30 лет назад, в конце 1994, на лейбле Polygram, вышел "Knights of Cross", второй студийный альбом московской heavy/power группы Легион, ныне являющийся одним из самых "забытых" релизов отечественной Рок-музыки.
Этот небольшой обзор преследует цель еще раз обратить внимание на эту неординарную работу группы. Ранее она упоминалась в обзорах "Виниловый пантеон" (видео-обзор) и "Путь на Запад".
Ранее на канале группе Легион были посвящены такие обзоры, как: "Легион на грани веков", "Полон волшебства...", "Так хотят небожители", "Эхо Древности", "Качнется Маятник времен..." и "Top-10. Легион".
Эксклюзивное интервью с Алексеем Булгаковым было размещено в публикации "40 лет Листопада", а с поэтом Джамлатом Миканба - в публикации "Поэт любви и смерти".
Публикацию можно считать продолжением обзора "Легион 1987-1991", посвященную критическому периоду в жизни коллектива.
Как в ней уже говорилось, распад в конце 1991 состава Булгаков/Троскин/Салкин/Суворов, и неудача с попыткой сделать карьеру на Западе, привела вокалиста и композитора Алексея Булгакова к новаторским попыткам создавать необычную музыку, резко отличающуюся от традиции.
Компанию в этих начинаниях ему составили гитарист Дмитрий Хавин, ударник Сергей Воробьев и басист Станислав Козлов, остающийся в Легионе и по сей день. Так сформировался первый постсоветский состав Легиона, который в студии на радио Ракурс, известном симпатиями к Рок-музыке, записал demo к новому альбому.
(Любителям раритетов могу посоветовать отыскать несколько дорожек этого demo на просторах Сети. Если не ошибаюсь, именно с него первая, более акустическая, версия "Mistery", была впоследствии включена, в качестве одного из бонусов, в переиздание альбома "У окна" (2005)).
В середине 1992 Хавина и Воробьева сменили гитарист Юрий Крюков и ударник Константин Федотов. Этот состав и записывал, на той же студии, сам альбом, а часть партий к нему записал гитарист Вячеслав Молчанов, в будущем участник групп Легион, Кипелов и др. проектов.
Также, в 1993 Легион записали песню "Не бойся войти в храм" для сборника "Антология христианского рока в России" (1994). Интересно, что для записи песни были привлечены клавишник Алексей Розанов, и гитарист Сергей Салкин, гитарист Легиона в прошлом (1989-1991), и в будущем (с 2016).
Интересные факты об альбоме:
Альбом стал первым официальным релизом группы с уже 15-летней, на тот момент, историей.
Алексей Булгаков вспоминал, что запись альбома, продолжавшаяся около 3-х месяцев, очень его утомила и вымотала.
Оформление альбома вначале планировалось масштабным - с буклетом, текстами и фотосессией. Однако, в силу каких-то причин, все, что мы имеем в итоге - это только рисунки на лицевой и обратной стороне винилового конверта, без каких-либо выходных данных об альбоме.
Тексты для альбома написал автор, не оставшийся в истории, некто Ian Green. Все, что помнит о нем Алексей Булгаков - то, что на тот момент он работал в дипмиссии Индии в Москве.
"Живых" ударных на альбоме нет, их исполняет драм-машина.
Альбом был записан, но его выхода пришлось ждать больше года (сказывалась ситуация в индустрии релизов). Впервые в продаже Булгаков увидел его в музыкальном магазине "Мелодия" на Ленинском проспекте (потом на его месте располагался музыкальный магазин "Всесоюзный").
"Hold On" вышла в 2002 на сборнике "Incredibly Strange Metal Vol. 1".
Песня "Fire" не имеет ничего общего как с одноименной песней с "Demo 1991", так и с песней "In Fire" c demo "Second Creation" (1994). Это три разные композиции. Между тем, мелодическая линия песни с альбома впоследствии была частично использована в песне "Полет орла".
Трек-лист альбома включает 9 песен общей продолжительностью 34 с половиной минуты.
Несмотря на уже закрепившийся за Легионом, к тому времени, статус hard-n-heavy группы, звучание "Knights of Cross" не имеет никакого отношения к данному стилю. С уверенностью можно утверждать, что "Крестоносцы" - самый прогрессивный альбом отечественной Рок-музыки 1990-х. В его музыкальной ткани причудливо переплетены элементы techno thrash, funk, jazz, rap, folk, shanson и других стилей, а миниатюры соседствуют с продолжительными композициями, изобилующими сменами не только стилей, но и размеров, темпов и ритмических рисунков. Однако, такое сочетание не выглядит нагромождением, а неповторимый голос Алексея Булгакова рассказывает в каждой композиции неповторимые, захватывающие истории.
Кроме традиционно плотной для Рок-музыки партий гитары, стоит отметить разнообразную бас-гитару Станислава Козлова - после этого таких сложных партий он явно не исполнял. Немалая роль на альбоме, несмотря на его довольно тяжелое звучание, принадлежит и акустической гитаре.
Отдельного упоминания заслуживают партии клавишных, играющие в альбоме немалую роль. Штатного клавишника на момент записи альбома в группе не было, и, по словам Алексея Булгакова, все музыканты "на что-то нажимали". Но, если для 30-летних музыкантов записать тревожное синтезаторное intro к заглавной композиции, наверное, было нетрудно, то акцентированные проигрыши пианино в "Banners Higher" и "Stay Alone" заслуживают отдельных похвал.
