Н.Ю. Киселева, кандидат педагогических наук, С.В. Бакка, кандидат биологических наук
Сохранение живой природы и ее разнообразия – одна из важнейших задач человечества. Государства и общественные организации во всем мире тратят огромные усилия и ресурсы для сохранения редких видов живых организмов. Люди не хотят остаться в серой компании крыш, голубей и тараканов. Могут ли сохраниться под давлением растущего человечества, в агломерациях разрастающихся городов эстетически привлекательные, ресурсно-ценные виды живых организмов? Многое зависит от отношения людей к живым организмам. Например, в Индии, с высочайшей плотностью населения, сохранились слоны и тигры, а в городах живут тысячи крупных хищных птиц.
Компоненты природы тоже участвуют в процессе самосохранения. Множество исследований ученых всего мира связано с изучением живой природы в городах, а также с процессами синантропизации и урбанизации видов живых организмов.
Синантропизация – это процесс приспособления живых организмов к обитанию рядом с человеком. Само слово «синантропизация» образовано из двух греческих корней – «син» - вместе», «антропос» - человек. Всем известны такие синантропы, как сизый голубь, деревенская ласточка, домовый воробей, серая крыса, рыжий таракан. Эти животные давно связали свое существование с человеком и в нашей дикой природе жить уже не могут.
В последние десятилетия все большее число видов животных проникают в населенные пункты и города. Каменная куница, которая прочно обосновалась в городах лесной зоны Европейской России, полвека назад обитала только в южных горных лесах и лесостепных предгорьях. Сейчас уже никого не удивляют популяции городских крякв, сменивших образ жизни – из перелетных птиц они стали оседлыми. В городах Западной Европы еще в прошлом веке прочно обосновался черный дрозд, тоже ставший оседлым.
Урбанизация – процесс приспособления живых организмов к обитанию в городах. О склонности к городской жизни иногда говорят даже названия видов. Городская ласточка (или воронок) в Европейской России гнездится только на каменных постройках.
Почему живые организмы осваивают городские территории? Города растут, внутри городской черты оказываются природные экосистемы – участки лесов, лугов, водоемы вместе с их обитателями. Многие виды живых организмов в этих условиях готовы приспосабливаться к происходящим изменениям, главное из которых – постоянное присутствие людей. В то же время многие живые организмы на урбанизированных территориях получают ряд преимуществ: места для гнездования, источники корма, защиту. Например, черный стриж в природе гнездится в дуплах, которых не так много, а в городах освоил многоэтажные дома с множеством подходящих для гнездования ниш. Плотность гнездования серой вороны в городах гораздо выше, чем в природных местообитаниях благодаря возможности питаться пищевыми отходами. Кряквы в городе получили не только еду, но и защиту от охотников.
Виды-синантропы и виды-урбанисты бывают приведенные (приспособились к жизни рядом с человеком в одном месте, а потом распространились по населенным пунктам тех территорий, где в природе для их жизни может не быть подходящих условий) и вобранные (те виды, которые вселяются в населенные пункты из окружающих природных местообитаний). Надо иметь в виду, что любой приведенный вид на каком-то этапе своей истории был вобран на какой-то иной территории.
Иногда определить приведенность или вобранность вида можно легко. Каменная куница, живущая в жилых постройках в Нижнем Новгороде и отсутствующая в естественных экосистемах соседних регионов, несомненно, вид приведенный. К этой же группе относится сизый голубь – выходец из скальных ландшафтов южной Европы. Ему пришлись по вкусу постройки человека – сначала феодальные замки, позднее – многоэтажные дома. Привычный спутник человека – серая крыса – попал в средневековые города благодаря купцам, перевозившим товары из Юго-Восточной Азии по Великому шелковому пути.
А ондатра в системах городских водоемов, связанных с водными экосистемами за городами, свободно мигрирующая между городскими и естественными местообитаниями, – вид вобранный. Примерами таких же вобранных видов могут служить гнездящиеся в городских парках зяблики, дрозды-рябинники, большие пестрые дятлы и т.д.
А вот как быть с оседлыми популяциями городских крякв или городских черных дроздов? Эти виды живут и на урбанизированной территории, и в примыкающих естественных местообитаниях. Оседлость и более ранние сроки размножения препятствуют свободному скрещиванию диких и городских птиц одного вида. В разных странах и регионах появление городских популяций происходило в разное время. В некоторых городах такие популяции существуют уже много десятилетий, а в некоторых – только формируются. Из каких птиц формируются новые городские группировки – из вобранных или из приведенных? Ответить на этот вопрос могут только современные генетические исследования. Для черного дрозда такие исследования показали, что городские популяции создают птицы, проникающие в город из соседних лесов, а не из других городов, т.е. черный дрозд в городах – вид вобранный. Ученые Московского государственного университета начинают такие исследования городских крякв. И в этом им можно помочь, собирая в мае-июле линные перья крякв на берегах водоемов нашего города. Мало просто собрать перья – надо обязательно заполнить этикетку на материал, собранный в одно время на одном водоеме: обязательно укажите дату сбора, название водоема, а также имя и фамилию сборщика материала, способ связи (мобильный телефон или электронная почта). Собранные перья вместе с этикеткой можно переслать или принести на кафедру биологии, химии и экологии и методик обучения Мининского университета по адресу: Нижний Новгород, пл. Минина, д. 7, ауд 339.
Виды-синантропы и виды-урбанисты бывают облигатными (живущими только рядом с человеком, за пределами поселений не встречаются – например, домовая мышь, деревенская ласточка) или факультативными (встречающимися также в природных местообитаниях – например, скворец).
По отношению к человеку выделяют виды-антропофилы (любящие человека) и виды-антропофобы (боящиеся человека). К сожалению, именно антропофобы в последние десятилетия пополняют число редких и исчезающих видов, занесенных в Красные книги. К счастью, боязнь человека – это не неизменная характеристика вида, закрепленная генетически. Многие виды – классические антропофобы постепенно приспосабливаются к жизни рядом с человеком. Например, такой классический «нелюдим», как черный аист, гнездившийся только в не посещаемых людьми лесах, постепенно меняет стереотип поведения, начинает строить гнезда поблизости от населенных пунктов. В результате вид восстанавливает численность. А на курортах Египта крупная хищная птица скопа научилась строить гнезда на невысоких сооружениях над головами тысяч отдыхающих. Появление и развитие таких поведенческих адаптаций внушает надежду на сохранение редких видов, катастрофически сокративших численность в предыдущие десятилетия.
Постоянно возникающие поведенческие и экологические адаптации живых организмов, позволяющие им сосуществовать с человеком, – микроэволюционный процесс, идущий на наших глазах. Именно поэтому ученые всего мира уделяют большое внимание исследованию тенденций синантропизации с применением как традиционных (зоологических, ботанических), так и инновационных (генетических, молекулярных, биохимических) методов.
Изучение состава и отдельных представителей городской флоры и фауны – доступное даже для школьников направление исследовательских работ. Данная тематика чрезвычайно актуальна, позволяет собирать материал для интересных школьных проектов. Такие работы, даже выполненные школьниками, могут стать основой для фундаментальных научных обобщений. Такие работы можно и нужно выполнять в рамках биологических и экологических секций городского НОУ «Эврика».
#мининский #mininuniver #десятилетиенауки #МинобрнаукиРоссии #популяризациянауки