Ровно четверть века назад, в 1996, состоялось первое издание "Дай мне имя", третьего студийного альбома старейшей московской heavy/power группы Легион.
Эта запись занимает особое положение в дискографии группы, и обычно высоко ценится среди поклонников Легиона за необычное звучание и неповторимую атмосферу.
К моменту окончания записи группа уже существовала полтора десятилетия, поэтому в начале обзора стоит немного остановиться на вопросе: как получилось, что к 15-му году функционирования, Легиону удалось записать только три студийных альбома?
Появление названия "Легион" относится к 1979, однако собрать первый полноценный состав удалось только в начале 1980-х, когда к основателю группы Олегу Цареву присоединились певец Алексей Булгаков, ударник Сергей Комаров и гитарист Александр Цветков, которого вскоре заменили гитаристы Сергей Стасилович и Алексей Чернышев.
Так сложился классический состав Легиона, который в 1986 записал дебютный магнитоальбом "Апокалипсис" (переиздан в 2019), и вступил в Московскую рок-лабораторию (столичный аналог Ленинградского рок-клуба), что дало коллективу путевку в гастрольную жизнь.
На волне успеха в коллективе начались трения, и классический состав скоро распался, не успев записать второй альбом. В 1988-1989 Легион много гастролировал, однако общая ситуация в стране и снижение интереса к рок-музыке не привели к записи нового альбома - от тех времен до нас дошли только демо-запись "Последний шаг" (1989), и безымянное демо, именуемое поклонниками просто как "Demo 1991", и отсылающее нас к началу англоязычного периода Легиона.
Коллектив, готовый к записи нового альбома, удалось собрать только к 1992, когда был записан второй альбом "Knights of Cross" (1994). Вскоре после его выхода Алексея Булгакова пригласили в Арию, и состав, записавший его, распался.
Вернувшись в начале 1995 к своему первоначальному проекту, Алексей Булгаков, и оставшийся от прошлого состава басист Станислав Козлов, быстро собрали новый состав группы, пригласив в нее гитариста Вячеслава Молчанова и ударника Дмитрия Кривенкова.
Этот состав на студии Ария Records и записал в конце 1995 - начале 1996 третий альбом Легиона.
Запись в знакомой студии проходила легко и непринужденно, и коллектив изобиловал идеями. Этому способствовал целый ряд факторов: в коллектив влилась "новая кровь", для Алексея Булгакова, только что недолго проработавшего с Арией, студия была уже знакома, и, кроме того, параллельно в ней, над альбомом "Ночь короче дня" (1995), работала и сама Ария, в состав которой влился новый гитарист Сергей Терентьев - давний знакомый Алексея Булгакова по разным проектам конца 1980-х.
Сергей Терентьев оказал группе неоценимую помощь как сопродюсер, давая бесценные советы в процессе записи альбома.
Наконец, это был первый опыт сотрудничества Легиона с молодым абхазским поэтом Джамлатом Миканбой, и ознаменование, в связи с этим, возвращения группы к текстам на русском языке.
(Правда, не обошлось без происшествий. Дмитрий Кривенков записал все партии ударных за один день, и... после записи упал в обморок. Владимир Марочкин в своей книге "Рыцари Легиона" утверждает, что зато это сэкономило время и дало возможность остальным музыкантам больше поработать над аранжировками. Во время нашей встречи в 2021 я деликатно попросил Дмитрия вспомнить о том инциденте, но он, "конечно", о нем не вспомнил).
Запись "Дай мне имя" была окончена 4 января 1996. Сегодня, по прошествии 25 лет, слушая его, можно по-прежнему удивляться, насколько органично группе удалось синтезировать в одной записи самые разные стили и направления музыки.
Это романтичный альбом с налетом progressive, в музыкальной ткани которого можно найти heavy metal традицию конца 1980-х, альтернативный дух 1990-х, русскоязычные folk/art-rock краски, и яркие поэтические структуры с серьезными, и порой трагическими текстами на русском языке. Разбирая их, не перестаешь удивляться, насколько абхазскому поэтому удалось овладеть всеми его тонкостями.
