Найти в Дзене

Петербургский некрополь. Выдающиеся люди, оставившие заметный след в отечественной культуре и истории

Оглавление

Вспоминаем знаменитостей, родившихся в разные годы 28 ноября и похороненные в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Голицын Александр Михайлович (1718–1783)

Александр Рослин. Портрет князя Александра Михайловича Голицына
Александр Рослин. Портрет князя Александра Михайловича Голицына

Видный российский военный и государственный деятель 18 века, генерал-фельдмаршал, генерал – губернатор Санкт-Петербурга.

Выходец из знатнейшей княжеской фамилии, он был третьим сыном князя Михаила Михайловича Голицына и Татьяны Борисовны Куракиной.
С раннего детства был записан в Преображенский полк и в 17 лет начал службу в чине прапорщика.
Участвовал в боевых действиях на Рейне под командованьем принца Евгения Савойского. Вернулся в Россию в 1744 году в звании капитана и был приставлен императрицей Елизаветой Петровной к августейшей чете, наследнику престола Петру Фёдоровичу (1728–1762) и его супруги Екатерины Алексеевны (1729–1796).
С 1748 по 1757 год Голицын служил посланником в Гамбурге. После начала Семилетней войны был назначен императрицей Елизаветой одним из командующих русской армией в чине генерал-поручика. Потерпел сокрушительное поражение в битве при Цорндорфе, но в сражении при Кунерсдорфе Голицын и вверенные ему войска проявили выдающийся героизм и внесли ключевой вклад в разгром прусской армии.
За это государыня удостоила его звания генерал-аншефа и ордена Александра Невского.
При новом императоре Петре III Голицын был назначен командующим войсками в Ливонии, подальше от двора. Переворот 1762 года и приход к власти его давней приятельницы Екатерины II не только вернул Александра Михайловича ко двору, но и принёс ему орден Андрея Первозванного, чин генерал-адъютанта и вхождение в Высочайший Совет и комиссию по реформированию армии.

В начавшейся в 1768 году Русско-турецкой войне Екатерина II назначила Голицына командующим армией. Ему удалось взять неприступную крепость Хотин и столицу Молдавии Яссы. Однако недовольная его медлительностью в принятии решений императрица заменила Голицына на Румянцева, но в 1769 году, признавая его заслуги, произвела Александра Михайловича в генерал-фельдмаршалы.

В 1775 году и с 1780 по 1783 год Александр Михайлович Голицын дважды занимал пост генерал-губернатора Санкт-Петербурга.
По его инициативе город был разделён на полицейские участки, в Новой Голландии построены каменные склады для сушки древесины, открыта Обуховская больница для душевнобольных и установлен памятник Петру Великому на Сенатской площади (Медный всадник).
Александр Михайлович Голицын скончался в 1783 году в возрасте 64 лет и был похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
В 1788 году над могилой покойного фельдмаршала было установлено надгробие из белого мрамора работы Федора Гордеевича Гордеева (1740–1810) великолепного мастера, считающегося основоположником русской школы мемориальной скульптуры.

-2

Это даже не надгробие в привычном нам смысле слова, а своеобразный монумент повествующий о подвигах русской армии под командованием славного военачальника нашедшего здесь последний приют.
Общее композиционное построение в виде пирамиды с портретным пирамидальное построение с портретным барельефом в верхней части, фигурами «Гения войны» и «Добродетели» одетыми в античные одежды позволяют отнести памятник к произведениям классицизма.

Памятник отражает известную победу над турками при Хотине под командованием А. М. Голицына, о чем рассказывают изображения военных трофеев: поверженные турецкие знамена, бунчуки, доспехи и прочие. Этой теме посвящен и сюжет рельефа щита: на фоне крепостной стены победитель в форме русского офицера энергично расправляется с самим пашой.

-3

Почти жанровый характер этой сцены несколько выпадает из общего высокого стиля композиции. Не менее удивляет и портрет самого фельдмаршала. Он выглядит максимально реалистично и похож не на идеального героя – триумфатора, а на человека, прожившего свою жизнь в служении Отчизне и вполне довольного её итогами.

-4

Черты реализма в трактовке подчеркнуто парадного памятника, насыщенного аллегорическими символами, как мне кажется, максимально свидетельствуют, что в сформировавшуюся уже европейскую школу мемориальной скульптуры в конце 18 века началось вхождение традиционных национальных черт русского искусства.

В работе над памятником вместе с Ф. Г. Гордеевым принял участие скульптор И. П. Прокофьев.

Рубинштейн Антон Григорьевич (1829–1894)

-5

Великий русский пианист, композитор, педагог. Автор оперы «Демон», симфоний, фортепианных концертов и миниатюр, многочисленных романсов. Основатель первой в России Петербургской консерватории и Русского музыкального общества.

Родился 195 лет назад (16) 28 ноября 1829 года в деревне Выхватинец Подольской губернии. Он происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. Игре на фортепиано Антон начал обучаться под руководством матери, а затем стал учеником пианиста А. Виллуана. Впервые на публике он выступил в 10 лет в Москве.

Свою музыкальную карьеру Рубинштейн начал как многие вундеркинды середины века, совершив со своим учителем концертное турне по крупным городам Европы в 1840–1843 годах. В эти же годы были изданы его первые сочинения.