Блог В Саду у Ихтиандра, Вк: "“Knights Of Cross” состоит из девяти вещей и длится всего 34 минуты. Но если кто-то думает, что это стандартный расейский хэви-метал-релиз с привкусом совка, то он сильно ошибается. Музыкально он сильно отличается от типичных метальных работ отечественных коллективов того времени – да и вообще его никак нельзя назвать хэви-металом. Это прогрессивная штука с гитарными риффами, которые, скорее, типичны для команд, играющих techno/progressive death (послушайте, например, заглавную вещь); очень оригинально решены вокальные партии: высокие чуть ли не вскрики-взвизгивания, которые могли бы встретиться на каком-нибудь прог-роковом или же даже на авангардном релизе, с добавлением – местами – уже метального рыка. Правда, слова разобрать практически невозможно.
Некоторые инструментальные фрагменты (например, в ‘Keep Your Faith’) вообще взяты чуть ли не из джаз-роковых архивов; музыканты, работающие в этом жанре, любят баловаться подобными штуками. В этом же треке мы слышим рваные структуры с неожиданно выдвинутым на первый план басом и с более широким, чем обычно, участием именно тарелок, а не барабанов; также необычны вокальные партии, ставшие, пожалуй, фирменной фишкой на “Knights Of Cross”.
Можно даже смело утверждать, что эту пластинку невозможно однозначно определить ни в один жанр. В композиции ‘Banners Higher’ вдруг появляются клавишные – впрочем, всего на минуту – после чего так же неожиданно «угасают» и исчезают совсем в этом треке, а вновь появятся они в номере ‘Fire’ – и опять неожиданно, но исключительно красиво и изящно, вдруг затем сменяясь резким гитарным всплеском.
Интересно, что альбом слушается одновременно и непросто в силу своей нестандартности, и несложно – потому что там нет никаких умопомрачительных наворотов в духе прог-металеров. В итоге с “Knights Of Cross” мы получаем альбом, который, по большому счёту, вообще не относится к хэви-металу, за исключением разве что отдельных риффов и утяжелённых вставок. Это очень интересная и необычная работа, которая, однако, как-то прошла мимо многих и которую следовало бы переиздать, потому что изучать там есть что".
Наиболее характерными песнями альбома можно, наверное, назвать "Mistery", "Fire" и "Stay Alone", занимающие основную часть второй стороны пластинки, и являющиеся ее своеобразным ядром. Драматургия альбома, осознанно или случайно, выстроилась таким образом, что предшествующие этим композиции словно "разогревают" слушателя, "играя" разными стилями, и постепенно подводя его к апокалиптичному апогею пластинки.
Сравнение "Knights of Cross" с небогатым каталогом других англоязычных записей отечественных Рок-исполнителей неизбежно показывает, что первый выигрывает за счет своей креативности, тогда как тем же англоязычным альбомам Мастера и Черного кофе легко найти западные аналоги звучания.
Презентация альбома состоялась 6 ноября 1994 в клубе Калипсо, располагавшемся в центре Москвы. К тому времени в состав группы также влился клавишник Андрей Потапов.
Альбом больше не переиздавался, так и оставшись в истории группы и отечественной Рок-музыки виниловым достоянием середины 1990-х.
Также, нет никаких свидетельств исполнения Легионом песен с альбома после его презентации. Несомненно, что после 1990-х (скорее всего, после 1995-1996), этот материал больше никогда не звучал в живую. На все вопрос о "воскрешении" альбома музыканты неизменно отвечают, что воспроизвести такой материал на сцене крайне сложно, а, кроме того, это вряд ли будет оценено большинством публики...
Аудио-видео-контент, рекомендуемый к ознакомлению: "Knights of Cross" (demo, студийная версия), клип на "Mistery", репортаж о презентации альбома, съемка концерта-презентации в Калипсо. (К сожалению, на момент публикации обзора, хостинг Youtube на данной территории не функционирует, и включение в обзор ссылок на видео не представляется возможным).
Почему же "Knights of Cross" оказался откровенно недооценен поклонниками Легиона, и забыт самой группой? На это, как видится автору, есть три основные причины.
Во-первых, альбом вышел в неудачное время распада общественных отношений, в том числе в сфере музыкальной жизни, не нашел своей рекламы, промоции, достойного продвижения - иными словами, в силу условий, не получил вполне заслуженной популярности. (Не будем забывать, что в начале 1990-х тяжелые стили Рок-музыки вообще переживали всеобщий спад).
Во-вторых, Легион как группа, довольно скоро сама сменила как состав (причем, изменения начались с радикальных перемен, а именно полного распада группы вследствие перехода Алексея Булгакова в группу Ария, где он провел несколько месяцев), так и направление работы, и, еще немного поэкспериментировав на demo "Second Creation" (1994), и, более удачно, на разностилевом альбоме "Дай мне имя" (1996), не только вернулась к текстам на русском языке, но и в конце 1990-х пошла совсем другим музыкальным путем power metal.
В-третьих, англоязычные альбомы, записанные отечественным Рок-коллективами, наглядно показали, что языковой барьер текстов для отечественного слушателя практически непреодолим.
И тем не менее, "Knights of Cross" определенно заслуживает большего внимания, чем имеет. Его отличают оригинальное оформление, здоровый экспериментаторский дух, искренность создателей, и смелые уверенные аранжировки, интересные и сегодня.