Вспоминаем знаменитостей, родившихся в разные годы 28 ноября и похороненные в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Голицын Александр Михайлович (1718–1783)
Видный российский военный и государственный деятель 18 века, генерал-фельдмаршал, генерал – губернатор Санкт-Петербурга.
Выходец из знатнейшей княжеской фамилии, он был третьим сыном князя Михаила Михайловича Голицына и Татьяны Борисовны Куракиной.
С раннего детства был записан в Преображенский полк и в 17 лет начал службу в чине прапорщика.
Участвовал в боевых действиях на Рейне под командованьем принца Евгения Савойского. Вернулся в Россию в 1744 году в звании капитана и был приставлен императрицей Елизаветой Петровной к августейшей чете, наследнику престола Петру Фёдоровичу (1728–1762) и его супруги Екатерины Алексеевны (1729–1796).
С 1748 по 1757 год Голицын служил посланником в Гамбурге. После начала Семилетней войны был назначен императрицей Елизаветой одним из командующих русской армией в чине генерал-поручика. Потерпел сокрушительное поражение в битве при Цорндорфе, но в сражении при Кунерсдорфе Голицын и вверенные ему войска проявили выдающийся героизм и внесли ключевой вклад в разгром прусской армии.
За это государыня удостоила его звания генерал-аншефа и ордена Александра Невского.
При новом императоре Петре III Голицын был назначен командующим войсками в Ливонии, подальше от двора. Переворот 1762 года и приход к власти его давней приятельницы Екатерины II не только вернул Александра Михайловича ко двору, но и принёс ему орден Андрея Первозванного, чин генерал-адъютанта и вхождение в Высочайший Совет и комиссию по реформированию армии.
В начавшейся в 1768 году Русско-турецкой войне Екатерина II назначила Голицына командующим армией. Ему удалось взять неприступную крепость Хотин и столицу Молдавии Яссы. Однако недовольная его медлительностью в принятии решений императрица заменила Голицына на Румянцева, но в 1769 году, признавая его заслуги, произвела Александра Михайловича в генерал-фельдмаршалы.
В 1775 году и с 1780 по 1783 год Александр Михайлович Голицын дважды занимал пост генерал-губернатора Санкт-Петербурга.
По его инициативе город был разделён на полицейские участки, в Новой Голландии построены каменные склады для сушки древесины, открыта Обуховская больница для душевнобольных и установлен памятник Петру Великому на Сенатской площади (Медный всадник).
Александр Михайлович Голицын скончался в 1783 году в возрасте 64 лет и был похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
В 1788 году над могилой покойного фельдмаршала было установлено надгробие из белого мрамора работы Федора Гордеевича Гордеева (1740–1810) великолепного мастера, считающегося основоположником русской школы мемориальной скульптуры.
Это даже не надгробие в привычном нам смысле слова, а своеобразный монумент повествующий о подвигах русской армии под командованием славного военачальника нашедшего здесь последний приют.
Общее композиционное построение в виде пирамиды с портретным пирамидальное построение с портретным барельефом в верхней части, фигурами «Гения войны» и «Добродетели» одетыми в античные одежды позволяют отнести памятник к произведениям классицизма.
Памятник отражает известную победу над турками при Хотине под командованием А. М. Голицына, о чем рассказывают изображения военных трофеев: поверженные турецкие знамена, бунчуки, доспехи и прочие. Этой теме посвящен и сюжет рельефа щита: на фоне крепостной стены победитель в форме русского офицера энергично расправляется с самим пашой.
Почти жанровый характер этой сцены несколько выпадает из общего высокого стиля композиции. Не менее удивляет и портрет самого фельдмаршала. Он выглядит максимально реалистично и похож не на идеального героя – триумфатора, а на человека, прожившего свою жизнь в служении Отчизне и вполне довольного её итогами.
Черты реализма в трактовке подчеркнуто парадного памятника, насыщенного аллегорическими символами, как мне кажется, максимально свидетельствуют, что в сформировавшуюся уже европейскую школу мемориальной скульптуры в конце 18 века началось вхождение традиционных национальных черт русского искусства.
В работе над памятником вместе с Ф. Г. Гордеевым принял участие скульптор И. П. Прокофьев.
Рубинштейн Антон Григорьевич (1829–1894)
Великий русский пианист, композитор, педагог. Автор оперы «Демон», симфоний, фортепианных концертов и миниатюр, многочисленных романсов. Основатель первой в России Петербургской консерватории и Русского музыкального общества.
Родился 195 лет назад (16) 28 ноября 1829 года в деревне Выхватинец Подольской губернии. Он происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. Игре на фортепиано Антон начал обучаться под руководством матери, а затем стал учеником пианиста А. Виллуана. Впервые на публике он выступил в 10 лет в Москве.
Свою музыкальную карьеру Рубинштейн начал как многие вундеркинды середины века, совершив со своим учителем концертное турне по крупным городам Европы в 1840–1843 годах. В эти же годы были изданы его первые сочинения.
