15 лет назад, 14 апреля 2007, московская #heavy/#power группа #Легион презентовала в ДК МАИ "Мифы Древности", свой восьмой студийный #альбом.
На мой взгляд, "Мифы Древности" - самый сильный альбом группы, ее творческая вершина. В этом обзоре рассмотрены предыстория и история его создания, сделан разбор треков и описаны впечатления от концертов той эпохи группы.
Ранее группе Легион были посвящены обзоры "Легион на грани веков", "Полон волшебства...", "Так хотят небожители", "40 лет Листопада".
Предыдущий альбом коллектива, "Стихия огня", вышел в декабре 2004, и был очень горячо принят публикой и критикой. Песни "Птица" и "Звезда" с него стали одними из главных хитов группы наравне с "Листопадом". Пожалуй, можно сказать, что это самый любимый альбом и у самой группы.
"Стихия огня" была записана в составе: Алексей Булгаков - вокал, Станислав Козлов - бас-гитара, Сергей Еранов - ударные, Александр Орлов - клавишные и Сергей Бокарев - гитара. Но, сразу после презентации альбома гитарист покинул Легион, и его место занял Владимир Лицов. Владимир дебютировал на концерте в клубе Релакс уже 5 февраля 2005, чему автор этих строк свидетель. Именно поэтому и "Стихия огня", и ее главные хиты ассоциируются больше с новым составом, чем с составом, ее записавшим.
Владимир Лицов установил рекорд, оставаясь гитаристом группы на протяжении 11 с лишним лет. Дольше него в группе играли только Алексей Булгаков и Станислав Козлов.
Уже в 2005 группа приступила к разработке нового материала. Так, на большом новогоднем концерте 27 декабря 2005 был сыгран фрагмент песни "Икар - сын Дедала".
Осенью 2006 Легион приступил к записи нового альбома под рабочим названием "Мифы Древней Эллады". Официальный сайт группы сообщал, что ведется работа над 10 песнями, тексты создают Александр Афанасьев и Джамлат Миканба, а новый альбом планируется в мелодичном ключе, в стиле между "Стихией огня" и "Дай мне имя".
7 января 2007 Алексей Булгаков начал запись вокальных партий к новому альбому.
Альбом "Мифы Древности" вышел 7 апреля 2007 на лейбле CD - Maximum. В этот день в рок-магазине Зиг-Заг (ныне не существует), возле метро Киевская, состоялась автограф-сессия группы.
Все желающие могли приобрести новую пластинку группы, а музыканты, как правило, расписывались на развороте буклета, где было размещено коллективное фото состава, записавшего ее. Пока я брал автографы, мне удалось перекинуться парой слов с Алексеем Булгаковым. Оказывается, он был так поглощен работой над новым альбомом, что даже не успел еще послушать новый, на тот момент, альбом Iron Maiden "A Matter of Life and Death" (было бы интересно узнать мнение маэстро об этом весьма спорном альбоме). Также, я поинтересовался у Алексея, не помнит ли он, кто был певцом в параллельном составе Легиона в 1989. На это Алексей Юрьевич сказал, что уже подзабыл фамилию, но это был "парень с высоким голосом".
О моей версии состава параллельного Легиона можно прочитать в обзоре "Легион, 1987-1991".
На альбоме представлено 10 песен.
1. Моя звезда (муз. А. Булгаков, В. Лицов - сл. Д. Миканба)
Таинственный, напряженный пассаж клавишных с искаженным звуком переходит в бодрую композицию с мотивирующим текстом о поиске звезды свой судьбы. Прекрасный выбор для начала альбома.
Алексей Булгаков отмечает, что средняя часть композиции, где снижается темп песни, являлась предметом горячих споров между ним и Владимиром Лицовым. На альбоме мы слышим результат компромисса.
Текст песни написан по идее абхазского поэта Баграта Шинкуба.
2. Страна души (муз. А. Булгаков - сл. Д. Миканба)
Не менее темповая композиция, повествующая о некоем благодатном крае, избавляемом, почти полностью, Азраилом (аналог Архангела Михаила в христианстве) от смерти. Прекрасный "качевый" концертный номер.
3. Сон, в котором не было солнца (муз. А. Булгаков - сл. Д. Миканба)
Песня, сразу полюбившаяся многим поклонникам благодаря необычной для Легиона аранжировке с "подрывным" припевом, и загадочному тексту о некоем темном существе, избегающем дневной свет.