Тексты песен действительно оказались необычными не только для Легиона, но и вообще для своего времени, и в сочетании со сложными аранжировками, насыщенными гитарными соло, сменами музыкальных стилей, необычной для Булгакова манерой высокого пения, сложнейшие вокальные партии – создают своеобразное настроение в стиле fantasy, продолжая темы русского язычества – богов и живой природы, пронесенные сквозь толщу лет, и словно вновь ожившие в современных рок-композициях.
В альбом включено 9 песен.
1. Дай мне имя
Альбом открывает прекрасный, динамичный трек, построенный на жестком гитарном риффе.
Великолепная, образная поэзия Миканбы - обращение лирического героя к смерти - сразу задает настроение всему альбому:
"...Над миром холодный свет
Но скоро придёт рассвет
Предо мною край Земли
С обрыва шагну вперёд
И стану одной из звёзд
Белый демон ждёт меня вдали
Не жди, я ещё не твой
Смотри, я могу взойти звездой
Дай мне время, дай мне имя
Свет - только часть моей мечты
Имя счастливой звезды
Дай мне силы!!"
2. Девятнадцать лет
Мрачно-лирическая песня о судьбе погибшего на войне в совсем юном возрасте.
Миканбе, в прошлом - самому участнику локального военного конфликта - очевидно, оказалась близка тема имевшей в то время войны в Чечне, и обобщающий текст получился очень драматичным:
"Детская кровать, мячик под столом
На стене портрет, полоса на нем
Ты еще мала, он твой старший брат
Та же жажда жить, тот же нежный взгляд
Полная луна, свет в твоем окне
Он давно убит на чужой войне
Девятнадцать дней все идут дожди
Как сказать тебе? - "Ты его не жди"
Подними глаза, сколько можно же так сидеть?
Всех равняет смерть - черная река
Легче умереть, чем убить врага
Дождик на стекле, это не вода
Слезы тех, кого унесла война
В девятнадцать лет..."
В конце 1990-х на песню появился клип, который некоторое время крутился по Муз ТВ.
На втором альбоме Алексея Булгакова и Алексея Чернышева "Плач оборванной струны" (2015) песня была перезаписана, но лично я большого смысла в этой работе не увидел.
В 2016 мне удалось перекинуться парой слов со Станиславом Козловым. Я поинтересовался у него, возможна ли реинкарнация этой песни на концертах Легиона, но его ответ сводился к тому, что "Девятнадцать лет", все же, оказалась рефлексией на свое время.
3. Ночь хранителя вулкана
Романтическая песня с захватывающими дух динамическими кульбитами и переплетением в своей музыкальной ткани разных стилей.
Текст повествует о соответствующей природной стихии:
"...Встретит на горном плато восход
Твёрдо войдёт под каменный свод
Но без него проснётся вулкан
Древний забытый всеми титан
Огнём разорвётся
Фонтаном взметнётся
Прольётся по тверди
Потоками смерти..."
4. Шутов прогнать
Эта песня мне кажется проходной и никогда не производила сильного впечатления.
У песни есть свои преимущества, но в целом у нее бедная музыка и не впечатляющий, какой-то странный текст:
"...Песни менестрелей и стихи придворных дам
В этом королевстве больше места нет шутам
Глашатаи глядя в свиток не устанут повторять
"По приказу короля, всех шутов прогнать"".
5. Ночь Диониса
А вот это - очень сильная песня, одна из моих любимейших композиций у группы вообще.
Очень яркая гитарная и вокальная работа, исключительно образный текст, в котором удалось буквально оживить молодость и романтическое настроение:
"...Сотни глаз встретят нас
Терпким вином
Сотней рук вечный круг
Мы разомкнем
Воздух свободы мы пьем
Жадно, глоток за глотком
Вместе с луной и дождем
Белым холодным огнем
Волчьего солнца лучи
Тучи разгонят в ночи
Криком совы, цветом трав
Плясками возле костра".