С 1844 года Антон Григорьевич жил и работал за границей, где занимался по теории музыки у З. Дена, общался с Ф. Мендельсоном и Ф. Листом, которые оказали весьма заметное влияние на формирование творческой личности композитора.
После того, как из России пришла весть о разорении и смерти отца, мать опекавшая юного пианиста в Берлине вынуждена была срочно вернуться домой, а Антон переехал в Вену и начал самостоятельную творческую карьеру.
В 1848 году он вернулся в Россию и начал покорять Петербург, выступая как пианист и дирижёр, причем исполняя при этом исключительно собственную музыку.
Можно сказать, что Рубинштейн стал первым русским музыкантом, обретшим всемирную славу.
Он постоянно выезжал на гастроли в Европу и в США, но неизменно возвращался в Россию, без которой не мыслил своей жизни.
Рубинштейн вошел в историю отечественной культуры как инициатор и один из основателей «Русского музыкального общества» (1859) – ведущей концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной жизни и музыкального образования в русских городах.
Но, конечно, главным делом своей жизни Антон Григорьевич считал созданную и открывшуюся по его инициативе в 1862 году первую в стране Петербургскую консерваторию.
Он был ее первым директором (1862–1867) и профессором. Среди учащихся самого первого набора был Пётр Ильич Чайковский.
Творческое наследие Рубинштейна огромно и охватывает все основные музыкальные жанры, многие из его творений звучат и сегодня.
Скончался один из величайших русских пианистов и композиторов, Антон Григорьевич Рубинштейн (8) 20 ноября 1894 года в Петергофе.
Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1936 году прах композитора был перезахоронен в Некрополе Мастеров искусств позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств. Тогда же, по инициативе музыкальной общественности Ленинграда, на могиле был установлен бюст, который представляет собой отливку прижизненного портрета композитора, выполненного скульптором Б. Реймером.
Блок Александр Александрович (1880–1921)
Великий русский поэт Серебряного века, крупнейший представитель символизма в русской литературе. Его роль в русской литературе трудно переоценить и его ставят в один ряд с такими гениями, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, А. А. Фет и другие.
Родился (16) 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге, в семье профессора философии и права.
Окончив гимназию в 1898 году Александр Блок поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но затем перевёлся на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению. В том же году вышел его первый стихотворный сборник «Стихи о прекрасной даме», посвящённая Любови Дмитриевне Менделеевой – дочери всемирно известного химика, на которой он женился в 1903 году.
В конце первого десятилетия 20 века Блок работал редактором критики в журнале «Золотое Руно» и возглавлял школу символизма, а ещё, обратившись к театру, написал несколько «лирических драм» - «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка».
В 1909 году после смерти отца Александр Александрович получил наследство, что позволило ему отправиться вместе со своей «прекрасной дамой» в путешествие по Италии и полностью сосредоточился на литературном творчестве.
Следует сказать, что к этому времени он уже был весьма известен и популярен во всех уголках России, а его трехтомник стихотворений выдержал несколько изданий.
Во время Первой мировой войны, летом 1916 года, Блока призвали в армию, он служил в инженерной части Земского Союза в Белоруссии.
После Февральской революции 1917 года, которую поэт принял со смешанными чувствами, но отказался от эмиграции, он вернулся в Петроград.
Октябрьскую революцию 1917 года Блок принял восторженно и сразу занял активную гражданскую позицию, а новая власть отвечала ему взаимностью.
В январе 1918 года вышли его поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а затем целый ряд новых стихотворений.
С 1918 года он сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919-го перешёл в Большой драматический театр и одновременно был членом редколлегии издательства «Всемирная литература», в 1920 году стал председателем петроградского отделения Союза поэтов.
Нагрузки, нервное напряжение, не очень хорошее питание, подорвали здоровья поэта и 7 августа 1921 года Александр Александрович Блок скончался в Петрограде, где и был похоронен на Смоленском кладбище. Вот, как написала об этом Анна Ахматова:
…Принесли мы Смоленской Заступнице
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее,
Александра, лебедя чистого.
И сегодня, спустя более 100 лет, если войти через вход на Смоленское кладбище и двигаться в сторону храма, то пройдя мимо него и двигаясь дальше по Петроградской дорожке никуда не сворачивая вы увидите указатель.
Пройдя по ней, вы вскоре увидите большой белый крест с небольшой мраморной плитой.
Как видно, сюда приходят почитатели поэта, приносят цветы, вот только самого Александра Александровича в могиле нет. Можно сказать, что это символическая могила великого русского символиста.
Дело в том, что в 1944 году прах Александра Блока был перезахоронен на кладбище «Литераторские мостки».
Надгробие представляет собой обелиск из чёрного мрамора с барельефным портретом поэта работы скульптора Николая Дыдыкина.
Там же перезахоронили его «прекрасную даму» и супругу Любовь Дмитриевну Менделееву и других родственников.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Кладбища Санкт-Петербурга хранят ещё множество тайн и интереснейших историй, о которых я обязательно вам расскажу в ближайшее время, конечно если вам это будет интересно. Ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.