С 1844 года Антон Григорьевич жил и работал за границей, где занимался по теории музыки у З. Дена, общался с Ф. Мендельсоном и Ф. Листом, которые оказали весьма заметное влияние на формирование творческой личности композитора.

После того, как из России пришла весть о разорении и смерти отца, мать опекавшая юного пианиста в Берлине вынуждена была срочно вернуться домой, а Антон переехал в Вену и начал самостоятельную творческую карьеру.

В 1848 году он вернулся в Россию и начал покорять Петербург, выступая как пианист и дирижёр, причем исполняя при этом исключительно собственную музыку.
Можно сказать, что Рубинштейн стал первым русским музыкантом, обретшим всемирную славу.
Он постоянно выезжал на гастроли в Европу и в США, но неизменно возвращался в Россию, без которой не мыслил своей жизни.

Рубинштейн вошел в историю отечественной культуры как инициатор и один из основателей «Русского музыкального общества» (1859) – ведущей концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной жизни и музыкального образования в русских городах.
Но, конечно, главным делом своей жизни Антон Григорьевич считал созданную и открывшуюся по его инициативе в 1862 году первую в стране Петербургскую консерваторию.
Он был ее первым директором (1862–1867) и профессором. Среди учащихся самого первого набора был Пётр Ильич Чайковский.

Творческое наследие Рубинштейна огромно и охватывает все основные музыкальные жанры, многие из его творений звучат и сегодня.

Скончался один из величайших русских пианистов и композиторов, Антон Григорьевич Рубинштейн (8) 20 ноября 1894 года в Петергофе.
Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1936 году прах композитора был перезахоронен в Некрополе Мастеров искусств позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств. Тогда же, по инициативе музыкальной общественности Ленинграда, на могиле был установлен бюст, который представляет собой отливку прижизненного портрета композитора, выполненного скульптором Б. Реймером.

-6

Блок Александр Александрович (1880–1921)

-7

Великий русский поэт Серебряного века, крупнейший представитель символизма в русской литературе. Его роль в русской литературе трудно переоценить и его ставят в один ряд с такими гениями, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, А. А. Фет и другие.

Родился (16) 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге, в семье профессора философии и права.
Окончив гимназию в 1898 году Александр Блок поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но затем перевёлся на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению. В том же году вышел его первый стихотворный сборник «Стихи о прекрасной даме», посвящённая Любови Дмитриевне Менделеевой – дочери всемирно известного химика, на которой он женился в 1903 году.
В конце первого десятилетия 20 века Блок работал редактором критики в журнале «Золотое Руно» и возглавлял школу символизма, а ещё, обратившись к театру, написал несколько «лирических драм» - «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка».

В 1909 году после смерти отца Александр Александрович получил наследство, что позволило ему отправиться вместе со своей «прекрасной дамой» в путешествие по Италии и полностью сосредоточился на литературном творчестве.
Следует сказать, что к этому времени он уже был весьма известен и популярен во всех уголках России, а его трехтомник стихотворений выдержал несколько изданий.
Во время Первой мировой войны, летом 1916 года, Блока призвали в армию, он служил в инженерной части Земского Союза в Белоруссии.

После Февральской революции 1917 года, которую поэт принял со смешанными чувствами, но отказался от эмиграции, он вернулся в Петроград.
Октябрьскую революцию 1917 года Блок принял восторженно и сразу занял активную гражданскую позицию, а новая власть отвечала ему взаимностью.
В январе 1918 года вышли его поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а затем целый ряд новых стихотворений.
С 1918 года он сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919-го перешёл в Большой драматический театр и одновременно был членом редколлегии издательства «Всемирная литература», в 1920 году стал председателем петроградского отделения Союза поэтов.

Нагрузки, нервное напряжение, не очень хорошее питание, подорвали здоровья поэта и 7 августа 1921 года Александр Александрович Блок скончался в Петрограде, где и был похоронен на Смоленском кладбище. Вот, как написала об этом Анна Ахматова:

…Принесли мы Смоленской Заступнице
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее,
Александра, лебедя чистого.

И сегодня, спустя более 100 лет, если войти через вход на Смоленское кладбище и двигаться в сторону храма, то пройдя мимо него и двигаясь дальше по Петроградской дорожке никуда не сворачивая вы увидите указатель.

-8

Пройдя по ней, вы вскоре увидите большой белый крест с небольшой мраморной плитой.

-9

Как видно, сюда приходят почитатели поэта, приносят цветы, вот только самого Александра Александровича в могиле нет. Можно сказать, что это символическая могила великого русского символиста.

Дело в том, что в 1944 году прах Александра Блока был перезахоронен на кладбище «Литераторские мостки».

-10

Надгробие представляет собой обелиск из чёрного мрамора с барельефным портретом поэта работы скульптора Николая Дыдыкина.

-11

Там же перезахоронили его «прекрасную даму» и супругу Любовь Дмитриевну Менделееву и других родственников.

-12

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Кладбища Санкт-Петербурга хранят ещё множество тайн и интереснейших историй, о которых я обязательно вам расскажу в ближайшее время, конечно если вам это будет интересно. Ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт – Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.