4. Время славы (муз. А. Булгаков - сл. А. Орлов)
Поэтический дебют в Легионе клавишника Александра Орлова полностью состоялся. Героико-мифологический текст (возможно, про состязания на Олимпийских играх) и мощная, мажорная аранжировка полностью захватывают, и удерживают внимание на протяжении всей песни.
5. Не могу быть собой (муз. А. Булгаков - сл. А. Афанасьев)
Текст Александра Афанасьева совершенно не выпадает из смыслового контекста альбома, и повествует о внутренних терзаниях публичного деятеля - то ли актера, то ли политика. Он прекрасно ложится на напряженную мелодию песни.
6. Икар - сын Дедала (муз. А. Булгаков, В. Лицов, А. Орлов - сл. А. Афанасьев)
Еще один прекрасный текст Александра, чем-то перекликающийся с "арийским" Икаром, и в фирменном стиле поэта намекающий на извечный выбор: остаться в тихой неволе, или же воспарить к Солнцу, но быть опаленным судьбой?
"...Тонкая грань зла и добра
Еле видна, каждый это знает
Но все равно, переступить
И победить многие мечтают...
В небе порой новый герой
Мчится стрелой и всегда сгорает..."
7. Новый Свет (муз. А. Булгаков, В. Лицов, А. Орлов - сл. Д. Миканба)
Еще одна драматическая история, повествующая о колонизации индейской Америки европейцами. Наверное, самая недооцененная песня альбома.
8. Одиссей (Итака навсегда) (муз. А. Булгаков - сл. Д. Миканба)
Довольно необычная для Легиона песня, по настроению похожая, наверное, разве что на "Пророчество". Мощные, на грани с doom, куплеты, сменяются куда более легкими припевами, а затем и атмосферной средней частью, что вместе создает настроение сопереживания тяжкой судьбе вечных странников, вынужденных по долгу службы, а то и по прихотям судьбы, странствовать и искать себя всю жизнь...
9. Месть Посейдона (муз. А. Булгаков, В. Лицов - сл. Д. Миканба)
Мощная и мрачная песня, продолжающая богато представленную тему чумы в искусстве. Морская тематика также не нова для Легиона - похожее настроение встречалось ранее у песни "Море для нас".
В середине песни драматизм создает резкая смена темпа и размера песни, и ее запись потребовала от музыкантов немало усилий.
10. Сердце Кентавра (муз. А. Булгаков, В. Лицов - сл. Д. Миканба)
Лучшая песня альбома, и одна из лучших песен группы вообще. 8,5-минутная композиция представляет нам возможности группы на тот момент в самом лучшем свете. Владимир Лицов, у которого, кстати, это также любимая песня с альбома, отмечал, что ему песня кажется недоделанной, что находок в аранжировках могло бы быть и больше, но... куда уж больше находок можно представить себе на этом эпическом полотне, где можно найти настолько богатые аранжировки на грани heavy/power и symphonic/progressive? Просто не верится, что такое способны создавать, по большому счету, самоучки, лишенные во многом даже возможности зарабатывать на жизнь своим творчеством...
Драматичная поэзия Миканба создает образность и напряжение с первых строк песни.
"...За дерзость и буйный наш норов
Нам Зевс запретил видеть море
Мы жили в Фессальских горах
С людьми и богами в раздоре..."
Многим не понравилась обложка альбома, разработанная Максимом Винокуровым, но мне же, как любителю больше абстрактных, чем детальных оформлений, кажется, что она - в самый раз. Явная стилизация под древние письмена создает необходимое настроение, да и как было бы разместить на небольшом участке пространства персонажей из разных исторических эпох? В любом случае, эта обложка гораздо лучше размытой идеи оформления предшествующего альбома.
Оценивая звучание альбома, стоит остановиться на ряде моментов. Прежде всего, именно на этом альбоме Легиону впервые удалось добиться такого чистого и мощного звука - сказались и энтузиазм музыкантов, и саунд-продюсера Андрея Ненадышина, и давнее знакомство со студией Два барабанщика (г. Лыткарино, Московская область). К такому же саунду Легиону удастся приблизиться только через десятилетие, на альбоме "Двойная звезда" (2017).
Далее, следует очень высоко оценить аранжировки альбома. Если до "Мифов Древности" можно было более менее уверенно сказать, в каком направлении выполнен альбом - heavy, power, progressive, и Легион напоминал, в самом лучшем смысле, Deep Purple, Rainbow или Dio, то здесь Легион одновременно напоминает своих учителей, и в тоже время не похож по звучанию ни на кого из них. Этот альбом - композиторская и аранжировочная вершина Легиона, и записавшего "Мифы Древности" состава. В музыкальной ткани пластинки органично сплелись heavy, power, symphonic, progressive...
