десятки в мировом кино!
Также назовем кино Харальда Рейнля «Сокровище Серебряного озера», фильм Джуда Венга «Охана: в поисках сокровища», картину Теда Николау «Остров дикарей», приключения от Джона Тартелтауба «Сокровище нации», южнокорейских «Пиратов: Последнее королевское сокровище» от Кима Джона-хуна, отечественных «Кладоискателей» от Николая Щербакова и др.
С некоторой условностью и в другом ракурсе тут можно указать целое культурное течение андеграунда, в том числе культовую музыкальную группу из Штатов с таким названием: Velvet Underground. Кстати, совсем недавно вышел одноименный фильм Тодда Хейнса.
7. Портал
С помощью лабиринтов под землей порой можно попасть в совсем другое место. От иного измерения такой портал отличается тем, что он лишь направляет.
Первой тут вспоминается кэрролловская Алиса с ее путешествием через колодец к антиподам, в том числе в советском мультфильме Ефрема Пружанского «Алиса в Стране чудес».
Между прочим, многие подхватили идею такого путешествия, и даже астрономы способ быстрого перемещения на далекие расстояния в космосе назвали кротовой норой. О странствованиях по ней рассказано, к примеру, в современном фантастическом голливудском кино Кристофера Нолана «Интерстеллар».
Или вот в советском фильме Александра Павловского «Зеленый фургон» показали катакомбы, которые на самом деле существуют на берегу Черного моря и туристы могут по ним даже побродить.
8. Иное измерение
Тут можно, цитируя Библию с ее упоминанием «в доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2), назвать заглавного героя булгаковского романа «Мастер и Маргарита», а также экранизации Владимиром Бортко.
Не зря в конце повествования о мастере говорили, что «он не заслужил света, он заслужил покой». Условным подземельем стало его последнее пристанище, если вдуматься...
9. Глубины души / бессознательного
Это по Карлу Густаву Юнгу, например. И данный вариант нередко обыгрывался интеллектуальными режиссерами, допустим Федерико Феллини в «Сатириконе» по Петронию.
Или вот, к примеру, Фридрих Ницше в труде «По ту сторону добра и зла» анализировал то, что он называл «тайны и подземелья немецкой души». И этакий ракурс показывали в «Мepтвeце» Джима Джармуша и др.
Процитируем также истину о том, что «сон разума рождает чудовищ». И разные кино явно этой истиной вдохновлялись, в частности экранизации книг Стивена Кинга.
10. Юмористические моменты
Как тут не вспомнить известное из народа «темно, как в желудке у негра». Наверняка именно такая бездонная пропасть была в животах героев комедии итальянца Марко Феррери «Большая жpaтвa». Они словно бы соревновались: кто съест больше. А если пища внутрь уже не влезала – один другому помогал ее вталкивать.
Пожалуй, это был тот вариант юмора, который подчас называют черным.
Более светлый (ну, в определенном смысле) вариант показали в шоу «Уральские пельмени» в сценке с разговором о зяте:
«– Доченька, опять своему троглодиту много еды готовишь? Он и так слишком полный.
– Мама, но путь к сердцу мужчины лежит через его желудок.
– Тогда тебе надо направляться в экспедицию с обозом».
__________
Итак, готовы ли вы пройти… нет, пока не подземелье, а наш непростой, но интересный тест о подземельях? Тогда берем в руки нить Ариадны – и вперед!
А на близкие темы отвечайте на тесты, где надо угадать фильмы или мультики по таким нюансам в кадрах, как окно, а также лестница, ну и еще балкон.
И смотрите видео пещеры в Турции, куда не водят туристов.