6. Сумерки
Задумчивая, романтическая песня, стилистически продолжающая "Ночь хранителя вулкана".
В тексте, кстати, в очередной раз встречается слово "легион":
"...Всё ярче светят звёзды, число им - легион
Уходит новый день
Ползёт на звёздный трон Луна
Она, как глаз богов глядит на мир людей
А я иду в туман один в кругу ночных зверей
Иду в страну бессмертных
Ищу среди холмов
Следы когда-то верных
Тайных троп среди лесов
Я слышу голоса богов…"
7. Полет орла
Еще одна романтическая композиция, не уступающая предыдущим.
На отметке "2:29", неожиданно ломая заданный темп композиции, резко врывается 10-секундная trash вставка, переходящая в жесткое, короткое гитарное соло - единственное напоминание о временах "Knights of Cross".
В тексте песни явно чувствуются языческие мотивы:
"Серебряный ручей
Журчит среди камней
Над тобой
В ногах - тяжёлый щит
Он бережно хранит
Твой покой
Долина так светла,
Скользит лишь тень орла
Над ручьём
Предел твоей мечты
Быть может, это ты
Стал орлом..."
8. Течение
Среднетемповая, и довольно бледная, как мне кажется, песня, интересная, разве что, динамическими построениями в середине.
В тексте вновь оживают немного загадочные языческие образы:
"...В лесах окрест я срезал шест
Чтоб плыть вперед под небосвод
Громады гор, круги озер
Ковры цветов, хребты холмов..."
9. Еретик
Альбом завершает песня «Еретик», текст для которой написали совместно Джамлат Миканба и Александр Афанасьев (а точнее, текст Афанасьева был доработан Миканбой).
Это еще одна, довольно необычная композиция для Легиона, с очень интересной аранжировкой, вызвала неоднозначную реакцию и у публики, и у самих музыкантов. Однако очевидно, что благодаря сильным акустическим ходовкам Вячеслава Молчанова, перерастающих время от времени в мощные гитарно-ударные вставки, драматическому тексту, эмоциональной манере исполнения Алексея Булгакова, альбом получил эффектную концовку.
Интереснейший текст с мощной динамикой и яркими образами представляет нам околосмертные переживания осужденного еретика:
"Дожигает закат исступленье свое
Я взошёл на костер, отгони воронье
Разомкни этот круг безымянных людей
Мой ангел
Мне твердят: "Отрекись, или будешь сожжен!"
Но нет смысла во лжи, я давно обречен
А за правду для них я готов умереть
Мой ангел
Бесконечность миров ты позволил познать
Я пытался как мог это людям сказать
Я для них еретик и пощады мне нет
Мой ангел..."
Насколько мне известно, Александр Афанасьев, написавший для Легиона тексты ко многим классическим композициям, относится к окончательному тексту "Еретика" скептически.
Именно поэтому интересно слушать его "правду" - песню "Еретик" в исполнении группы Антимир 666 (кстати, с вокалом Александра - ведь поэт "пел и играл на всем", по его собственному выражению, в первом составе Легиона).
Таким образом, как можно услышать, общими чертами альбома являются сложные аранжировки со сменами стилей, романтика текстов, включающая такие сложные проблемы, как смерть, смена настроений, образы ожившей природы. Я думаю, это и есть рецепт успеха "Дай мне имя", до сих пор почитаемого поклонниками Легиона как один из лучших альбомов группы.
Особенного упоминания заслуживает обложка альбома. Художник Павел Лапшин создал прекрасное оформление для этой записи - пожалуй, лучшую обложку из альбомов Легиона. Кстати, на последнем "Празднике загубленного детства" (церемонии, одно время проводившейся Фондом загубленного детства, устраивавшим рок-концерты в первых московских клубах), в 2000 эта обложка была признана лучшей обложкой года.