Поклонников "Стихия огня" понять можно: альбом свеж и необычен, и все же, "Мифы Древности" превосходит его по всем позициям. Песни, переходящие одна в другую, создают ощущение цельности и дополняют друг друга, а продолжительность пластинки больше виниловой - редкость! - не утомляет, так как альбом слушается на одном дыхании.
И, наконец, нельзя не сказать про поэзию Джамлата Миканба: это также его вершина. Именно на этом альбоме его мастерство не только делает большой шаг вперед, не только оставаясь необычайно образным, но и приобретает философские оттенки, благодаря чему тексты становятся еще глубже и драматичнее. Целый ряд персонажей - исторических, мифологических, нарицательных - выстраиваются в этих стихах впечатляющей вереницей, донося до нас мудрость и уроки, живущие в мифах и преданиях веков минувших, философских и религиозных учениях, и насыщая музыку драматизмом.
Поэзия идеально ложится на впечатляющий вокал Алексея Булгакова, который обыгрывает каждую песню на грани с театром. В каком-то смысле "Мифы Древности" - рок-опера, и свяжи Легион на этом альбоме песни, например, единым повествованием, так бы оно и было.
Мои фавориты на альбоме, проверенные полутора десятилетиями: "Не могу быть собой", "Новый Свет", "Одиссей (Итака навсегда)", "Сердце Кентавра".
В марте, за несколько недель до выхода альбома, был представлен сингл "Не могу быть собой".
14 апреля 2007 на площадке ДК МАИ состоялась презентация нового альбома. Специально для этого события художник-модельер Елена Соколова приготовила костюмы, которые были призваны перенести музыкантов и их болельщиков в мир Древности.
Концерт открыл своим стихом поэт Джамлат Миканба, а во время выступления прозвучали как композиции с нового альбома, так и впервые исполненные за долгое время такие песни, как "Дай мне имя" и "Топор", и даже кавер-версия песни Ozzy Osborne. Поклонники группы могли наблюдать постановочное шоу, бои на мечах и пиротехнические эффекты. Увы, как свидетель этого исторического события, могу констатировать: при всех преимуществах этого концерта, звук на нем был ниже всякой критики.
Интересные факты:
Первоначально концерт был анонсирован на пятницу, 13 апреля, но в этот же день Черный кофе презентовали в ДК Меридиан новый альбом "Александрия". Видимо, поразмыслив, организаторы решили не разрушать ряды поклонников тяжелой музыки московского происхождения, и исправили дату концерта, в том числе на билетах, на 14 апреля.
Альбому "Александрия" (2007) ранее был посвящен обзор "Александр и я".
Также, на билетах на концерт содержалась информация, что "билет дает право прохода на телепрезентацию" альбома, и "дата проведения будет сообщена на концерте". Но на концерте так ничего и не сообщалось.
Разумеется, многие не знают, что стихом, которым Джамлат Миканба открыл концерт, был "Ассаргадон" В. Я. #Брюсова:
"Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море
Египту речь моя звучала, как закон
Элам читал судьбу в моем едином взоре
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон
Владыки и вожди, вам говорю я: горе
Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей - как тень в безумном сне
Мечта о подвигах - как детская забава
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен
Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон".
14 сентября Легион выступил на О2TV (это, видимо, и была та самая телепрезентация). Профессионально сделанная съемка дает представление о звучании группы в тот период (тем более, что, к сожалению, ни к одной композиции альбома не было снято видео-клипа).
Осенью того же года выходит в свет новая книга Владимира Марочкина "Рыцари Легиона". Книгу выпускает издательство Серебряные струны.
Ранее о книге упоминалось в обзоре "Что почитать".
На концерте-презентации книги в клубе План Б (ныне не существует) 25 октября присутствовал Александр Афанасьев, а на сцену с группой в последний раз поднялся Сергей Бокарев.
Для меня этот концерт ценен прежде всего тем, что в конце основного сета были исполнены песни завершающего альбома блока: "Одиссей", "Месть Посейдона" и "Сердце Кентавра".
11 апреля 2008 Легион вместе с группами Сергея Маврина и Валерия Гаины, а также группой Мастер, выступили на фестивале Марш металла в городе Донецке (на тот момент этот город принадлежал Украине), где пятитысячный Дворец спорта Дружба был переполнен поклонниками тяжелой музыки.
Спустя полтора десятилетия, в целом можно сказать, что альбом "Мифы Древности" по-прежнему достаточно высоко ценим поклонниками тяжелой музыки.
Маленькая зараза, Mastersland.com (пунктуация и орфография автора сохранены, приводится в сокращении): "Мне, как человеку, который тогда не знал вообще, что такое рок, тогда абсолютно ничего не говорило название группы и имена музыкантов, но в один прекрасный вечер я всё же решила послушать эту музыку.
Первым, что я услышала, были какие-то невразумительные электронные звуки. Но потом… Потом, когда началась гитарная партия, до меня всё же дошло, что это клавиши. Но самым странным для меня стало не это, а ГОЛОС. Именно так. С большой буквы. Голос Булгакова поразил с первых же тактов, приковав к себе внимание и заставив вслушиваться в каждое слово и интонацию, прочувствовать текст, мелодию. Эта песня застряла в моей голове на пару недель, я ходила и напевала её везде, где только можно.
«Страна души» порадовала напористым вступлением и, фактически ведущим мелодию, голосом. Так же полюбился простой, но довольно качевый рифф. Хотя, на мой взгляд можно было и поменьше клавиш.
Следующая песня, «Сон, в котором не было солнца», в буквальном смысле «взяла меня за жабры». Затаив дыхание я слушала проникновенный голос под незатейливый гитарный бой, пытаясь проникнуться смыслом данной композиции, и меня, как волной, накрыл припев, гласящий нам, что: «Наши души самый страшный мир, когда в них нет солнца». На долгое время эта фраза стала для меня самой цитируемой. До сих пор, не смотря на тот объём музыки и текстов, которые попадались на моем пути, эта песня является для меня самой смысловой, что ли.
«Время славы» понравилась по мелодии, хотя, лично я бы добавила немного «мяса». На альбоме песня не самая сильная, для меня она является песней «под настроение». Но меня в ней почему-то зацепил клавишный проход и последовавший за ним вокализ.
«Не могу быть собой» началась с почему-то мне так нравящегося боя, а вот дальше уже стало поинтереснее. Особо порадовали музыкальные решения в середине песни и интересное соло.
«Интересно, подумала я тогда, а что будет, если убрать оттуда клавиши?» В общем-то, тяжелые гитарные риффы и клавиши, идущие где-то в высоких октавах довольно неплохо сочетаются в песне «Икар – сын Дедала», но тогда, для неискушённого мозга они казались несколько лишними. На соло меня как будто обухом по голове стукнуло, уж слишком оно зацепило.
Очень долго не могла врубиться в смысл текста песни «Новый свет» и только через N-времени я поняла, что она об индейцах и чести.
«Одиссей» меня поразил. Булгаков на этой песне выложился на всю, поведав нам свою интерпретацию знаменитого мифа о царе Одиссее. Интересным решением стало и практически полное отсутствие гитары в куплете и тяжелые вставки между строчками. Особо поразила меня мелодичная часть и последовавшее за ней соло. Эта песня стала одной из самых любимых у Легиона.
Плавно «Одиссей» перетек в следующую песню, с которой у меня, если честно, сначала не заладилось. Поначалу я не смогла принять ни текст, ни музыку. Для меня они были какими-то чужеродными и отталкивающими. Но, через пару-тройку месяцев я нашла что-то и в этой песне. Что-то цепляющее, странное, но вместе с тем интересное и притягательное. Наверное, этим «магнитом» стал конец песни.
Заключительная песня на альбоме началась с распевного «Сердце, сердце кентавраааа», а дальше – понеслась. Напряжённый ритм и мелодия, взрыкивающий голос… О, эта песня тоже осталась в моей голове надолго. Очень кстати пришелся и мелодичный припев. Так же, для меня интересной находкой стала секвенция перед куском с «чистым» звуком.
В заключении хочу сказать, что с того времени Легион стал для меня одной из тех групп, которые я по настоящему люблю, творчество которых ценю и уважаю".
Тем временем, в том же 2008 Легион начали работу над новым альбомом. Но осенью группу покинул ударник, и его место занял Петр Малиновский. На концерте в клубе Релакс 24 октября, уже в обновленном составе, прозвучала новая песня "Последний единорог".
Девятый студийный альбом группы, "Невидимый воин", был записан в том же составе в 2009, и вышел в октябре 2010.
"Мифы Древности" завершают второй подъем группы Легион, продлившийся десятилетие, которое началось с перезаписи в 1997 классических песен для сборника "1980-1987".
Этот альбом показывает нам группу на пике возможностей, в зените творческого полета, наглядно демонстрирует, чего могут добиться музыканты, не только преданные делу, но и креативно мыслящие, не ограничивающие себя какими-либо рамками.
И спустя 15 лет этот альбом заслуживает самых наивысших оценок.