Почему-то почти все источники датируют "Дай мне имя" 1999 годом, однако это неправильно. Дело в том, что на момент окончания записи, то есть в начале 1996, выпускающие фирмы только начинали свой путь, а музыкальная жизнь еще была в ступоре. И тогда Легион сам выпустил свой альбом. С этой целью Алексей Булгаков самостоятельно совершил вояж на склад и выкупил 200 пустых кассет. Далее музыканты группы и сочувствующие им принялись развозить кассеты с альбомом по киоскам и магазинам, реализующим музыкальные записи, с жаром доказывая, что Легион - это некогда легендарная московская metal группа...
На CD альбом действительно был издан впервые в 1999, а в 2005 переиздан компанией CD-Maximum. Обложка и трек-лист альбома не отличаются от оригинала (в отличие от альбомов "У окна" (2000) и "Пророчество" (2001)).
Тем временем, на редких клубных концертах Легион представил новый альбом. Благодаря редкой сохранившейся записи, мы можем услышать, как звучала тогда группа и песни с "Дай мне имя" (интересно, что на этой записи "Шутов прогнать" исполняется с другим текстом).
К сожалению, на концертах нынешнего Легиона песни с "Дай мне имя" практически не представлены. Если очень повезет, можно услышать заглавную композицию. Спустя 13 лет после концертной записи, о которой шла речь чуть выше, на несколько концертов воскресили "Шутов прогнать" - и на этом, пожалуй, все.
На вопросы, с чем это связано, музыканты неизменно отвечают, что аранжировки и вокальные партии на альбоме очень сложные, и поэтому воспроизвести их на сцене трудно.
После выхода "Дай мне имя" Легион выпустили сборник "1980-1987", обозначивший начало второй волны популярности группы, растянувшейся на десятилетие (и принесшей, в числе прочего, двухкратное переиздание альбома). Этому периоду группы посвящен обзор "Легион на грани веков".
Ну и, наконец, нельзя не написать пару слов о людях, вложивших свое творчество и любовь в запись этого альбома.
Алексей Булгаков и Станислав Козлов до сих пор играют в группе Легион. Через год их сотрудничество отметит 30-летний юбилей. Эти двое музыкантов играют в группе дольше всех.
Вячеслав Молчанов покинул Легион в 1997, совсем немного не дождавшись нового подъема популярности группы. Сейчас он вместе с заменившим его тогда Андреем "Звездным" Головановым играют в группе Валерия Кипелова.
Дмитрий Кривенков покинул Легион в 2001 и с тех пор играет в группе Эпидемия. Его заменил Сергей Еранов.
Джамлат Миканба продолжает сотрудничество с Легионом. На его стихи написано немало прекрасных песен, среди которых я особенно выделю песни с альбома "Мифы древности" (2007).
А вот у Александра Афанасьева сотрудничество с Легионом в последнее время как-то не складывается. Несколько лет назад я имел с ним небольшую переписку, но Александр произвел на меня своими ответами впечатление мрачного и отрешенного человека. Зато, его стихи есть в песнях сольных альбомов Алексея Булгакова и Алексея Чернышева.
Возможно, читателям канала будет интересно узнать мнение об альбоме "Дай мне имя" и Сергея Салкина, нынешнего гитариста Легиона, на тот момент не участвовавшего в работе группы и записи альбома.
Сергей Салкин: "Мне этот альбом очень импонирует. Помимо того, что там собран интересный материал, все хорошо сыграно и спето, мне как гитаристу очень нравится работа Вячеслава Молчанова, и в плане гитарной игры, и в плане аранжировок.
Заглавную песню альбома мы до сих пор играем на концертах".
Проходят десятилетия, но "Дай мне имя" остается не только в каталоге Легиона, но и всего русскоязычного рока как настоящее сокровище 1990-х. Он запечатлел для нас, каких вершин может достичь твердый сплав творческой активности и огромного таланта.